На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические особенности влияния материнской депривации на личность подростка
Психологические особенности влияния материнской депривации на личность подростка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бусыгина Ирина Алексеевна аспирант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край главный специалист обособленного подразделения отдела работы с приемными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» г. Лабинск, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются психологические особенности детей, проблемы и последствия материнской депривации на всестороннее развитие подрастающего поколения. Установлено, что нарушения развития у депривированного ребенка происходят на четырех уровнях - сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Искажение течения развития «Я-концепции» у детей, выросших в условиях депривации, составляющей ядро личностного становления, нарушает всю систему их отношений с другими людьми.


Ключевые слова: депривация, материнская депривация, депривированный ребенок, депривационные условия, психические особенности ребенка, Я-концепция, привязанность, идентичность.


Семья - один из важнейших общественных институтов, который представляет собой непростую систему социального функционирования человека. Семья призвана обеспечивать своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, осуществлять заботу, создавать условия для социализации подрастающего поколения, давать ребенку модели надежного, устойчивого мира. И именно в семье происходит формирование фундамента личностного развития ребенка. И любое искажение в этом процессе несет для него серьезные последствия становления его как личности.
Термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века - период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Депривация (лат. deprivatio - потеря, лишение) означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека. В зависимости от того, чего именно лишен ребенок, выделяют различные виды депривации: материнскую, сенсорную, двигательную и др. Изученные психологией виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
В психологии наибольшее внимание уделяется материнской депривации - отсутствию матери или ненадлежащему выполнению ею материнских обязанностей [1]. Материнская депривация появляется при отсутствии материнского воспитания с младенчества или при утрате матери в более позднем возрасте, при недостаточной привязанности матери к ребенку, при долгой разлуке, которая отрицательно влияет на психическое и физическое развитие детей. Материнскую заботу можно разделить условно на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т. Если по одной или ряду составляющих ребенок де- привируется, то при переходе им определенного порога страдания депривация приводит к замедленному психическому развитию либо к образованию защитного поведения.
В своих работах английский психиатр и психоаналитик Дж. Боулби подчеркивал, что ребенок в раннем возрасте должен пребывать в атмосфере чувственного принятия и теплоты, быть психологически привязан к матери или к лицу, замещающему ее. Согласно автору, потребность в привязанности у человека является первичной и проявляется в желании быть принятым и принадлежать кому-то. Если эта потребность у ребенка удовлетворяется во взаимоотношениях с матерью, то у него формируется чувство защищенности и базовое доверие. Они становятся надежным фундаментом, на котором выстраивается здоровая уверенность и вера ребенка в себе и развивается сильное Я.
Ребенок испытывает необходимый уровень доверия к окружающему миру и самому себе если он получает значительное количество теплоты и заботы от близкого окружения. Если ее недостаточно, то у ребенка вырабатывается агрессивность, недоверие, как к себе, так и другим людям, боязливость, нежелание познавать новое, учиться. Может проявляться практически весь спектр психических отклонений - от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений формирования интеллекта и характера [5].
Если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах возрастного развития ребенка, то есть вероятность того, что из них вырастут вполне самодостаточные взрослые, способные создавать в будущем конструктивные отношения с другими людьми и в собственной семье.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в условиях депривации, происходят на 4-х уровнях: сенсорном (ощущения); когнитивном (формирование моделей внешнего мира); эмоциональном (установление удовлетворяющих близких эмоциональных отношений к кому-либо); социальном (отождествление себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).
По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих вредных привычек. Психологическое непринятие малыша после родов или отказ от младенца и помещение его в государственное учреждение сильно уменьшают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это вызывает у ребенка обостренное состояние психологического дискомфорта, развитие эмоциональной неустойчивости, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, активизирует чрезмерно беспокойное, трудно управляемое поведение. Впоследствии такой ребенок в процессе взросления плохо чувствует границы своего Я, становится либо малоизбирательным в контактах и начинает «липнуть» ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесную связь, либо старается от них отказаться. Не ощущая личные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, постороннего пространства, чужой собственности. Так формируется первичное чувство собственной не успешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.
И на интеллектуальный уровень развития подростка негативный отпечаток накладывают трудности развития на сенсорном уровне. Известно, что, когда мир представляется ребенку безопасным, то он активно развивается. Поэтому ребенок, воспитывающийся в государственном учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами, менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивают окружающий мир, меньше совершают проб и ошибок и меньше получают развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается, он поздно начинает говорить, часто неправильно произносит звуки и строит фразы. В дальнейшем недостаточное интеллектуальное развитие у детей может выражаться в ослаблении или несформи- рованности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления, низкой эрудиции.
Испытывая различные расстройства привязанности к значимому человеку, ребенок, пережив раннее отделение от матери, независимо от того помнит он об этом или нет, трудно вступает с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, опасается боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти волнения он склонен распространять и на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему враждебно, представляются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. И как результат - в его поведении могут появляться элементы жестокости, он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым, провоцируя наказания или ответную агрессию.
Формирование системы представлений о себе, о мире и о «себе в мире» - идентичности - является немаловажным этапом в развитии личности ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, распознает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются социально одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли: сына, прилежного ученика, профессионала, родителя и т.
Подросток, выросший в депривационных условиях, с трудом осознает и понимает свою идентичность. Он не обладает положительной моделью выстраивания отношений в семье, коллективе. У него проявляется не- сформированность внутреннего, психического плана действий и собственной мотивации. У депривированного подростка наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность к продуктивному, конструктивному решению конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих. А дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: такие дети часто практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам. Дети, лишенные родителей, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы!» и «они». От чужих они обособляются, проявляют к ним агрессивно, готовы использовать их в своих целях [5].
Искажение течения развития «Я-концепции» у детей, выросших в условиях депривации, составляющей ядро личностного становления, нарушает всю систему их отношений с другими людьми. Рузская и И. Дубровина отмечают, что у младших подростков в основе отношений со взрослыми и друзьями лежит их практическая полезность и нужность. У них не развивается глубокое эмоциональное взаимодействие - привязанность, а чувства часто отличаются поверхностью и нестойкостью [3].
У подростка, проживающего в условиях государственного учреждения или замещающей (приемной) семьи, замечается объектная направленность отношений к другим людям (другой человек, приемный родитель) воспринимается исключительно с точки зрения его «нужности» для удовлетворения собственных потребностей), и особенности их Я концепции. Эти особенности включают в себя: слабую выраженность представлений о себе как о другом, что указывает о недостаточном внимании к интимноличностной стороне общения со сверстниками; умение приспособиться к условиям и требованиям взрослых в плане возможности обойти ее и вести себя соответственно собственным желаниям и представлениям; недостаточную выраженность представлений о собственных умениях, интересах; ориентацию на оценку окружающих.
А отсутствие ощущения уверенности в себе представляется серьезным последствием депривации, которое возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой чертой личности ребенка.


Список литературы
1. Бусыгина И. А. Влияние материнской депривации на психическое развитие личности ребенка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2019. - №14. - Армавир: РИО АГПУ, 2019. - С. 5-9.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старовойтова. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
3. Психическое развитие воспитанников детского дома: сборник трудов / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
4. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. - М.: Прометей, 2013. - С. 15-20.
5. Фурманов И. А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. - М.: ВЛА- ДОС, 2004. - 215 с.
6. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.