На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры - Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры - Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры
Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка
Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками
Все страницы

 

1.2. Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка

Педагогический ресурс игры в обучении, развитии и воспитании детей и подростков постоянно исследуется. Актуальность игры получила подтверждение в широком поле психолого-педагогических исследований. В современном мире интерактивные игры - это важная и необходимая часть образования и жизни подростка. Интенсивно развивающейся интерактивной педагогике предстоит осмысление и разработка технологий интерактивной игры в формировании и развитии позитивных качеств молодого человека. Игра оказывается уникальным средством в преодолении кризиса созидательности, остро переживаемом подростками [51].
Научное осмысление феномена интерактивной игры касается ряда взаимосвязанных понятий «игра», «интерактивная игра».
Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. По мнению Н.Н. Шацкой, игра настолько многомерное явление, что исследователи включают в «игровое пространство» искусство, науку, военное дело, финансы, право, любовь - весь человеческий опыт. Вместе с тем это повседневное явление, основа детства, универсальное средство развития ребенка [60, с. 37].
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культура не сводится к игре и наоборот, т.к. внутри культуры существуют принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего, между трудом и игрой. С начал цивилизации игра была полем для проявления важнейших черт личности. В игре человек демонстрирует самозабвение, максимально проявляет свои психофизиологические, интеллектуальные ресурсы. И взрослые, и дети, в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, баскетбол, шахматы, действуют так, как действовали бы в экстремальных ситуациях, на пределе своих возможностей в преодолении трудностей. Именно потому она используется в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вбирая различные сферы человеческой жизни. Философско-педагогический ракурс характеристики игры дает Й. Хейзинг, который писал: «Человеческая культура возникает и развертывается в игре, и как игра» [49].
Игра - это свобода. В игре человек совершенно свободен, он перенимает поведение людей, но даже в подражательные действия вносит нечто свое, самобытное. Участие в игровом самовыражении на уровне разума, подсознания и фантазии - одна из существенных потребностей растущего человека. Дети всегда играют по-настоящему, всерьез. В игре, продуктом которой является удовольствие, а конечным результатом развитие реализуемых в игре способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность как своеобразную сферу жизнедеятельности, которая имеет особые формы и проявляется в различных видах человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что игра, являясь одной из ведущих видов досуговой деятельности детей, с одной стороны, служит моделью, образцом жизни, социальной взрослости; с другой - источником радости, бодрости, гармоничного самочувствия, позитивного тонуса жизни. Удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации [12].
В игре человек - автор и исполнитель и, практически всегда, это человек созидающий - создающий и осмысляющий новый опыт. За счет постоянного потока новой информации игры обогащают фантазию, позволяют опробовать новые стратегии мышления и поведения, в новых ракурсах увидеть внешние ситуации, гармонизировать внутренний мир человека.
В игре человек существует и действует одновременно в двух амплуа - роли автора и роли актера, в любом случае это человек созидающий - создающий и осмысляющий новый опыт. За счет постоянного потока новой информации игры обогащают фантазию, позволяют опробовать новые стратегии мышления и поведения, в новых ракурсах увидеть внешние ситуации, гармонизировать внутренний мир человека.
Одинаково важны различные виды игр: и комплексные, и самобытные, и индивидуальные, и групповые. Ценность игры заключается в самом процессе, а не в выигрыше или каком-либо другом результате игры. Психолог Эрик Берн замечает: «...весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» [5].
Психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал, что: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир...», подчеркивая, что потребность воздействовать на мир, которая проявляется впервые именно в игре, это главное значение игры. Автор утверждал, что роли, которые принимаются и проигрываются ребенком образовывают и взращивают его личность [37].
Педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [43].
Игра непринужденно проявляет и формирует включенность и концентрацию в собственный процесс созидающей деятельности. В процессе игре приобретаются важные новообразования: мотивационные приоритеты, воображение, базовый конструкт произвольности, освоение законов взаимодействия людей в социуме.
Л.С. Выготский в концептуальной работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» раскрывает сущность игры как «исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми» [10]. Играя ребенок знакомится и осваивает необходимость традиций, обязанностей, условий и норм всякой деятельности человека. Дети учатся придерживаться правил игры, таким образом, познают понятие границ и законов как основы существования цивилизованного общества. Благодаря игровому взаимодействию с другими людьми ребенок начинает соизмерять возможность удовлетворения своих потребностей с существующими ограничениями, включающими в себя и воплощение желаний других участников игры.
