На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом раннего детского аутизма в дошкольных и школьных образовательных учреждениях
Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом раннего детского аутизма в дошкольных и школьных образовательных учреждениях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гайдар Карина Марленовна, Есина Ксения Алексеевна
Воронежский государственный университет, Воронеж



Проблема детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является актуальной для современного общества. По словам А. Смирновой, директора фонда «Выход», специализирующегося на изучении аутизма и помощи детям с РАС и их семьям, прирост детского населения с этим диагнозом составляет 13 % в год [1]. В России эта проблема стоит особенно остро, т.к. врачи мало осведомлены о причинах и методах лечения данного заболевания, а в обществе распространены мифы о детях с таким диагнозом. Многие люди, столкнувшись с аутистом, не знают, как себя вести.
РАС - группа психических заболеваний, для которых свойственно искажение процесса развития и дефицит коммуникативных способностей, поведенческие и двигательные стереотипии. Одной из разновидностей РАС является синдром раннего детского аутизма (РДА). Синдром РДА - это заболевание, характеризующееся отставанием формирования речевых навыков, проблемами в общении и наличием набора стереотипных привычек. При нем процесс онтогенеза складывается иначе, чем при нормальном развитии. Аутизм связан с нарушениями эмоциональных связей с людьми. Ребенок как будто не замечает ничего вокруг, что не может не сказаться на его общении с другими: он не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы, избегает каких-либо телесных контактов. Эти симптомы наблюдаются даже при его общении с матерью. При настойчивой попытке вовлечь аутичного ребенка во взаимодействие у него возникает тревога, напряженность, нередко - агрессия.
Патогенез РАС и синдрома РДА в настоящее время точно неизвестен. Существует несколько точек зрения. Например, L. Kaufman считает, что причиной аутизма является мутация от 2 до 10 локусов в хромосомном наборе человека [2]. В отличие от него, отечественные авторы (Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) рассматривают в качестве причины возникновения синдрома РДА патологию созревания структур головного мозга [2, 3, 4].
Дети с РАС или синдромом РДА сразу притягивают к себе внимание окружающих «странным» поведением. Отечественные авторы К.С. Лебединская, О.С. Никольская и другие провели масштабное исследование, в результате которого выделили и охарактеризовали четыре группы детей с РАС [3, 4, 5]. Первая отличается отсутствием речи, полевым поведением, почти полным отрешением от мира, не демонстрирует избирательность в контактах с миром. Вторая группа характеризуется неприятием любых контактов и изменений, которые не нравятся ребенку. Бытовые навыки усваиваются с трудом, но прочно. Типично большое количество двигательных стереотипий. Очень четко проявляются страхи. Дети третьей группы часто производят впечатление «сверхобщительных». Поглощенные одними и теми же занятиями и интересами, они много и хорошо говорят, но обращаются при этом к абстрактному собеседнику. Приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам они не умеют. У детей четвертой группы аутизм выражен в наиболее легкой форме. Они больше похожи на заторможенных, неловких, отстающих в психическом развитии детей. Повышенно ранимы в контактах. Способности выражаются в менее стереотипной, более творческой форме. Такие дети очень зависимы, даже сверхзависимы от эмоциональной поддержки близких.
Исходя из этого, становится ясно, что общение с ребенком-аутистом, его воспитание, обучение и социализация являются достаточно непростой задачей для родителей, педагогов, психологов.
В связи с принятием в нашей стране в 2012 году Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на получение образования и посещение образовательных учреждений [7]. Поэтому школы и детские сады должны организовать специальную среду для воспитания и обучения «особенных» детей. Следовательно, особенно важным в данных условиях представляется психологическое сопровождение детей с аутизмом в образовательном процессе. Необходимо не только грамотно организовать физическую среду для обучения и воспитания аутистов, но и создать максимально благоприятный для этих целей психологический климат в детских садах и общеобразовательных школах. И выполнение этой задачи находится в компетенции психолога образовательного учреждения.
На сегодняшний день популярность набирает инклюзивное образование, основной целью которого является обучение и воспитание детей с аутизмом в одной учебной группе со здоровыми сверстниками. Однако, по мнению Н.Я. Семаго и Е.А. Соломахиной, в современных условиях реализация этой цели сталкивается с определенными трудностями [6].

 

Авторы выделяют основные особенности детей с РАС, которые препятствуют их обучению в среде здоровых сверстников:
а) трудности социально-эмоционального взаимодействия;
б) поведенческие нарушения разной степени выраженности;
в) специфика развития познавательной деятельности;
г) трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;
д) необходимость в специально организованном образовательном пространстве, использовании специальных приемов и методов при обучении. Психолог является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов - учителя, тьютора, логопеда. В связи с вышесказанным перед педагогом-психологом встает ряд задач, решение которых необходимо для обеспечения комфортного обучения и воспитания детей с аутизмом в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений:
1) формирование границ взаимодействия;
2) помощь ребенку в адаптации к условиям образовательного учреждения;
3) помощь в организации обучения;
4) психологическая подготовка коллектива и руководства образовательного учреждения к принятию «особенного» ребенка;
5) формирование коммуникативных навыков для взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и с воспитателями, учителями, тьюторами;
6) помощь ребенку в формировании навыков, изменении стереотипий;
7) снижение агрессивного и аутоагрессивного поведения аутиста;
8) индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе, других и о мире в целом;
9) формирование функций программирования и контроля;
10) работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
11) помощь аутисту при налаживании взаимодействия с другими детьми, в том числе со здоровыми сверстниками при включении его в их группу;
12) психологическая подготовка детей, настраивание их на принятие «особенного» ребенка, помощь в установлении контакта с ним.


