Продовикова А.Г. Пермский государственный национальный исследовательский университет arilama собачка yandex. ru (Пермь, Россия)
В современной специальной психологии активно исследуются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Показано, что рождение ребенка с психическим или физическим нарушением является кризисной ситуацией для родителей, источником пролонгированной травмы, что приводит к искажению семейной системы и детско-родительских отношений. Негармоничные отношения между матерью и ребенком являются признанным этиологическим фактором в формировании невротических и психопатологических черт личности ребенка. В ситуации ребенка с ОВЗ деформированные детско-родительские взаимоотношения создают риск возникновения у него вторичных психических расстройств, отягощающих исходный диагноз. В таком случае семья из «реабилитационной» системы превращается для ребенка в хронически действующий стрессор.
Цель исследования - изучение отношения родителей к детям с физическими и психическими нарушениями.
Отношение к детям с ОВЗ все чаще становится предметом эмпирического исследования. Так, в исследовании Е.А. Чаровой и О.Е. Савиной отношение матери к умственно отсталому ребенку оценивается как противоречивое. С одной стороны, мать проявляет жалость, стремление опекать, контролировать, а с другой, матери склонны демонстрировать раздражение, желание наказать, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности [3]. Т.Г. Горячева, И.А. Солнцева изучали отношение матери к ребенку с разными формами ДЦП. Показано, что материнское отношение характеризуется дисгармоничностью: на бессознательном уровне матери эмоционально отвергают ребенка, но на сознательном, поведенческом уровне отвергающее отношение матери трансформируется в чрезмерную опеку. Это приводит к формированию у ребенка чувства беспомощности, вины и раздражения [1]. В работе С.Ю. Тулегеновой с соавторами по исследованию семьи ребенка с ограниченными психическими возможностями, показано, что родители характеризуются тенденцией к эмоциональному отвержению или амбивалентному отношению к ребенку, неадекватной оценке своего ребенка и его здоровья, отмечается также авторитарность и неготовность сотрудничать с ребенком. Это приводит к тому, что родители создают «инвалидизирующий» сценарий жизни ребенка, усугубляя первичный, органический дефект [2].
Организация и методы исследования Участники исследования. В исследовании приняли участие 90 родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста. В первую группу вошли 30 матерей, имеющих единственного ребенка с ограниченными психическими возможностями (возраст от 25 до 35 лет). Вторую группу составили 30 матерей, имеющих единственного ребенка с ограниченными физическими возможностями (возраст от 25 до 35 лет). Третью группу составили 30 матерей, имеющих единственного здорового ребенка (возраст от 25 до 35 лет). Исследование носило индивидуальный характер. Методики. Использовались следующие опросники: 1. Методика изучения родительских установок (PARI). Авторы: Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет. Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. 2) Опросник «Анализ семейных взаимоотношений». Авторы: Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Опросник позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. 3) Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР). Авторы: В.Е. Каган; И.П.Журавлева. Опросник используется для диагностики отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка. Статистический анализ. Использовались следующие методы: сравнительный анализ U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты и их обсуждение На основании сравнительного анализа были обнаружены различия в отношении матерей к своим детям. Матери, имеющие детей с психической патологией, в большей степени склонны к проецированию собственных негативных качеств на ребенка, что проявляется в эмоциональном отвержении, жестоком обращении. Они также более склонны к чрезмерной заботе, фокусировке на ребенке, установлению отношений зависимости и чаще сужают свой круг общения до семьи. Матери детей с ограниченными физическими возможностями больше стремятся выполнять предписания по ограничению ребенка в движении во время болезни. Они более принимающие и эмоционально теплые по отношению к детям, чем матери психически ограниченных детей. По сравнению с контрольной группой, матери детей с физическими отклонениями меньше боятся обидеть своего ребенка, а матери психически ограниченных детей эмоционально отстранены от детей (в меньшей степени поддерживают развитие активности у ребенка и меньше заботятся о ребенке во время болезни, не контролируя активность). Исследование взаимосвязей показателей отношения матери к ребенку обнаружило ряд особенностей. Мать ребенка с физическими нарушениями при собственной неуверенности в воспитательном процессе, склонна формировать зависимые отношения с ребенком, она стремится оградить его от внешней информации, фокусируется на ребенке, ограничивая собственную жизнь рамками семьи. Такие матери склонны к нарушению личностных границ ребенка: она посвящает ему все свое время и взамен требуют безграничного доверия. Доминирование матери и привитие сверхуважительного отношения к себе сопровождается подавлением воли ребенка, чрезмерными запретами, в том числе на освоение мира и обращение ребенка с собственной агрессией. Матери детей с психическими отклонениями испытывают к ним амбивалентные чувства: с одной стороны чрезмерно опекают и формируют отношения зависимости, с другой стороны - раздражаются при неудачах ребенка. Восприятие ребенка как слабого и беспомощного формирует неустойчивый стиль воспитания, отношение к ребенку колеблется от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. Отсутствие партнерских отношения с ребенком сопровождается жестоким обращением с ним, которое проявляется как игнорирование потребностей или чрезмерность запретов.
Литература
1. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детскородительские отношения // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. С. 223-232. 2. Тулегенова С.Ю., Тулегенова Г.К., Кудайбергенова С.К. Психологический микроклимат в семье и особенности родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями // Тезисы Второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3-х частях. 2 часть. М., 2005. С. 261 263. 3. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. С. 355-362.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |