На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование у младших школьников знаний о комплименте и искусстве его употребления
Формирование у младших школьников знаний о комплименте и искусстве его употребления
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лисицкая Лариса Григорьевна д-р филол. наук, доцент Пашаян Грета Владимировна магистрант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: авторы статьи рассмотрели комплимент через призму значимости его для формирования эффективной межличностной и межкультурной коммуникации. Проанализировав теоретическую литературу по теории комплимента и произведения детской литературы с точки зрения наличия комплиментов в их содержании, авторы разработали и частично представили систему упражнений и заданий по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: комплимент, коммуникация, этикет, межличностное взаимодействие.


В последние годы чрезвычайно актуальным стал вопрос об улучшении межличностной и межкультурной коммуникации, о способах достижения эффективности общения. Эти вопросы актуальны в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт предполагает духовно-нравственное развитие качеств личности, составляющим компонентом которого является умение говорить комплименты, располагая к себе собеседника, образуя доброжелательную речевую среду [3].
Однако, как свидетельствуют психологические исследования, одним из серьезных препятствий на пути к этому является неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них, что часто ставит человека в неловкое положение, заставляя стесняться, конфузиться и теряться. В результате его поведение может быть воспринято другими людьми, которые общаются с ним, неправильно, как якобы свидетельствующее о сознательном нежелании общаться с ними. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие люди и значение предотвращения или своевременного устранения которой обусловлено тем, что ее наличие может повлечь за собой другие, весьма серьезные проблемы в межличностных отношениях.
Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика. Отдает ему должное внимание и риторика - наука о средствах и способах убеждения.
В современных исследованиях по риторике комплимент включается в систему жанров эпидейктической речи, однако фундаментальных исследований, дающих представление о данном риторическом жанре и его специфике, практически нет. А, между тем, комплименты, сказанные от всего сердца, дают очень много и ровно ничего не стоят. Это самый «дешевый из всех товаров», но они так полезны и доставляют столько удовольствия, что их можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека [2, с. 12].
В связи с этим объектом нашего исследования стал комплимент как один из неотъемлемых компонентов современной коммуникации и средство гармонизации межличностного взаимодействия.
Предмет исследования - формирование знаний о комплименте и искусстве его употребления младшими школьниками посредством произведений детской литературы.
Важность последних, а точнее, наличие в них комплиментов, на которые может и должен учитель обращать внимание учеников, обусловлена той огромной значимостью, которую книги являют для детей.
Цель исследования: выявить специфику речевой структуры комплимента, проследить его наличие в произведениях детской литературы, а также выяснить возможность использования последних в качестве эффективного средства формирования знаний о данном риторическом жанре и искусстве его употребления.


Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть семантику и этимологию интересующего нас понятия;
- проследить историю изучения комплимента;
- произвести классификацию и выявить основные особенности комплимента как риторического жанра;
- выделить комплименты в обозначенных произведениях детской литературы, произвести их характеристику и анализ;
- провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление имеющихся сведений о комплименте у младших школьников;
- предложить систему упражнений по формированию знаний о комплименте и искусстве его употребления;
- посредством контрольного эксперимента выяснить эффективность проделанной работы.