На этапе символической игры, дети осваивают замещение - реального инструмента - игрушкой или любым другим предметом, животного, персонажа или другого человека - собой. Способность оперировать знаками и символами, и подобным замещением, готовит необходимую почву для освоения социальных знаковых сообщений. В целом в связи с развитием символической функции происходит развитие произвольного внимания, интеллекта, функции дифференциации и произвольной память. Игра исключительно стимулирует как развитие речи ребенка, так и интеллектуальное развитие в целом: с ее помощью он научается обобщать и дифференцировать предметы и действия. От наглядно-действенного мышления ребенок переходит к мышлению наглядно-образному. А в ролевой игре к этому добавляется еще и абстрактно-логическое мышление. Ролевая игра имеет большое значение для развития воображения [10].
Игра - универсальное средство. Л.С. Выготский говорил о специфике игры, действующей не только на отдельные процессы психики (память, воображение и т. п.), но и на всю личность в целом. «В игре ребенок на голову выше самого себя», - писал Выготский о ролевой игре. Игра этого типа имеет как минимум два уровня: воображаемый и реальный. То есть, ребенок, играя в инопланетянина, одновременно осознает и себя реального и роль инопланетянина. Как только исчезнет один из этих уровней, игра разрушается. Игра разворачивается вокруг образа, непосредственно предмет игры играет второстепенную роль. Дети, играющие в космос на бревне, представляют, что оно ракета. Если же они играют в спасателей Арктики, бревно уже будет ледоколом. Волшебное слово «как будто» меняет состояние личности. Так воздействует образ на самоощущение играющих детей. Важно отметить, что ядро игры - роль и сюжет, они определяют и правила взаимодействия, и ход игры. Надо отметить, что именно ролевые взаимодействия являются для ребенка главной притягательной силой к игровой деятельности.
В докторской диссертации «Игра учащихся как педагогический феномен культуры», защищенной в 1997 году, С.А. Шмаков рассматривает игру как социокультурный и педагогический феномен по следующим основаниям: игра многомерна, поскольку выступает в педагогическом процессе как вид творческой деятельности, принцип, метод, стиль воспитательного процесса; игра рождает, в основном, положительные чувства, энергию, оптимистическое мироощущение [57].
С.А. Шмаков определил функционал игры, как универсальную и феноменальную деятельность, расширяющую рамки непосредственного опыта ребенка. Игра - стратегически тонко организованное культурное пространство, всякое место, занимаемое в нем ребенком уникально и ведет его от развлечения к развитию. Исследователь указывает игру как фактор, формирующий личность на всех возрастных этапах школьного возраста и за его пределами. Уникальность и автономность деятельности в игровом пространстве дает эмоциональную опору личности ребенка и способствует адаптации и самореализации в жизни [55].
Игра - ведущая модель досуга, действенный инструмент познания, диагностики детей и подростков, развития и коррекции. С.А. Шмаков первым выдвигает игру как один из соответствующих законам детства педагогических принципов, которым как базовым следует руководствоваться педагогу в своей профессиональной деятельности. В многообразии педагогических смыслов и проявляется феноменальная сущность игры [59].
Пионер отечественной игровой педагогики С.А. Шмаков создал методику проведения длительных ролевых игр (говоря современным языком - игровых программ): «Город мастеров», «Снежная республика», «Цирк смелых и умелых». Определив игру как стимул неигровой деятельности, он разработал ряд трудовых по содержанию и игровых по форме упражнений [58].
Он называл игру педагогической азбукой жизни, говорил об игровой дистрофии детей, и вслед за А.С. Макаренко, провозглашал мажор и оптимистический стиль обязательным условием детской жизнедеятельности [56].
На сегодняшний день в психотерапевтическом и педагогическом сообществе нет консенсуса в классификации игр. Сложность создания единой классификации состоит не только в многообразии игр, но и в том, что они, отличаясь друг от друга правилами, формой и системами оценки результата, отличаются еще и целями. Даже игры с одинаковыми правилами и инструментарием могут
быть совершенно разными, поскольку применяются для разных задач: например, для анализа работы системы или для обучения учащихся, как тренинг для принятия решений или для развития навыков и умений.
В педагогической практике применяется классификация игр: ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные.
В образовательном процессе чаще всего используются разные вариации на тему деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама в работе с разными категориями детей.
Существует также подход, который делит все игры по степени жесткости установленных в них правил: игры с готовыми непререкаемыми правилами; игры, в которых предусмотрена возможность менять правила по ходу игровых действий; игры, в которых работает комбинация жестких правил и «вольного» течения игры или творческого отношения к существующим правилам. Это условная классификация, поскольку в подавляющем числе игр есть и правила, и творческое начало. Продолжаем характеризовать классификации игры: по теме: военные, спортивные, художественные, экономические, политические; по характеристикам участников: детские, взрослые, одиночные, парные, групповые; по тренируемым способностям: физические, интеллектуальные, состязательные, творческие [32, с. 45].
В свою очередь, психолог и психотерапевт К. Фопель дает следующую классификацию игр [48].
