Глозман Жанна Марковна, Плотникова Анна Владимировна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносов, Москва МАОУ лицей № 109, Екатеринбург
Проблема: В настоящее время в отечественной педагогике и психологии остро стоит проблема диагностики готовности к школьному обучению детей, поступающих в первый класс. Имеющиеся методики оценивают, как правило, одну определенную область развития или небольшую группу навыков и не дают достаточной информации о причинах затруднений ребенка и механизмах их вызвавших. Актуальность проблемы обусловлена также увеличивающимся количеством детей, не имеющих явных патологий развития и клинических диагнозов, но демонстрирующих стойкие трудности в обучении и поведении [1].
Такие дети, как правило, нуждаются в индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных программах, сочетающих воздействие на когнитивные функции и на личность ребенка, которые будут способствовать их дальнейшей социализации, развитию и результативному обучению [2]. Разработка таких программ затруднена из-за отсутствия единого подхода к вопросам обучения и коррекции детей с трудностями обучения в рамках общеобразовательной школы. Такой подход возможен только на основании точных данных об уровне развития каждого ребенка, которые выявляются путем использования специальных диагностических методик [3]. Эти методики должны, с одной стороны, быть пригодны для фронтального применения, легки в обработке и интерпретации, а с другой - быть достаточно индивидуализированы и информативны. Такую задачу представляется возможным разрешить с помощью многоступенчатой диагностики, по принципу «сита», имеющего все более мелкий размер ячеек с каждой следующей ступенью. На первом этапе диагностики должны быть применены методики, позволяющие быстро и эффективно выделить группу детей, нуждающихся в дальнейшем обследовании и сопровождении. В качестве одной из таких методик нами был использован гештальт тест Бендер [4]. Он не требует значительных временных затрат на проведение и обработку, имеет количественную оценочную шкалу, не требует от специалиста специальной нейропсихологической подготовки, что позволяет провести первый этап диагностики в любой школе и быстро получить данные о группе риска в каждом классе. Исходя из этого, целью настоящего исследования является сравнительный анализ методик, применявшихся при диагностике первоклассников в лицее № 109 г. Екатеринбурга. Задачей настоящего исследования является соотношение результатов гештальт теста Бендер с результатами нейропсихологического обследования детей с использованием Луриев- ской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных [5].
Методы и материал исследования.
Исследование детей проводилось в два этапа: этап I - обследование в группе, с целью выявления детей группы риска. Этап II - индивидуальное обследование детей, не набравших достаточного количества баллов на первом этапе. В исследовании принимали участие: на этапе I - 198 первоклассников (6-8 лет), на этапе II - 52 первоклассника (6-8 лет)
Этап I: 1. Была использована и модифицирована методика «Корректурная проба». Вначале испытуемым была дана инструкция вычеркивать определенную букву. По истечении 1 минуты инструкция менялась. Испытуемым нужно было вычеркивать одну букву и подчеркивать другую. Буквы не повторялись. По истечении второй минуты задание завершалось. Диагностическими критериями являлись: - Усвоение инструкции после ее смены - Уровень продуктивности внимания после смены инструкции Сложностями в усвоении инструкции мы считали: 1) Выполнение задания по старой инструкции (вычеркивание 1 элемента) 2) Смешение старой и новой инструкций 3) Неусвоение либо первой, либо второй инструкций, выполнение посторонних действий. 4) Уход от инструкции - вычеркивание не тех букв Уровень концентрации внимания складывался из показателей точности и темпа выполнения. Показателем точности мы считали отношение правильно обработанных букв к общему количеству букв в каждом интервале времени. Показателем темпа выполнения мы считали отношение количества просмотренных букв ко времени работы, в нашем случае 1 минута. Диагностическими признаками недостаточной концентрации внимания мы считали: 1) Падение показателей точности после смены инструкции более чем на 30 % 2) Показатель точности 60 % и ниже как до, так и после смены инструкции 3) Падение темпа выполнения более чем на 50 % даже при сохранных показателях точности
2. Групповое нейропсихологическое обследование детей с использованием Луриевской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных [5]. Использовались следующие пробы: - Графическая проба на динамический праксис «Забор» - Копирование изображения дома - Исследование зрительной памяти - Исследование мышления (проба «четвертый лишний», парные ассоциации)
3. Гештальт тест Бендер. Каждому испытуемому выдавался бланк, представленный на рисунке 1. Предлагалось скопировать изображения максимально точно и в том же порядке, как они представлены на бланке. Временных ограничений не вводилось. Каждый рисунок оценивался по трем параметрам: - Передача углов - Ориентация элементов - Взаимное расположение элементов По каждому из параметров выставлялось от 0 до 10 баллов по каждой фигуре. 0 баллов выставлялось за максимально полное соответствие образцу, 8-10 баллов выставлялось за ошибки персевераторного характера, ротацию фигуры, зазор более 1 мм между элементами фигуры, не полное копирование фигуры, инверсия углов, отсутствие пересечения элементов фигуры. Баллы по каждой фигуре суммировались в общий балл и сравнивались с табличным значением для данного возраста.
