На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры - Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры - Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры
Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка
Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками
Все страницы

 

1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками

Обратимся к анализу отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в формировании установок на созидательность и творчество.
В США появление установок на созидательность связывают с устранением тревожных расстройств личности и снижением уровня тревожности, в целом. Исследования проводит Национальный институт психического здоровья во главе с Томасом Иснелом. Используется понятие «тревожное расстройство», сходное по значению с понятием личностной тревожности [45].
Тревожные расстройства связаны с более чем временным беспокойством или страхом. Для подростка с тревожным расстройством, тревожность не уходит и может ухудшиться в течение долгого времени. Эти состояния мешают общению, учебе, и подавлять креативность подростка. Есть несколько различных типов тревожных расстройств: генерализованное тревожное расстройство (чрезмерная тревожность, связанная с возбуждением, раздражительностью, легкой усталостью, трудностями умственной концентрации, мышечным напряжением, проблемами со сном); паническое расстройство (внезапные периоды интенсивного страха, которые могут включать в себя ускоренный сердечный ритм, потливость, дрожь, ощущения одышки или удушья, и чувство обреченности); социальное тревожное расстройство (выраженный страх ожидаемых социальных ситуаций, в которых подростки чувствуют себя неловко, осуждение, отвержение, или боязнь обидеть других).
Тревожные расстройства лечатся комплексной психотерапией, медикаментозно, в группах поддержки. Освоение техники управления стрессом в медитации помогает подросткам снизить тревожность. Национальный институт психического здоровья США постоянно проводит научные исследования, которые направленны на обнаружение новых способов предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний, в том числе тревожности.
Норвежский Центр «Оверваал» (Лора Луитен, Виллем Вагенар, Моника Дерксен) помимо когнитивно-поведенческой терапии предлагает так называемое интенсивную целевую программу по устранению причин, вызывающих тревожность и страх, высвобождающую креативность человека в занятиях разного вида творчества, повышающего эмоциональную устойчивость. Продолжительность программы составляет двенадцать недель. Занятия проводятся индивидуально, и в группах. В программе имеются различные презентации, используемые, например, для осознанности, психомоторной терапии и психодрамы.
В опыте российских педагогов есть программы по формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности в Центре дополнительного образования п. Тюльган Оренбургской области. В противоположность конструктивному - деструктивное поведение представляет собой грубые, очевидные и систематические нарушения базовых правил поведения, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, искажению восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до полной изоляции. Основными формами деструктивных изменений личности подростка являются деформация личностных потребностей личности и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений [46].
В виртуальную эпоху жизни информационного общества деструктивность подростков, переходящих в крайности, обретает массовый характер. В интернет-пространстве деструктивное поведение проявляется как оскорбления в социальных сетях, проявление агрессии в компьютерных играх, как саморазрушение. Необходимо заметить, что в связи с появлением в Интернет-пространстве деструктивных групп, так называемых «групп смерти», резко возросло и количество подростков, зарегистрированных в них. Туристско-краеведческая деятельность соединяет в себе два концептуальных аспекта: туризм как путешествие в свободное время, активный отдых, оздоровление и краеведение как изучение чего-то нового, духовное и культурное развитие личности. В процессе туристско-краеведческой деятельности подросток находит возможность самореализации, самоутверждения, удовлетворяется его потребность в общении. Туристско-краеведческая деятельность в учреждении дополнительного образования подразумевает свободный выбор цели, освоение способности к позитивному мышлению. Именно в свободном выборе детей и заключается существенный признак дополнительного образования.
Анализ опыта деятельности Центра дополнительного образования п. Тюльган свидетельствует, что целевое вовлечение подростков в туристско-краеведческую деятельность ведет к формированию опыта конструктивного взаимодействия, формированию собственного взгляда на мир, корректируются убеждения согласно требованиям времени и той социальной среды, в которой они находятся.
В Тюльганском районе в туристско-краеведческом объединении занимается 289 подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Эффективной является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесные тропки». Данная программа рассчитана на 4 года и является разноуровневой (стартовый, базовый, продвинутый). Вариативная часть «Проектная и исследовательская деятельность» позволяет предусмотреть не только углубленное изучение программного материала, но и реализацию самоопределения в группе сверстников, приобретение подростками опыта конструктивного взаимодействия, формирование положительной мотивации к участию в новых социальных отношениях [46].
Результаты пилотажной экспериментальной работы показали положительную динамику в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. У подростков формируется позитивная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия. В учреждении создана воспитательная система, насыщенная видами туристской деятельности: походы, экскурсии, тренинги, практические занятия на местности, игры, которые позволяют кристаллизовать опыт конструктивного взаимодействия. Вовлечение в туристскокраеведческую деятельность подростков приводит к тому, что они получают необходимые знания, учитывая опыт предшествующих поколений, формируя свой собственный взгляд на мир. Процесс адаптации к социальным изменениям в обществе средствами туризма и краеведения приводит к формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков, толерантности, нравственности, патриотизма и общей культуры личности.
Опыт организации военизированных игр для подростков имеется в Оренбургском кадетском президентском училище [16].
Теория и практика военно-патриотического игр были представлены в деятельности А.С. Макаренко, который решал проблемы воспитания подростков с опорой на принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия; разработал методику организации трудового воспитания, формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей [25].
Наследие Антона Семеновича давно и заслужено стало классикой отечественной и мировой педагогики. Педагогическими достижениями системы А.С. Макаренко являлись мощно сформированное ядро коллектива, воспитывающее колонистов в автоматическом режиме; самоуправление и формат военной дисциплины. А. Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был работать жестко, по-мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки. При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно. В военно-патриотических играх («Орленок» и «Зарница»), разработанных для детей и подростков, А.С. Макаренко реализовывал свое понимание эффекта игры: «Воспитание будущего деятеля проходит, прежде всего, в игре: каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе. Только такая игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» [25].
Разработанные Антом Семеновичем военнизированные игры широко используются в воспитательной практике кадетских корпусов.
В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. Система военно-патриотического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. В течение почти двухсот лет были подготовлены к военной и государственно службе многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов и патриотов на благо нашего отечества. В 1918 г. В связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возращены уже в 1991 году.
Военно-патриотическая игра (ВПИ) - это игра спортивного типа с элементами ролевого, театрального изображения военных действий или маневров. В ней широко используются элементы «воен- низации», употребляются термины и понятия, применяемые в военном деле, в некоторых родах войск или силовых ведомств, и с их учетом организуется деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними [16].