Развлекательно-финансовые игры. Ярким примером подобной игры является «Монополия», появившаяся в США во времена Великой депрессии Возможность «заработать» на спекуляциях с недвижимостью, в то время как в реальной жизни у американцев денег не было, сделала «Монополию» крайне популярной. Удовольствие от подобной игры возникает от сочетания реального и вымышленного. Игроки наслаждаются возможностью рисковать деньгами, не опасаясь последствий. Самое страшное, что может произойти с игроком в «Монополии», - банкротство в вымышленном мире игры. Таким образом, наказание состоит исключительно в «виртуальном» проигрыше и, как следствие, в переживании в этой связи разных по накалу чувств - от разочарования до злости. 18
Военные игры. Симуляторы военных действий стали очень востребованными в первую очередь в среде офицеров, поскольку позволяли проверять на игровом поле гипотезы по ведению боевых действий, не рискуя реальными ресурсами - человеческими и материальными. Фигуры маленьких солдатиков и техники символизировали армии, участвующие в конфликте, описывались также специфические характеристики типа скорости передвижения живой силы и техники, мощности вооружений и т. п. Такие игры давали военным возможность развивать умение анализировать военную ситуацию и способность к принятию решений.
Экономические игры. Экономический бум после Второй мировой войны привел к появлению обучающих игр для высокорисковой экономической сферы. Подобные мультвариантные игры дают возможность эксперимента с различными решениями в зависимости от условий. Безопасный результат при консервативном поведении или, наоборот, рисковых инвестициях - главная привлекательная характеристика экономических игр. Это - своеобразный тренажер, пользуясь которым игроки могут оценить последствия своего поведения на рынке практически в реальном времени. Такие игры идеально подходят и как тренинги по управлению персоналом и ведению переговоров.
Психотерапевтические игры. Их цель - дать клиенту возможность исследовать свое поведение в безопасном пространстве терапевтического кабинета так, чтобы принять решение о том, как поменять его в реальной жизни. Сегодня в практике применяется широкий спектр таких игр: игры на осознание собственных чувств; игры для понимания и принятия других людей; игры на развитие доверия и близости [48].
В рамках нашего исследования средством формирования созидательной позиции подростка выбирается интерактивная игра.
Интерактивная игра изначально рассматривалась как компьютерная технология, активизирующая восприятие, мышление, эмоционально - волевую сферу личности. В эпоху информационного общества интерактивностью пронизаны все процессы, поскольку интерактивность отражает сущностную характеристику современного образования и жизнедеятельности на информационной основе.
Понятие интерактивности заимствовано из английского языка, означает взаимодействие (inter - между, act - действие) и является понятием, раскрывающем характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. Интерактивностью пронизаны диалоговое взаимодействие, кооперация и сотрудничество, игровые формы деятельности, что полностью соответствует требованиям к средствам формирования созидательной позиции подростков.
В современной педагогике интерактивное обучение характеризуется рядом основных признаков: диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, игровая деятельность, тренинговая организация обучения. В рамках информационного подхода рассматривают техническую интерактивность, как свойство программного обеспечения по взаимодействию с пользователем, и психолого-педагогическую, как технологию обучения и развития личности [54].
Анализ инновационного педагогического опыта показал, что в практике применяется совокупность интерактивных методов и технологий: интерактивная лекция (викторина, вкрапленные задания, активное резюмирование, диагноз и предписание, командная работа, дебрифинг, перевод, пресс-конференция), кейс-метод, вебтехнологии (хот лист, мультимедийное портфолио, поиск сокровищ, коллекция примеров - сабджект семпле, веб-квест), техники креативности (техника модерации, составление ментальных карт, бисоциация, мыслительные колпаки, мозговой штурм, метод многомерных матриц, метод инверсии, метод эмпатии, метод синек- тики, методы организованных стратегий), методы мыследеятельности (метаплан, мастерская будущего), методы смыслотворчества («Заверши фразу», «Ассоциации»,, «Интеллектуальные качели», «Минута говорения», «Аллитерация понятия»), дискуссионные методы (круглый стол, дебаты,, интерактивные игры («четыре угла», «икебана», «давай, делай!», «оттаивание», «гений и придурок», «динамическая социограмма», «потенциал группы», «эссе», «ужасные тайны») [50].
Традиционно к средствам интерактивного обучения относят интерактивную доску, интерактивную систему тестирования, электронный учебник и другие.
Остановимся на интерактивной игре, являющейся частью интерактивных психолого-педагогических технологий. В рамках нашего исследования интерактивная игра рассматривается как средство развития созидательной деятельности подростка. Интерактивная игра зарекомендовала себя как форма учебной деятельности школьников, достигающая следующие задачи: формирование познавательного интереса, освоение теории и практики, формирования причинно-следственных связей (детерминированности действий), взаимообмен личным опытом участников, развитие навыков сотрудничества, организацию мыслительной деятельности в целом.