Отдельно остановимся на задаче психологической подготовки педагогов, детей и руководства образовательного учреждения к принятию и взаимодействию с ребенком с РАС. Реализация данной задачи очень важна, т.к. из-за существующих в обществе мифов к детям с аутизмом относятся со страхом и предубеждением. Педагоги и руководство школ и детских садов не готовы к работе с аутистом как в психологическом, так и в профессиональном плане. Сейчас существуют специальные обучающие программы для учителей и воспитателей ресурсных классов, в результате прохождения которых специалисты могут освоить необходимые для обучения ребенка с РАС техники и технологии. Однако психологически принять такого ребенка, наладить с ним взаимодействие для учителей и воспитателей, которые работали с нормотипичными детьми, гораздо сложнее. Часто они настороженно относятся к «особенному» ребенку, боятся проявлений с его стороны агрессии и аутоагрессии, непредсказуемости, не совсем понимают особенности такого ребенка. Под влиянием общественных мифов об аутизме ребенок с РАС может казаться им «странным». Все это, несомненно, мешает эффективному обучению и воспитанию, налаживанию контакта педагога и ребенка-аутиста, созданию комфортной и доверительной атмосферы в классе или группе детского сада.
Аналогичная ситуация возникает и с родителями нормотипичных детей, в группу которых включается ребенок с синдромом РДА. Взрослые не готовы принять «особенного» ребенка и позволить ему общаться со своими здоровыми детьми по нескольким причинам. Во-первых, они боятся, что ребенок с РАС будет создавать трудности при обучении их детей, т.к. педагог будет уделять ему больше внимания в силу его особенностей. Во-вторых, родителей настораживают проявления нежелательного поведения, характерные для аутистов. В-третьих, и это больше обусловлено предубеждениями и отсутствием знаний о синдроме РДА, у родителей нормотипичных детей присутствует страх, что их ребенок «заболеет» аутизмом. Все эти факты заставляют родителей здоровых школьников и дошкольников с предубеждением, негативно относиться к включению ребенка с РАС в группу или класс, где учатся и воспитываются их дети.
Одной из трудных задач психологического сопровождения является включение ребенка с синдромом РДА в группу сверстников. Важно не только подготовить аутиста к взаимодействию путем формирования у него необходимых коммуникативных умений, но и создать благоприятный психологический климат в группе здоровых детей. Ведь часто дошкольники и школьники настороженно относятся к ребенку с РАС. Это обусловлено тем, что «особенный» ребенок не такой, как те дети, с которыми они знакомы. Он другой, его поведение сильно отличается от их взаимодействия друг с другом. Поэтому дети не знают, как установить контакт с аутистом: можно ли с ним играть, о чем с ним говорить и т.д. Кроме того, на принятие или отвержение ребенка с РАС группой сверстников оказывают влияние родители нормотипичных детей. Это происходит потому, что родители настраивают своих детей либо на установление контакта с «особенным» ребенком, либо на его избегание.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей с синдромом РДА в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений является важным и необходимым. Ведь именно педагог-психолог помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, создает благоприятный психологический климат в учреждении, вырабатывает у руководства, педагогов, родителей и нормотипичных воспитанников и обучающихся толерантность к «особенным» детям, помогает принять их.


Итак, можно предложить следующие рекомендации педагогам-психологам образовательных учреждений, направленные на улучшение качества психологического сопровождения детей с аутизмом в условиях детских садов и школ:
1) выступления на педагогических советах позволят решить задачу психологического просвещения педагогов об особенностях детей с РАС и снятия страхов взаимодействия с ними;
2) важно посещать родительские собрания в классе или группе, в которую уже включен или будет включен ребенок с синдромом РДА. Это поможет снять напряжение у родителей, вызванное приходом в их группу «особенного» ребенка;
3) проведение специальных тренингов в игровой форме с нормотипичными детьми будет способствовать повышению их толерантности к ребенку с РАС;
4) целесообразно перед приходом аутиста в группу здоровых сверстников объяснить детям особенности ребенка с синдромом РДА и организовать их совместную деятельность;
5) требуется честно, открыто и корректно отвечать на вопросы здоровых детей и их родителей об особенностях ребенка с аутизмом, поскольку это поможет создать психологически безопасную обстановку и снизит тревожность участников образовательного процесса;
6) следует особое внимание уделить детям и родителям, которые психологически не готовы принять «особенного» ребенка. Можно пригласить их на индивидуальные консультации с целью снятия страхов и напряжения;
7) полезно проводить «открытые уроки», посвященные теме аутизма, в целях повышения информированности детей, родителей и педагогов об этом заболевании;
8) для создания психологически безопасной и комфортной обстановки для всех участников образовательного процесса требуется проводить мероприятия, направленные на сплочение группы и понимание ее участниками друг друга.
Данные рекомендации апробированы в образовательных учреждениях г. Воронежа и доказали свою эффективность.

Библиография:
1. Аутизм. Статистика в мире.
2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 167 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушением общения: ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопр. психологии. - 2017. - № 2. - С. 17-28.
5. Никольская О.С. Психологическая классификация типов детского аутизма // Вопр. психологии. - 2017. - № 5. - С. 14-25.
6. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15, № 5. - С. 4-14.
7. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012).
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.