Анализ психологических механизмов формирования кибервиктимного поведения интернет-пользователей |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Бовть Оксана Борисовна Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) «Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского», Севастополь Одним из важнейших показателей развития современного общества является стремительный рост и совершенствование информационнокоммуникационных технологий, что сопровождается систематическим увеличением количества киберугроз и опасных последствий информационно-психологических воздействий на сознание, психоэмоциональное состояние и поведение интернет-пользователей. Неуклонно возрастают статистические данные о киберпреступлениях, расширяется и пополняется спектр их новых разновидностей. Всё мировое сообщество решает проблемы предупреждения киберпреступности и других форм кибервоздействия на пользователей. Одним из направлений решения важнейшей социальной проблемы мирового масштаба, связанной с предупреждением киберпреступности, должно стать исследование кибервиктимного поведения потенциальных жертв информационно-психологического воздействия. Разработка теоретико-методологических основ психологии кибервиктимного поведения ориентирована на изучение технологий и поиск методов превенции киберпреступных и негативных психологических воздействий на психику, психоэмоциональные состояния и поведение различных категорий пользователей сети Интернет, на исследование психологических механизмов, особенностей мотивации и детерминации поведения людей в киберпространстве, а также на разработку мер предупреждения их кибервиктимизации (процесса и результата становления кибержертвы). Исследования особенностей поведения и общения между людьми в сети Интернет в настоящее время только начинают набирать темпы (Е.П. Белинская, С.В. Бондаренко, Ш.Л. Ван, Б.Б. Величковский, А.Е. Войскунский, А.С. Евдокименко, В.А. Емелин, Ю.П. Зинченко, Ю.М. Кузнецова, О.К. Тихомиров, Н.Ю. Федунина, А.В. Черная, Н.В. Чудова и др.). При этом очевидной является необходимость изучения причин и факторов виктимизации людей вследствие различных механизмов социально-психологического взаимодействия в киберпространстве, что способствовало появлению таких новейших направлений и отраслей психологии, как киберпедагогика, медиапсихология, киберпсихология или психология Интернета, а также кибервиктимология, изучающая, в частности, индивидуально-личностные особенности и поведение кибержертв. Анализ научной литературы и результатов собственных эмпирических исследований свидетельствует о том, что наиболее распространенными, постоянно видоизменяющимися и совершенствующимися формами психологического воздействия на сознание и поведение людей являются многочисленные схемы кибермошенничества, хакерство, нарушение приватности и прав интеллектуальной собственности, распространение и навязывание нелегального контента, вовлечение молодежи и лиц детскоподросткового возраста в запрещенные организации и антисоциальную деятельность (преступную, экстремистскую, террористическую), троллинг, кибербуллинг, мотивирование пользователей к самоповреждающему поведению, доведение до самоубийства и другие. В современных условиях стремительного развития информационных технологий отмечается увеличение не только количества киберугроз, но и интенсивности негативного эмоционально-психологического воздействия на психику людей, что способствует становлению их кибервиктимного поведения. В силу этого наиболее актуальными в настоящее время являются исследования эффектов влияния киберпространства, прежде всего, на различные категории детей [1]. В рамках исследований психологии кибервиктимного поведения целесообразно изучать разнообразные виды, формы, модели и паттерны поведения человека в интернет-пространстве, обусловливающие его кибервиктимизацию. Предметом исследования психологии кибервиктимного поведения являются социально-психологические детерминанты, мотивационные и психологические механизмы кибервиктимизации поведения людей, а также разработка мер и средств обеспечения кибербезопасности и методов кибервиктимологической профилактики [2]. При изучении психологических механизмов формирования моделей кибервиктимного поведения важным является учет характеристик и динамики психоэмоциональных состояний пользователя в процессе кибервзаимодействия. Эмоциональные состояния пользователей не только учитываются киберпреступниками, но и являются объектом воздействия с целью достижения определенных преступных целей. В этом контексте особый интерес представляет состояние потока, или потоковое состояние. Потоковое состояние является одним из наиболее