Исходя из формулировки предмета, объекта, цели и задач исследования нами выдвинута следующая гипотеза: использование произведений детской литературы для знакомства с комплиментами может стать эффективным средством формирования знаний о данном риторическом жанре и искусстве его употребления.
Анализируя теоретические основы исследования комплимента как компонента риторического жанра, мы изучили этимологию слова «комплимент», рассмотрели, как объясняется значение этого слова в разных словарях, начиная со Словаря церковно-славянского языка, составленного 2-м отделением императорской Академии Наук и заканчивая толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1]. Изучение теории комплимента помогло нам определить классификацию комплиментов: прямые, косвенные, комплимент-антитеза, комплимент-ответ и риторические принципы создания комплимента.
Одна из следующих наших задач такова: необходимо выделить комплименты в произведениях детской литературы, дать им характеристику с учетом представленной ранее классификации и проанализировать полученные результаты. Мы проанализировали следующие произведения: Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон; Н.Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома; Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Кубок огня; Осеева В. Васек Труба- чев и его товарищи.
Например, комплимент «Я-то знаю, раз ты чего захотел, так уж добьешься. Все у тебя получится. Ты победишь... Ты, Гарри, обязательно победишь!» (Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Кубок огня) - это прямой комплимент, характеризующий положительное качество собеседника (настойчивость) с использованием градации как выразительного средства языка.
Проведя исследование данных произведений детской литературы, мы выделили немало комплиментов, важность и значимость которых нельзя недооценивать. Анализ комплиментов, выделенных в произведениях детской литературы, помог обобщить информацию о комплименте.
Таким образом, нами сформулирован вывод о том, что наиболее распространенным комплиментом в произведениях детской литературы является прямой комплимент с местоимением - подлежащим в качестве обращения, объектом которого выступают положительные качества собеседника. Мотивация в таких комплиментах используется крайне редко, а в качестве тропов в основном являются градация, гипербола, сравнение и эпитет.
И все вполне понятно и объяснимо возрастными особенностями детей, ибо прямой комплимент более других доступен для их понимания и употребления. Местоимение - подлежащее в роли обращения обуславливается, во-первых, неподготовленностью и спонтанностью их речи, а, во- вторых, близкими дружескими отношениями между ее участниками. Поскольку для детей в большинстве случаев наиболее ценным в других людях являются их внутренние качества и поступки, а отнюдь не внешность и одежда, постольку и объектами их комплиментов чаще всего служат положительные качества окружающих и их действия. При этом в мотивации, то есть последующей детальной характеристике объекта, нужды практически нет.
С целью определения имеющихся сведений о комплименте у младших школьников и их отношения к данному риторическому жанру в 4 классе был проведен педагогический эксперимент. Главным методом исследования стало анкетирование, а также наблюдения и беседы с учителями.
Анкета включала в себя ряд вопросов, характер ответов на которые мог быть различен: от краткого «да»/«нет» до развернутого объяснения своей точки зрения.
Исследование проводилось анонимно, что позволило получить более достоверные результаты, проанализировав и обработав которые в процентном соотношении, мы выяснили, что большинство из ребят имеют представление о том, что такое комплимент (60%), пусть даже и не зная точного определения данного понятия, однако лишь малая часть (15%) детей смогла ответить, в чем разница между комплиментом и лестью, во многом оттого, что большинство из них не имеют представления о последней, некоторые слышали это слово впервые. 65% опрошенных отметили, что им легко говорить кому-то комплименты, оставшиеся объяснили сложность и трудность данного действа своей стеснительностью. Интересно, что, несмотря на то что 65% учеников согласились с необходимостью и важностью использования комплиментов в повседневном общении, только 35% признались, что действительно употребляют их довольно часто.
При этом ведь большинство отметили, что любят дарить другим комплименты (75%), и даже больше, чем самим их получать (таких - 60%).
Следует отметить, что преобладающая часть учеников согласилась с тем, что необходимо специально учиться искусству делать комплименты (65%), а еще большее количество (80%) утверждают, что хотели бы узнать об этом поподробнее. При этом многие свой искренний интерес к обозначенной теме выражали словами вроде: «очень, очень хотел бы!», «конечно, да!» и т. д.
Вывод: анализ полученных результатов показал, что у учащихся 4 класса имеется недостаточно сведений о комплименте как компоненте риторического жанра, практически отсутствует информация об отличии последнего от своей противоположности - лести, лишь малая часть ребят использует комплименты в своей речи, однако абсолютное большинство хотели бы узнать поподробнее о данного рода искусстве. И чтобы удовлетворить возникшую потребность и заполнить пробелы в знаниях учеников, нами была разработана следующая система упражнений.
Систему упражнений нам представляется целесообразным предъявить в виде последовательной реализации 2-х групп заданий, основанием разбиения на которые послужило увеличение доли сложности, самостоятельности и творчества при их выполнении. При этом каждое из следующих упражнений опирается, как и было заявлено в гипотезе, на произведения детской литературы.
Первая группа - упражнения, цель которых заключается в обнаружении комплиментов в предложенном тексте. Примерами заданий данной группы могут быть следующие: Прочитайте отрывок из сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и найдите похвальные слова. Важно чтобы при выполнении заданий данной группы ученики смогли не только обнаружить комплимент, но и охарактеризовать его (кто, кому, зачем, произносит похвальное слово, что является предметом комплимента, каков характер обращения персонажей друг другу, как отвечает собеседник, на сказанную в его адрес похвалу и т. д.)
Вторая группа - упражнения, цель которых в формировании умения отличать комплименты от лести и хвастовства. Например: в басне И. А. Крылова «Кукушка и петух» герои так хвалят друг друга: «... А ты, Кукушечка, мой свет. Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» (Петух); «.Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички.» (Кукушка). Правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки? Подчеркни слова, которые кажутся тебе льстивыми, неправдивыми. Хорошо ли так хвалить?
Положительная динамика как в знаниях младших школьников о комплименте, так и в возросшем умении употреблять комплименты в речи свидетельствуют о том, что работа цели достигла, задачи выполнены.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
2. Панкеев И. А. Энциклопедия этикета. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.