Педагогическая рефлексия как фактор развития профессионализма педагога |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
А.В. Лапшова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород Рассматриваются тенденции развития профессионализма педагога образовательной организации в условиях формирования педагогической рефлексии. Уточняются основные функции учебно-профессиональной деятельности в рамках развития аналитико-рефлексивных умений педагога. Упоминается о целенаправленной рефлексивной подготовке педагогов, способствующей профессиональному становлению личности в условиях преодоления профессионально-педагогических трудностей. Значимость педагогической рефлексии заключается в развитии у педагогов профессионального осмысления собственной деятельности Ключевые слова: рефлексия; педагогическая рефлексия; профессионализм; значимость педагогической рефлексии; аналитико-рефлексивные умения; профессиональная подготовка будущего педагога Современные тенденции развития образования и общества ориентируют на совершенствование профессиональной подготовки будущего педагога как грамотного, успешного, способного к профессиональному саморазвитию и самоорганизации в профессиональной деятельности. Формирование профессионализма педагога отличаются четкими психолого-педагогическими условиями обучения, деятельности и воспитания. Система педагогического образования все чаще уделяет внимание инновационным путям совершенствования профессионального становления личности будущего специалиста. Одним из таких инновационных качеств является педагогическая рефлексия, способствующая эффективному развитию профессионализма педагога. Другими словами, говоря о профессиональном самосовершенствовании педагога, предполагаем достаточно высокий уровень развития рефлексии. Рассматривая понятие «рефлексия» в педагогическом аспекте, можно говорить о значении его в двух направлениях: собственно педагогическая деятельность преподавателя и учебно-профессиональная деятельность обучающихся [5]. Основными функциями педагогической деятельности являются: критериально-целевая, контрольно-корректирующая, оценочная, управленческая. В рамках педагогической рефлексии они реализуются в осмыслении педагогом целесообразности и эффективности своих действий по отношению к обучающимся; в профессионально-философском целостном отношении к себе, о своем назначении, профессии, самоактуализации в анализе процесса и результатов педагогической деятельности. Основными функциями учебно-профессиональной деятельности являются исполнительская, обучающая, развивающая, воспитательная. В рамках педагогической рефлексии реализуется через постановку и решение профессионально-педагогических задач; через применение результатов на предметном уровне; через получение и развития знаний о самом себе как субъекта педагогического взаимодействия; через выражение личностной позиции, побуждающей будущего педагога к деятельности как участника и организатора педагогического процесса [1]. На современном этапе педагогическая рефлексия является все еще новым понятием в деятельности педагога. Большинство педагогов не осознают значимость анализа собственных действий, ее коррекции, являющейся определяющим фактором для развития профессионализма. Формирование профессионализма в педагогической науке связано с высоким уровнем овладения профессиональными компетенциями и индивидуально-личностными характеристиками личности педагога. Последнее включает в себя процесс профессионального самосознания через педагогическую рефлексию. Многие исследователи понятие педагогической рефлексии связывают со способностью педагога к самопознанию и осмыслению собственной практической деятельности с выделением внутренних противоречий, потребностей, успехов, неудач; анализировать и преобразовать в культурные ценности [3,4]. В нашем исследовании, мы рассматриваем рефлексию в педагогической деятельности как свойство по преодолению профессионально-педагогических трудностей педагога. Необходимый интерес вызывает создание условий для развития педагогической рефлексии, инновационных педагогических принципов, которые регулировали бы деятельность педагога. Таким является принцип создания инновационных условий для естественного самоизменения педагога; развитие рефлексивных умений в рамках профессионального становления личности. В итоге возникает потребность в целенаправленности рефлексивной подготовки педагогов и рефлексивному управлению им в процессе обучения в вузе. Для этого необходимо разработать специализированные обучающие программы, посредством которых реализуется развитие личной рефлексии, являющейся базисом для профессионально-педагогической рефлексии. Нами предложены 3 группы аналитико-рефлексивных умений, способствующих развитию профессионализма педагога. Первая группа включает в себя педагогические умения - предназначены для изучения изменений и преобразований в ходе целостного педагогического процесса в профессиональной деятельности педагогов с целью ее корректирования и совершенствования, а также для решения профессионально-педагогических трудностей и задач. Вторая группа включает в себя рефлексивные умения собственной педагогической деятельности с учетом возникающих профессионально-педагогических трудностей. Третья группа включает в себя специально-педагогические умения - осуществляют процесс осмысления и преобразование социального опыта практической педагогической деятельности; определяют уровень образованности специалиста. Исходя из выше сказанного, можно говорить о значении аналитико-рефлексивных умений для формирования уровня профессионализма педагога; они должны включать в себя совокупность интеллектуально-познавательных, процессуально-функциональных, профессионально-педагогических, социально-психологических умений. Важно понимать, что проблема формирования педагогической рефлексии педагога во многом зависит от совершенствования учебно-воспитательного процесса, содержание обучения и воспитания, методов и средств обучения, сформированности уровня аналитико- рефлексивных умений; эффективной образовательной среды учебного заведения [2]. В связи с этим нам представляется возможным рассматривать педагогическую рефлексию как структурную составляющую педагогической деятельности, которая подтверждается психолого-педагогическими принципами и закономерностями развития личности и деятельности. Благодаря этой составляющей обеспечивается целостность и комплексность педагогического процесса. Личность педагога рассматривается на этом фоне как саморазвивающаяся система, функционирующая за счет механизмов рефлексивной саморегуляции, способной выполнять аналитические, контрольные, планирующие и исполнительские действия. Педагогическая рефлексия в процессе становления педагога как профессионала представляется нам функциональным механизмом способности к расширению рамок профессионально-педагогической роли; к возвышению над конкретным традиционным видом деятельности. Этот процесс позволяет увидеть педагогу студента как личность субъекта своего собственного развития. Литература 1. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - № 3 |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |