На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Интернет-зависимость и самореализация молодежи в современном мире
Интернет-зависимость и самореализация молодежи в современном мире
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дукян Софья Сергеевна

Южно-Российский институт управления РАНХиГС, Ростов-на-Дону

На сегодняшний день самореализация молодежи, как в нашей стране, так и в мире в целом является одной из актуальных проблем. На данном этапе социально-экономического, политического и культурного развития молодому поколению достаточно трудно адаптироваться к трансформирующейся по многим аспектам среде. Перед государством стоит задача добиться того, чтобы каждый из тех, кто сегодня получает образование (общее полное, средне профессиональное, высшее) стал не только здоровым человеком и сознательным членом общества, но и обязательно инициативным, думающим, способным на творческий подход в осуществляемой деятельности.

Значительные результаты в изучении самореализации были получены А. Маслоу, которого считают автором термина «самоактуализация», созвучного рассматриваемому феномену. Маслоу доказал наличие у людей потребности в самоактуализации, которая отчетливо отличается от потребности в достижении, описанной более ранними психологами. Самоактуализация личности проявляется в ее стремлении не просто достичь некоторого результата, а найти в себе и раскрыть, реализовать имеющиеся способности, возможности, данные природой и сформировавшиеся в результате жизненного опыта. Другой психолог, представитель гуманистического направления, К. Роджерс, считал, что тенденция к самоактуализации изначально присуща любому живому организму. Самореализация, по Роджерсу, - это неотъемлемая часть любой жизни. В своих работах он утверждает, что жизнь и есть самореализация, под которой подразумевает максимальное раскрытие и использование человеком своих возможностей, реализацию своего потенциала. Так как другой жизни у человека, как и у любого другого живого организма, не существует, Роджерс делает вывод, что жизнь человека без стремления к полному самовыражению обречена, в том числе и на вымирание в ходе естественного отбора. Только те организмы, которые максимально раскрывали и использовали свои возможности в ходе жизни - выжили и эволюционировали в человека, передав и ему «врожденное стремление к самовыражению». [1]

21-й век - век цифровых технологий. Люди вынуждены приспосабливаться к огромному потоку информации, которая требует достаточно быстрого реагирования и концентрации на происходящее вокруг. К сожалению, такое стремительное вхождение общества в инфориатизацию и цифровизацию, в высокой степени несет серьезную человечеству угрозу, поскольку механизм адаптации личности (биологический и социальный) очень сложен и прежде всего негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека.

В современном обществе проблема адаптации стала настолько актуальной, что последние годы она стала доминирующей в научных исследованиях и практиках психологов: речь идет не только о постановке и научном понимании феномена, но и о поисках возможных вариантов решения проблемы.

Актуальность настоящей проблемы подтверждается не только большим количеством написанных трудов и проведенных исследований по этому вопросу. Необходимо понимание того, что сложность современного устройства и жизнедеятельности нашего общества является не временным тяжёлым этапом, для современного человечества это новое состояние, которое будет сопровождать его достаточно долгое время, пока не достигнет своего пика и не обретет новую форму развития. Следовательно, людям необходимо владеть гибкими механизмами адаптации к постоянно меняющимся и растущим требованиям современного мира.

Одной из чувствительных групп общества считается молодежь, так как она сопряжена с такими аспектами, как деятельность и неизвестность, требующими от этой категории общества способности адаптироваться, самореализоваться, то есть с проявлением, по утверждению Роджерса, естественной потребности личности.

Современный технический прогресс, вызвавший революцию в образовательной, культурной и психологической сферах, позволил построить новую реальность и «оживить» ее, слить воедино реальное и искусственное. Речь идет об Интернете. Исследователи говорят о том, что Интернет - это продление настоящего мира, а значит все что происходит в мире реальном, не просто отражается в виртуальном, а является расширением пространства настоящего в определенных аспектах, где человек продолжает жить, расти, общаться, образовываться, вести трудовую деятельность, налаживать деловые контакты, то есть адаптироваться социализироваться и самоутверждаться. Интересен тот факт, что изначально Интернет задумывался как поле создания и использования ресурсов, способствующих самореализации. Однако сегодня виртуальная самореализация оказывает влияние и на самореализацию в настоящей жизни.