К. Фопель рассматривает игру как универсальный инструмент психолого-педагогического процесса. Ценность интерактивных игр заключается в нескольких аспектах: игры позволяют значительно усилить мотивацию обучения, изучить особенности индивидуальных стратегий поведения участников, способствуют осмыслению сложных межличностных взаимосвязей, инициируют социализацию, дают возможность получить ценный опыт для интеграции ценностей, убеждений, навыков и стратегий и, таким образом, развивают личность подростка. Мотивация обучения в результате интерактивных игр усиливается за счет повышения концентрации на процессе игры, высокого уровня включенности участников в процесс игры. Играя, участники пробуют различные стратегии поведения, осмысляют ценность своих убеждений, в процессе дискуссии учатся вести диалог и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Значимую роль в интерактивных играх оказывает и игровое пространство, в нем участники концентрируются на самом процессе игры, находясь в безопасной игровой обстановке, они могут рисковать, действовать открыто, импровизировать, расширять спектр своих возможностей [48].
К. Фопель писал о том, что интерактивные игры позволяют подросткам выйти из состояния изоляции и одиночества, почувствовав единение с другими людьми; ощутить надежду и укрепить веру в себя и свои возможности; формировать ясное мышление, исследовать и анализировать реальность; научиться принимать решения, как самостоятельно, так и совместно с другими людьми; научиться достигать баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями; развить сильные черты своего характера. Он подчеркивал, что «надежда - это та экзистенциальная установка, которая помогает пережить человеку тяжелые обстоятельства. Надежда дает человеку наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность» [48].
Зачастую эти игры в упрощенном виде отражают реальные жизненные ситуации. Они дают возможность вычленить важные элементы из сложных аспектов внутри или межличностных проблем и представляют их в искусственно созданном контексте в виде схемы действий. Более примитивный мир интерактивных игр позволяет подросткам лучше, чем в сложной реальности, познать структуру и понять причинно-следственные связи происходящего, что, в свою очередь, дает им возможность эффективно обучаться новым моделям поведения и проверять на практике свои идеи.
Интерактивные игры - прекрасный инструмент для групповой работы, когда крайне важно не только решение задач всей группы, но и взаимоотношения и самоощущения ее участников. По сути, они позволяют связать групповые задачи с потребностями каждого. С их помощью процессы в группе становятся более лич- ностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов [48].
Таким образом, теоретический анализ работ корифеев науки фокусирует наше внимание на обоснованных характеристиках игры как уникального феномена общечеловеческой культуры, включающего в своем игровом пространстве социализацию человека в сфере финансов, семьи, военного дела, науки, права, искусства, воспитания с начала цивилизации.
Игра как общенаучное понятие означает многоаспектную деятельность, в которой человек, максимально проявляя свои ресурсы на пределе возможностей (психофизические, творческие, интеллектуальные), осваивает модели социальной взрослости, пробует актуальные для себя стратегии поведения и мышления, как автор или исполнитель - получает бесценный опыт человека созидающего. Игра с правилами, являясь педагогической азбукой жизни, транслирует каждому новому поколению детей понятие границ и законов как основы социальной жизни и взаимодействия.
Являясь многомерным педагогическим средством, игра активизирует развитие ребенка в познании, обучении, диагностике, коррекции, закрепляя устойчивое оптимистичное и позитивное мироощущение подростка.
Интерактивная игра зарекомендовала себя как форма учебной деятельности школьников, достигающая следующие задачи: формирование познавательного интереса, освоение теории и практики, формирования причинно-следственных связей (детерминированности действий), взаимообмен личным опытом участников, развитие навыков сотрудничества, организацию мыслительной деятельности в целом.
Интерактивная игра рассматривается психолого-педагогическое средство развития созидательной позиции подростков, отвечающая ряду признаков (интерактивности, мобильности, коммуникативности, креативности, полидиалогическим взаимодействием, взаимообменом личным опытом, рефлексивности, детерминированности действий), дающая возможность подросткам выйти из состояния изоляции и одиночества, почувствовав единение с другими людьми; ощутить надежду и укрепить веру в себя и свои возможности; формировать ясное мышление, исследовать и анализировать реальность; научиться принимать решения, как самостоятельно, так и совместно с другими людьми; научиться достигать баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями; развить сильные черты своего характера, и таким образом, эффективно обучаться новым моделям поведения и проверять на практике свои идеи.
Рассматривая сопряженность процесса формирования созидательной позиции подростка в ходе интерактивной игры, отметим заряженный креативностью педагогический ресурс игры как интерактивного средства, имеющего характеристики ненасыщаемости, вдохновенности, информационной емкости, креативности, коммуникационной активности, выполняющей стимулирующую, ориентирующую, регулирующую, социализирующую, развивающую функции в формировании личностной созидательной позиции подростка.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.