Т. Э. Сизикова 1 Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия
Н. А. Стунжа 2 Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики» Москва, Россия
Изменение не только социально-политических, экономических и технических условий влияет на психологическое состояние в современном мире, но и изменение парадигмы знания, влекущее за собой формирование новой картины мира. Эта новая картина мира, в которой целостность заменила системность, приоритет личности понизил приоритет деятельности, понимание качественных проявлений реальности расширило в психологии ее возможности, ограниченные экспериментом, и разнообразие чего- либо привело к признанию нелинейности и многомерности. В такой ситуации актуальны исследования Л. С. Выготского, которые опередили свое время. Методологической основой взглядов Л. С. Выготского является целостность и выделение единиц целостности. Данное, несомненно, относится к субстратному научному подходу, в классификации подходов всех наук, разработанной А. А. Гагаевым [1]. Б. Г. Мещеряков писал: «Выготский часто применял термин "клеточка" в широком смысле в качестве синонима "единицы", единицы сохраняют интересующие нас свойства целого» [2. С. 105]. Л. С. Выготский писал о необходимости ведущих единиц целого. Так, в исследовании мышления и речи он определяет единицу их единства - значение слова, а значение слова вырабатывается в рефлексии, единицей личности и среды является переживание, оно же есть динамическая единица сознания. Следовательно, методологические основы концепции Л. С. Выготского соответствуют новой, постнеклассической парадигме. В его научных трудах необходимо обратить внимание на то, что не было раскрыто психологами неклассического периода. К таким не востребованным неклассической рациональностью феноменам мы относим рефлексию. Традиционно считается, что Л. С. Выготский не занимался изучением рефлексии, но мы совершаем попытку показать, что в его исследованиях тех понятий, которыми можно описать любую реальность, в том числе и современную, рефлексии уделяется достойное внимание. Существенным мы считаем возможность по разным высказываниям Л. С. Выготского реконструировать то, что рефлексия и мышление, рефлексия и сознание им рассматривались как связанные, но самостоятельные феномены. Данное отличало его взгляды от работ других психологов классической и неклассической рациональности, исследующих рефлексию в теле сознания, личности, мышления, но общим является гносеологический взгляд на рефлексию. Такая реконструкция необходима для того, чтобы можно было разрабатывать методы развития рефлексии в воспитательнообразовательных процессах, опирающихся на культурно-историческую психологию. Например, утверждение Л. С. Выготского «Ребенок еще не осознает своих внутренних операций и, следовательно, не способен ими управлять, а отсюда возникает и его неспособность к логическому мышлению» позволяет определить, на что не раз указывал сам Л. С Выготский, что в онтогенезе сначала мышление является основой для рефлексии, а затем рефлексия опережает в развитии и является основой для логического мышления. Такое понимание созвучно с мнением А. Пятигорского: «Мышление вторично по отношению к осознанному мышлению о мышлении, то есть к рефлексии». Следовательно, рефлексия самостоятельна и выполняет определенную роль в развитии высших психических функций. Данное указывает на то, в каком возрасте необходимо развивать все операции мышления на разном предметном материале, а в каком пользоваться этим, уже развивая рефлексию. «В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях... Переживания приобретают смысл» [3. С. 379]. «Логическое мышление есть непременно сознательное и притом опирающееся на интроспекцию мышление» [3. С. 96]. Развитость логического мышления характерна для подросткового возраста. Для того чтобы, развивать востребованное в современных условиях логическое мышление, нелинейное и многомерное, необходимо в период от младенчества до подросткового возраста быть взрослому в общении с ребенком, в котором развивается рефлексия как многомерная, целостная и нелинейная. Развитие такой рефлексии опирается не на формальную логику, а на переживания ребенка и освоение культурных значений вырабатываемого ребенком смысла. Обучение родителей и педагогов методам развития такой рефлексии является первоочередной задачей, и ее решение позволяет человеку уже с детских лет развивать и укреплять в себе опору в быстро изменяющихся сложных по своей структуре условиях действительности, в которых неопределенность должна стать не фактором стресса, а фактором развития. Л. С. Выготский указывал на важную роль взрослого в развитии ребенка: «Центром всякой предметной ситуации для младенца является другой человек, изменяющий ее значение и смысл, и, во-вторых, что отношение к предмету и отношение к человеку еще не расчленены у младенца. Сам по себе предмет по мере отдаления его от ребенка теряет аффективную притягательную силу, но эта сила оживает с прежней интенсивностью, как только рядом с предметом, в непосредственной близости от него, в одном оптическом поле с ним появляется человек» [3. C. 307]. Л. С. Выготский поддерживает взгляд Клапареда на проблемную ситуацию, вызывающую появление и развитие рефлексии «различие предметов создает состояние неприспособленности, и именно эта неприспособленность заставляет ребенка осознать проблему. Клапаред выводит на основе этого общий закон, гласящий, что мы осознаем только в меру нашего неудачного приспособления» [3. С. 86]. Следовательно, чем больше неопределенности в социальной ситуации действительности, что характеризует современные условия, и социальной ситуации развития ребенка, тем активнее рефлексия и интенсивнее ее развитие. Современными исследованиями показана здоровьесберегающая функция рефлексии и активность при рефлексии совершенно иных зон головного мозга, отличных от зон активности при мышлении, что подтверждает статус рефлексии как самостоятельного психологического феномена, а также необходимость целенаправленного развития рефлексии, опирающейся на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, обладающих большими степенями свободы по сравнению с формально-логическим, для переноса усвоенных в рефлексии неосознаваемых мыслительных операций в развивающееся нелинейное и многомерное мышление.
Список литературы
1. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Этнокультурная теория истины в теории и методологии субстратного подхода // «Академия Тринитаризма». 2015. 2. Мещеряков Б. Г. Взгляды Л. С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 3. С. 103-112. 3. Выготский Л. С. Детская психология // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 1984. Т. 4. 432 с.
Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с. |