привлекательных для исследователей на сегодняшний день. С одной стороны, изучение данного психического состояния, по мнению многих ученых, весьма перспективно и может способствовать разработке актуальнейших и востребованных в современное турбулентное время практических методов и технологий, способствующих повышению качества жизни людей, их счастью. С другой стороны, негативные эффекты, сопровождающие состояние потока, в том числе кибервиктимизационные риски, изучаются крайне редко и фрагментарно и в силу этого остаются практически неисследованными. В частности, недостаточно изученными можно считать виктимизационные и, особенно, кибервиктимизационные аспекты и эффекты потоковых состояний, последствия опыта потока, а также их учёт и умышленное использование киберпреступниками с целью кибервиктимизации поведения пользователей. В этом контексте изучение роли состояния потока в формировании механизмов кибервиктимного поведения представляется нам наиболее актуальным. Наиболее детально феноменология состояния потока исследована в позитивной психологии. Большинством исследователей (Ю.А. Василенко, М.И. Волк, Ю.Б. Дормашев, Т.Н. Мараховская, Е.И. Погорелова, В.Я. Романов, Д.И. Савельева, А.В. Черная и др.) состояние потока описывается как очень приятное переживание, ощущения воодушевления и счастья, радости побед и достижений, возникающие в результате тотального погружения в какую-то осмысленную, целенаправленную, захватывающую, увлекательную деятельность, сопровождающуюся усилиями по преодолению трудностей и приводящую к череде успехов и достижений, субъективному чувству радости, удовольствия от их достижения [3]. Основатель и разработчик концепции потока М. Чиксентмихайи называет такое переживание оптимальным и считает, что переживание потока сопровождается полной концентрацией и вовлеченностью человека в наделенную для него смыслом деятельность на фоне сужения восприятия реальности, абстрагирования от внешних факторов, искажения восприятия времени. Аналогичные признаки и характеристики потоковых психоэмоциональных состояний описывают, в частности, исследователи интернет-зависимого поведения [4], которое является разновидностью аддиктивного кибервиктимного поведения. Сам М.Чиксентмихайи рассматривал игровую деятельность как пример стремления игроков к получению опыта потока, что объясняется максимальным совпадением условий осуществления игровой деятельности с предпосылками возникновения и активизации состояния потока, а также с условиями возникновения и получения опыта потока [5]. Результаты исследований в рамках кибервиктимологии показали, что в большинстве случаев лица, непосредственно заинтересованные в кибервиктимизации пользователей, активно используют интернет-эффекты и технологии погружения потенциальных кибержертв в состояние потока. Применение киберпреступниками интернет-механизмов погружения в состояние потока в совокупности с другими методами кибервоздействия на пользователей существенно облегчает осуществляемое ими управление социально-перцептивными процессами пользователей и их кибервиктимным поведением [6]. В результате с каждым днём для всё большего числа рядовых пользователей повышаются риски стать жертвой кибермошенничества, хакерства, кибербуллинга, согласованного суицида, вовлечения в радикальные группировки и субкультуры, экстремистские сообщества и религиозные секты, формирования нужных киберпреступникам аттитюдов и паттернов спонтанного кибервиктимного поведения: экстремистского, аутоагрессивного, самоповреждающего, делинквентного, девиантного, депрессивного и т.д., в том числе у детей и подростков [1; 4]. Наиболее обобщенно формирование психологических механизмов кибервиктимного поведения пользователей с использованием состояния потока и других интернет-эффектов можно представить в виде следующего упрощенного алгоритма, включающего три основных этапа. На первом этапе осуществляется погружение (иммерсия) и активное вовлечение пользователя в определенную деятельность: игровую, познавательную, развлекательную, трудовую и т.п. Для достижения состояния потока необходимы постановка и удержание четких проксимальных целей деятельности, а также гибкое соблюдение баланса между уровнем сложности задачи и возможностями потенциальной кибержертвы. Задача не должна быть слишком простой и легкой, но и не слишком трудной или недостижимой для пользователя. На данном этапе формируется и поддерживается устойчивая мотивация пользователя к желательным для заинтересованных лиц действиям, обеспечивается активизация его послепроизвольного внимания, тотальное погружение в текущую деятельность и вхождение в состояние потока. Следующим этапом является создание условий для возникновения у потенциальной кибержертвы опыта потока. С этой целью могут использоваться эффект азарта, вовлечение в соревнование, создание состязательной атмосферы, что обеспечивает наиболее глубокое эмоциональное погружение. На данном этапе важную роль играет наличие быстрой обратной связи, так как обратная связь призвана обеспечивать положительное подкрепление: похвала, публичное подтверждение репутационной или рейтинговой прокачки, поощрение в виде виртуальных наград и бонусов за успешное выполнение команды или задачи, быстроту реакций и т.