На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Грищенко Ирина Ивановна магистрант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассмотрены трудности, с которыми сталкивается семья при появлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В том числе определены моменты общественного игнорирования, трудности социализации родителей, имеющих «особого» ребенка. Приведены одни из основных проблем социальной адаптации семей, имеющих особый статус. Описаны этапы и некоторые способы психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ОВЗ.


Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, «особая» семья, этапы и способы помощи родителям ребенка с ОВЗ, воспитывающие ребенка с ОВЗ родители, помощь, психолого-педагогическое сопровождение.


Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, растет с каждым годом в связи с все возрастающим числом детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это объясняется тем, что в современном обществе активно развиваются новые медицинские технологии, позволяющие сохранить жизнь даже тем детям, которые раньше не выживали, тем самым прогрессирует гуманность. Низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая ситуация и социальное неблагополучие способствуют росту количества больных детей, в том числе и детей с ОВЗ.
Как бы много мы ни говорили о детях, рожденных с диагнозами наше общество, до сих пор, не может грамотно воспринимать таких детей, что создает их семьям огромные трудности. По утверждению многих экспертов в данной области, общество просто не хочет заниматься проблемами инвалидов, ему неприятно видеть инвалидов, оно до сих пор старается всеми силами дистанцироваться от них. Согласно анонимным опросам значительная часть родителей принципиально против того, чтобы их дети обучались вместе с детьми-инвалидами.
Буквально чуть ли не с первых же дней семья погружается в проблемы, большинство из которых несвойственны для семей имеющих здоровых детей. Воспитание ребёнка с особым статусом вынуждает членов семьи противостоять неблагоприятным изменениям. Это может привести к распаду семьи. Страхи, незнание, что делать в сложившихся обстоятельствах, так же сталкиваясь с отторжением и непринятием родственников, некоторые семьи принимают решение оставить ребенка на государственное попечение.
Решение об отказе от ребенка инвалида семья принимает по причине непонимания, что с ним делать дальше, и даже медики не могут дать никаких прогнозов на будущее и перспектив в развитии такого малыша. Для того чтобы растить ребенка инвалида, семья должна в корне поменять свое отношение к прогрессу, к самому понятию «успех». Поэтому семье в этом нужна системная помощь профессионалов, которая на данный момент крайне слабо развита. Типична ситуация, когда родители стыдятся своего больного ребенка.
Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют целый ряд сложных психологических проблем, требующих особого внимания и сопровождения специалистами.
В последние годы по проблеме исследования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, появились работы в разных областях науки, среди которых следует отметить труды Б.Н. Алмазова, Е.Ф. Ачильдиевой, Г.Н. Багаевой, Н.Л. Белопольской, Л.К. Грачева, М.А. Гулиной, А.В. Закрепиной, Т.Н. Исаевой, И.Ю. Левченко, Н.Ф. Мордвинкиной, Л.Н. Рыбаковой, Е.Р. Смирновой, Е.А. Стребеле- вой, В.В. Ткачевой и др. Исследованием комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые как Л.И. Акатов, И.Е. Лукъянова, Б.Г. Мосалев, Е.А. Сидига, Н.В. Чисто- клетова, Е.Е. Шмидт, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.
Проведя анализ литературы, и имея знания реальных ситуаций, позволило сделать вывод о том, что работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ - чрезвычайно важная социально-психологическая проблема, требующая к себе пристального и постоянного разностороннего внимания.
Практическая работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, является основополагающей. Такие семьи представляют собой одну из наиболее уязвимых категорий населения, имеющей свою специфику и требующей всестороннего учета особенностей при работе с ними.
Как утверждает О.В. Солодянкина, помощь таким семьям должна оказываться комплексно, а именно в сфере образования, психологической поддержки и посредническая. Что же такое «комплексная помощь» по мнению автора?
Образовательная помощь нацелена на повышение возможностей адаптации ребенка посредством обучения и воспитания, что поможет ему в будущем изменить его ценности и установки. Также в отношении родителей, проводить обучение в группах поддержки и школах для родителей, имеющих детей с особенностями развития.
Психологическая помощь направлена на стабилизацию эмоционального состояния, как родителей, так и детей, на работу с уже возникшими психологическими трудностями и предотвращением новых, коррекцию и терапию сложившихся неблагоприятных психологических состояний.
Посредническая помощь может включать в себя как работу с ближайшим окружением семьи, организацию групп взаимопомощи, так и координацию всех специалистов в решении возникших и возникающих проблем детей с ограниченными возможностями.
При работе в данной теме целью исследования и изучения специалистами- психологами проблем семей с особым статусом является разработка конкретных моделей и программ психолого-педагогического сопровождения. Анализируются основные психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагнозы различной степени тяжести.
Семья, имеющая ребенка с ОВЗ, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование взлетов и еще более глубоких падений. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними этапами, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.
Научные исследования в области социализации семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, поспособствовали выделению основных проблем социальной адаптации таких семей:
- отношение в обществе к инвалиду не как к гражданину, а как к «медицинскому» субъекту;
- неосведомленность родителей на начальных этапах о, что помогло бы им как можно раньше принять известие о том, что их ребенок - инвалид. Узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами. Особую роль в данном случае играют врачи;
- но врачи, как правило, предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребенок при заботливом воспитании дома;
- по причине рождения ребенка с патологиями развития большинство семей распадается, чаще всего это неполные материнские семьи. Тем самым мать практически не имеет перспектив вторичного замужества, поэтому к имеющимся прибавляется проблема неполной семьи;
- родители в сложившейся стрессовой ситуации испытывают психическую деформацию, поэтому своевременная помощь, оказанная специалистами, поможет избежать нарушений психологической стабильности в семье.
На первичном этапе помощи родителям, имеющим ребенка с ОВЗ, специалисту следует:
- установить контакт со всеми участниками, которые сопровождают ребенка;
- определить при помощи психолого-педагогической диагностики особенности развития ребенка, модели воспитания, которая используется в данной семье.
На вторичном этапе происходит разработка индивидуальной программы и групповых занятий, беседы, обсуждения, консультирование. Проведение различных праздников и мероприятий вместе с родителями и детьми.
В заключительном этапе следует проанализировать эффективность и зафиксировать результат сопроводительных мероприятий.
Наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, проводятся совместные занятия с каждым родителем и его ребенком. Используются упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения по отношению к себе и своему ребенку. В работе с данной категорией семей применяются техники поддержки, понимания и принятия. В групповой работе обращают внимание на самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
По итогу в большинстве случаев происходит безусловное принятие своего чада, активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребенка, устанавливаются доброжелательные взаимоотношения между родителями и детьми, ребенок с нарушениями развития больше не воспринимается родителями как объект постоянного ухода, а при приобретении необходимых навыков самообслуживания становится самостоятельным, тем самым активно участвует в жизни семьи.


Список литературы

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2001. - 264 с.
2. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 167 с.
3. Дуброва В.П. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие / В.П. Дуброва. - Минск, 1997. - 74 с.
4. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетенции учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Дудко. - М., 2009.
5. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /
О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 80 с.
6. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Р.Ж. Мухамедра- химов // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 16-25.
7. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. - Книголюб, 2007. - 144 с.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.