На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологические подходы к исследованию представлений о гендерной социализации в раннем юношеском возрасте
Социально-психологические подходы к исследованию представлений о гендерной социализации в раннем юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Счастная Т.Н., Гончарова Т.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет  
(Москва, Россия)
В современных исследованиях основной акцент делается на механизмы формирования гендерной идентичности, ее культурно обусловленные инварианты, на влияние изменений в гендерной социализации, гендерной идентификации, на рассмотрение взаимодействия организмических, социальных и психологических факторов в ходе становления гендерной идентичности.

Одной из существенных характеристик современного российского сообщества является изменение прежних социальных представлений и стереотипов. Такие результаты можно расценивать как проявление на уровне индивидуальных и групповых убеждений сочетания «традиционности» и «эгалитарности». Согласно выводам, к которым пришли в своем исследовании Счастная Т.Н., Мецлер В.В. [3], феномен гендерной социализации рассматривается как сложное «многомерное» образование, на уровне индивидуальных и групповых убеждений сочетания «традиционности» и «эгалитарности», имеющее собственную историю развития, структуру, типологию. Социальные представления о гендерной социализации существенно различаются в зависимости от факторов гендера и группового статуса.
Так, нами поведено эмпирическое исследование в 2017 году, на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга №26», ГБПОУ «26 КАДР», оно производилось в студенческой группе второго курса ГБПОУ «26 КАДР». Выборка состоит из юношей от 15 до 18 лет, обучающихся по профессии «сварщик». В данном исследовании участвовало 19 человек. Основная гипотеза исследования: Особенности гендерной социализации определяются социальными представлениями, культурными традициями и современной социокультурной ситуацией. Были использованы следующие методы: «Опросник определения психологического пола» С.Бэм, тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпарленда, модификация Т.В. Румянцевой; метод параметрической социометрии, референтометрическая процедура. Для сбора и анализа социальных представлений применялся метод анкетирования (методика свободных ассоциаций) и методика П. Вержеса, с помощью которой можно определить ядро социальных представлений.
В результате анализа полученных свободных ассоциаций была выявлена структура социальных представлений, также было сделано описание этой структуры. Всего было собрано 239 ассоциаций с мужскими характеристиками и собранный словарь понятий включает в себя 239 понятий, относящихся к мужчинам.
Анализ ассоциаций с использованием методики Вержеса позволил описать элементы ядра, 1-й и 2-й периферической системы.
При рассмотрении мужских характеристик мы увидели, что в число элементов зоны ядра попали: человек, умный, личность, спортсмен. В числе элементов 1-й периферической системы: качества личности (плохой), профессия, имя собственное, пол. Вторая периферическая система: ответственный, лидер, студент, отличник.
Как и предполагалось, в структуре социальных представлений о характеристиках мужчин в наибольшей степени представлены традиционные социальные представления, среди самых популярных мужских характеристик: плохой, хороший, личность, спортсмен, крутой. В периферической системе встречаются характеристики, традиционно приписываемых противоположному полу. Из приведенных суждений мужские характеристики, в основном, описывают поведение человека, связанное с деятельностью, особенностями достижения успешного результата в этой деятельности (например, ответственный, целеустремленный настойчивый, лучше всех). Среди всех понятий 45% относятся к деятельности, 15% - к особенностям взаимоотношений, 40% - другие характеристики. Среди наших респондентов, практически не значимы, выражены феминный или маскулинный типом личности (более +2,025 или менее -2,025). Таким образом, в студенческой группе юноши выражен , в основном, андрогенный тип личности. Такие же результаты мы получили при использовании теста «Кто Я». Основная часть студентов выражает себя не через гендерные самоописания, а указывает свои личностные характеристики. В ходе обработки и анализа эмпирических данных мы обнаружили, что групповой статус по всем измерениям (аттракция, референтность, власть) не имеет взаимосвязи с гендерной принадлежностью и гендерными самоописаниями.
Вышесказанное позволяет нам предположить, что особенности гендерной социализации определяются культурными традициями и современной межличностной социальной ситуацией. За время развития общества особенности гендерной социализации и гендерные стереотипы значительно изменились, мы можем говорить о существовании как традиционного, так и эгалитарного подхода.
В социальных представлениях доминируют традиционные гендерные характеристики мужчин и женщин. Однако при составлении ядра социальных представлений мы отмечаем, у юношей встречаются характеристики, относящиеся к противоположному полу. Тенденция, выявленная нами и подтвержденная в целом ряде исследований, заключается в том, что в современном российском обществе становится приемлемым сосуществование маскулинных и феминных качеств, т.е доминирование андрогенного типа личности.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспектпресс, 2004 г. 288 с.
2. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2002. С.76-96.
3. Счастная Т.Н., Мецлер В.В. Особенности гендерной социализации в юношеском возрасте Психологическая наука и образование. 2013, №2. С.135-148.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.