п. Достижение высокого уровня эмоциональной вовлеченности потенциальной кибержертвы способствует не только получению опыта потока, но также и снижению уровня критичности. И, наконец, на третьем этапе на фоне синергии интернет-эффектов, состояния и опыта потока у потенциальной жертвы со стороны заинтересованных лиц осуществляются спланированные целенаправленные действия (модульные вспышки информации, «вбрасывание» эмоционально заряженного контента, новых команд с требованием их быстрого выполнения, усиливающих азарт предложений и провокаций и т.п.) и реализуются разного рода манипуляции с целью провокации пользователя на определенные реакции и действия. Это создает возможности для заинтересованного круга лиц формировать в сознании пользователей нужные киберпреступникам образы, мнения, оценки, установки, кибервиктимные поведенческие диспозиции и паттерны кибервиктимного поведения. Результатом описанных поэтапных кибервоздействий являются конкретные действия «запоточенного» и психологически подготовленного пользователя, вследствие которых он становится кибержертвой, а преступники достигают своей цели. Описанный алгоритм-схема кибервиктимизации пользователей с использованием состояния и опыта потока, а также связанных с ними иммерсионных эффектов, активно используется киберпреступниками для поэтапного формирования у пользователей паттернов кибервиктимного поведения. Так как распространение интернет-технологий и совершенствование преступных схем кибервиктимизации, по всей видимости, становится неизбежной и прогрессирующей тенденцией, особую значимость приобретают кибервиктимологические исследования, результаты которых будут способствовать более глубокому пониманию психологических механизмов и эффектов кибервоздействий на сознание, поведение и психоэмоциональные состояния пользователей, а также разработке мер кибервиктимологической профилактики и обеспечения кибербезопасности пользователей. Таким образом, результаты исследования психологии кибервиктимного поведения позволяют анализировать различные психологические механизмы формирования кибервиктимного поведения интернет-пользователей, разнообразные виды, формы, модели и паттерны поведения человека, формирующиеся вследствие социально-психологического взаимодействия пользователя в интернет-пространстве и обусловливающие его кибервиктимизацию. Осуществление фундаментальных исследований в области психологии кибервиктимного поведения позволит изучать социально-психологические детерминанты, мотивационные механизмы и психотехнологии кибервиктимизации поведения людей, и на основе результатов таких исследований разрабатывать методы кибервиктимо- логической профилактики, меры и средства предупреждения киберпреступности и обеспечения информационно-психологической безопасности пользователей сети Интернет. Библиография: 1. Черная А.В. Эффекты влияния Интернета на развивающуюся личность // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. № 3. С. 85-89. 2. Бовть О.Б. Кибервиктимология как направление борьбы с киберпреступностью // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 34-36. 3. Черная А.В., Погорелова Е.И., Василенко Ю.А. Переживание опыта потока: методы измерения и оценки // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 21-22 ноября 2013 г. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. С. 114-116. 4. Черная А.В., Погорелова Е.И. Опыта потока у подростков, склонных к Интернет-аддикции // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): тезисы и статьи участников IV Международной научно-практической конференции. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. С. 260-264. 5. Чиксентмихайи М.Поток: психология оптимального переживания. - М.: Смысл; АНФ, 2011. 464 с. 6. Бовть О.Б. Состояние потока в формировании механизмов кибервик- тимного поведения // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Третьей Международной научной конференции. Казань, 8-10 ноября 2018 г. / отв. ред.: Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 83-85. Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |