Алексеева Надежда Ивановна воспитатель Шерстнева Наталья Анатольевна воспитатель Павлова Марина Николаевна воспитатель МБДОУ «Д/С №1 «Солнышко» пгт Вурнары, Чувашская Республика
КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация: статья посвящена изучению возможностей психологопедагогической коррекции страхов дошкольников методом арт-терапии. Авторами представлены результаты констатирующего исследования уровня страхов дошкольников, а также изменения по этим же показателям после проведения программы психолого-педагогической коррекции. Ключевые слова: дошкольники, арт-терапия, психолого-педагогическая коррекция, страхи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании обозначена необходимость общекультурного и личностного развития обучающегося, что, несомненно, предполагает их личностное благополучие. Основная образовательная программа дошкольного образования дает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов усвоения и выражения своих эмоций и чувств, в частности для преодоления страхов. Изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально - личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста. Профилактика страхов, их преодоление важно и при подготовке детей к трудным жизненным ситуациям, при овладении новой деятельностью, особенно данный вопрос актуален в современной жизни, так как отмечается усложнение взаимодействия детей с окружающей средой, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, тревожность и т.д. Изучению особенностей проявления страхов у детей, развивающихся в норме, посвятили свои труды А.И. Захаров, Й. Раншбург, П. Поппер, В. А. Петченко, Л.И. Божович, Г. Эберлейн, Л. А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковскаяи др. Они выявили причины, провоцирующие появление страхов у детей. К ним относится конкретный случай, который напугал ребенка; внушенные страхи, где их источник - взрослые; детская фантазия; внутрисемейные конфликты и неправильное воспитание в семье; взаимоотношения со сверстниками; наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники и т.д. Исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы со страхами, достаточно малочисленны. Иначе говоря, существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы со страхами. Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов. По мнению А.И. Захарова, Е.А. Медведевой, для коррекции страхов у детей с сенсорными нарушениями более всего подходят методы арт-терапии, так как они помогают выразить свой страх и без использования речи. Таким образом, нами установлено противоречие, что страхи негативно влияют на психическое развитие детей. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть обозначена следующим образом: каковы психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии? Учитывая специфику нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии будет проходить более эффективно если: - своевременно выявить страхи и скоррегировать их; - расширять поведенческий репертуар ребенка в ситуации переживания страхов; - обучать детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; - использовать в коррекционной работе комплекс арт-терапевтических методов (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия); - знать общие и специфические особенности детско-родительских отношений, оказывающие влияние на возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста; - формировать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл. По его мнению, арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Изначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей К.Г. Юнга и 3. Фрейда, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности А. Маслоу и К. Роджерса. В настоящее время среди ученых существуют разногласия в интерпретации термина «арт-терапия». Разные исследователи, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники трактуют его по-разному. Л. Д. Лебедева обращает внимание на различные определения термина «арт-терапия»: 1) во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт-терапевтическом пространстве; 2) во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества; 3) в-третьих, это здравоохранительная инновационная технология. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская рассматривают арт-терапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психоэмоциональных, психосоматических процессов и отклонений в личностном развитии. А.И. Копытин перечисляет особенности арт-терапевтического подхода: 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать. 2. Дети как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ. 3. Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. 4. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны. 5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская выделяют, что в настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику - лечебное воздействие движениями). Таким образом, коррекционная работа с помощью арт-терапии позволяет открыть детям старшего дошкольного возраста путь к бессознательному миру чувств и эмоций, научиться регулировать такие свои отрицательные эмоции, как страх и тревожность. Большим преимуществом использования арт-терапевтических методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста выражения ребенком неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний.
Список литературы
1. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 20-27. 2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2003. - 115 с. 3. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 175 с. 4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 176 с. 5. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова [и др.]. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с. |