Использование интернет ресурсов дает возможность поднимать свой уровень знаний, развиваться в творческом плане, обмениваться опытом в различных сферах, интернет дал возможность получать информацию гораздо быстрей, чем это было до его появления. Но есть и обратная сторона, так как виртуальный мир не является абсолютным продолжением реального, следовательно риск ухода из реального мира в виртуальный существует. Влияние социальных сетей значительно: уже с детства дети окружены новейшими гаджетами и имеют возможность ими пользоваться. Но общество столкнулось с проблемой того, что современные дети и молодежь становятся зависимыми от использование различных гаджетов, что вытесняет многие связи с реальностью и укрепляет связи с виртуальным миром. Связь и привязанность трансформируется в Интернет-зависимость: люди испытывают тревогу, впадают в депрессивное состояние, например из-за отсутствия Интернета, что в свою очередь негативно влияет на их физическое и психологическое здоровье. Появилась такая разновидность интернет-зависимости как беспомощность: молодежь без средств Интеранет-связи не может сделать элементарных вещей (например, встретится друг с другом, найти место, куда им необходимо пойти, снижается потребность реального личного общения, речевая коммуникация деградирует и т.д. Таким образом, интернет-зависимость, психическое здоровье и адаптация тесно связаны друг с другом, а ненормированное пользование интернет-ресурсами ведет к большому риску возникновения различных психических заболеваний. Международное сообщество психологов и психиатров решило официально признать интернет-зависимость одним из психических расстройств. «Diagnostic and Statistical Manual for Mental Disorders» («Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам»), сообщает Independent News. Обозреватели отмечают, что многие авторитетные специалисты уже давно настаивают на том, что интернет-зависимость является душевным заболеванием, которое требует врачебного вмешательства. В частности, эту точку зрения отстаивает американский специалист Джеральд Блок из Орегонского университета здоровья и науки. По его данным, особенно пагубное воздействие Всемирная паутина оказывает на детей до 12 лет. [2]

Актуализация исследуемой темы позволяет выделить основные направления в изучении интернет зависимости в современной психологии:

- разработка диагностических критериев интернет зависимости;

- изучение влияния виртуальных взаимоотношений на личность пользователя Интернета;

- исследование идентичности пользователей Интернета и процессов их самопрезентации в сети;

- изучение психологических аспектов коммуникативных процессов, реализуемых посредством сети «Интернет».

Все вышесказанное обусловливает важность изучения факторов риска, и особенностей психологических характеристик у интернет зависимых личностей. [3]

Интернет ресурсы являются отличным инструментом для реализации личности в различных сферах деятельности, общественность должна иметь представление о том, какие негативные последствия существуют. Социальные сети очень стремительно набирают популярность у молодых людей, где люди могут общаться между собой, создавать свой бизнес, но, к сожалению все это приводит к зависимости. Так же становится очевидным, что существует очень тесная связь между мобильной и интернет зависимостью, в следствие чего возникает значительный разрыв между здоровьем и эмоционально-социальной адаптацией молодых людей.

Хотелось бы отметить, что интернет-зависимость несет за собой психологические и межличностные, а так же физиологические проблемы. Трудовая деятельность молодых людей затруднена в поведенческом плане, а для решения данных проблем необходима самореализация личности, которая является основой жизнедеятельности каждого из нас: в процессе жизни человек пытается в полной мере проявить свой потенциал и возможности в различных сферах деятельности, а результатом для любой личности будет возможность реализации и признание его способностей обществом в целом. Все это возможно лишь в том случае, когда личность четко осознает свои способности, которые может реализовать в практической деятельности, осуществляемых на различных ступенях развития личности, различающихся по объему значению в целом.

Подводя итог всему вышесказанному становиться понятным, что для реализации личности в полной мере необходимо развитие таланта и склонностей, которые будут востребованы обществом. Для этого можно использовать опыт других людей, подходящим источником, конечно, может служить Интернет, но молодые люди должны понимать, что между Интернетом, виртуальным миром и реальным миром есть грань и эту грань необходимо чувствовать.

Список литературы

1. Иванов М.С., Харченко Е.В. Содействие самореализации как приоритетное направление работы с молодежью // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2

2. 40 лет Аргументы и факты AIF.ru Интернет-зависимость официально признали психическим заболеванием// 4.10.2012

3. Дрепа М.И. Интернет зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Гуманитарная экспертиза 2009 № 2, с.192

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.