Рисунок 1. Фигуры гештальт-теста Бендер
Этап II. Индивидуальное нейропсихологическое обследование с использованием Луриевской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных[5]. Каждый ребенок, не набравший необходимого количества баллов на групповом тестировании, проходил классическое индивидуальное нейропсихологическое обследование. К указанным выше пробам обязательно добавлялась структурированная беседа с ребенком с целью выявления его личностных особенностей: адекватности в ситуации обследования, заинтересованности в успехе, эмоциональной стабильности.
Обсуждение результатов: Наибольшая теснота корреляционной связи выявлена между корректурной пробой с переключением, исследующей нейродинамические характеристики детей и результатами теста Бендер (при р=0,01 r = 0,75), а также между копированием изображения дома, выявляющим сформированность пространственных представлений и результатами теста Бендер (при р=0,01 r = 0,64). (табл.1). Таблица 1. Данные корреляционного анализа результатов теста Бендер и нейропсихологических проб, применявшихся на этапе I.
|
Корректурная проба
|
Графичес-кая проба на динами-че- ский праксис
|
Копирование дома
|
Зрит. память
|
Мышление
|
Тест Бендер
|
0,75
|
0,38
|
0, 64
|
0,05
|
0,18
|
На этапе II достигается большая, по сравнению с этапом I, теснота корреляционной связи между результатом гештальт теста Бендер и результатами индивидуального нейропсихологического обследования.
Таблица 2. Данные корреляционного анализа результатов гештальт теста Бендер и результатов индивидуального нейропсихологического обследования
|
Нейропсихологическое обследование (суммарный балл)
|
Тест Бендер (суммарный балл)
|
0,78
|
Заключение:
Полученные результаты, как первого, так и второго этапа обследования, дают основание полагать, что гештальт тест Бендер может быть применен в первичной групповой диагностике первоклассников с целью выявления детей, нуждающихся в дальнейшем индивидуальном нейропсихологическом обследовании и формировании стратегии нейрокоррекции. Наряду с тем, что тест не требует ни значительных временных затрат на проведение и обработку, ни специальной нейропсихологической подготовки исследователя, и имеет количественную шкалу оценки - он также обладает и достаточной прогностической точностью в выявлении детей группы риска. Результаты индивидуального нейропсихологического обследования также показывают тесную связь недостаточного развития когнитивных функций (внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственных представлений, произвольной регуляции и т.д.) с эмоционально-личностными проблемами детей: низкой самооценкой, эмоциональной лабильностью, высоким уровнем агрессии, тревожностью. Это подтверждают и данные последующей нейропсихологической коррекции этих детей: улучшение когнитивных функций коррелировало с гармонизацией эмоцинально-личностных показателей.
Библиография: 1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Академия, 2009. 270 с. 2-е издание М.: Юрайт, 2017. 268 с. 2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. - М., 2003. - С. 181-189. 3. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. - М., 1998. - С. 193-201 4. Белопольский В.И. - Моторный Бендер гештальт-тест: Руководство.— М.: «Когито-Центр», 2003.— 42 с. 5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012. 260 с. 6. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. 175 с. 7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. - М., 2001. 238 с.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.
|