В целях укрепления военно-патриотического духа у кадет военнизированные игры проводятся на местности, максимально приближенной к реальности военных действий. Выявлено, что в условиях, максимально приближенных к воинской службе, у кадет возникают и формируются чувства товарищества, братства, коллективизма. Военно-патриотическая игра позволяет включить воспитанника в новый нравственный опыт, воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков. Именно на этом и построена организация военнопатриотических игр: выезд на полевые стадионы, сильный коллектив, готовый прийти друг другу на выручку. Игра приближена к реальным условиям.
В продолжение развития идей А.С. Макаренко, на основе игр «Зарница и Орленок» к 70-летию Победы подготовлена военнопатриотическая игра «Победа», которая широко проводилась на территории России в преддверии Дня Победы. В коллективном проекте кадеты подготовили презентацию судеб-портретов выдающихся воспитанников А. С. Макаренко - орденоносцев и героев ВОВ: Калабалина Семена Афанасьевича, Конисева Леонида Вацлавовича, Токарева Ивана Демьяновича, Цымбала Василия Тимофеевича, Явлинского Алексея Григорьевича.
Таким образом, в воспитательной практике кадетских училищ поддерживаются традиции военной дисциплины, опоры на коллектив как воспитательный инструмент. Эффективна система «перспективных линий коллектива и личности», разработанная А. С. Макаренко, суть которой в том, чтобы воспитать у человека перспективные пути, по которым «располагается завтрашняя радость». Его открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и совершались в совместной деятельности педагога с воспитанниками.
Таким образом, анализ опыта показывает, что созидательность как активность взрослеющего подростка поощрялась в отечественной и зарубежной практике различными методами и формами: устранением препятствий в виде негативных состояний и тревожных расстройств; привлечением ресурса туристско-краеведческой деятельности, кристаллизующей находчивость и предприимчивость в экстремальных ситуациях на тренировках по скалолазанию, переправам, в пеших и вело-походах; в опыте проведения военни- зированных игр на местности, максимально приближенной к реальности военных действий и к воинской службе, в ходе которых у подростков возникают и формируются чувства товарищества, братства, коллективизма, новый нравственный опыт созидания надежной команды соратников.
Источник: Жданова С.Н. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка : монография / С. Н. Жданова, А. А. Чиркова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - 76 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.