Аксёнова Виктория Валерьевна учитель МБОУ «СОШ №46» г. Белгород, Белгородская область
Аннотация: в статье представлены методические приемы работы по формированию навыков речевого этикета младших школьников. Предложенные материалы могут использоваться учителями в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: младшие школьники, речевой этике, методические приемы, учебно-воспитательный процесс.
Круг общения младших школьников складывается из различных сфер общения: сверстники, ребята младшего и старшего возрастов, взрослые. Проанализировав особенности общения младших школьников, можно сделать вывод, что общение детей этого возраста отличается спецификой восприятия ими других людей, оценкой личностных качеств собеседника. Начинают возникать трудности в самооценке. Коммуникативные навыки формируются в процессе общения, успешность их формирования напрямую зависит от круга общения, его интеллектуального уровня, интересов и содержания. Общение младших школьников характеризуется возрастными особенностями, такими как острота восприятия информации, эмоциональность, отсутствие устойчивости мотивов поведения, подражательность, непоследовательность, порой и нелогичность. Повышение уровня общения происходит благодаря изучению образовательных программ, путем восприятия учебной информации. Уровень общения повышается и в конечном итоге достигает делового, неформального. По мере взросления у учащихся начальных классов в процессе обучения формируется культура речевого общения. Большинство школьников знают правила речевого этикета, соблюдают их. Но есть дети, которые не подчиняются этим правилам и не всегда их выполняют, что негативно влияет на их дальнейшее развитие, обучение, формирование личности. Начало освоения фундаментальных ФРЭ происходит в раннем возрасте, при непрерывном контакте ребенка с родителями, примером тому может служить ситуация, когда родители учат детей здороваться, говорить «спасибо», просить прощения. В процессе взросления увеличивается кругозор, лексический запас, повышается интеллектуальный уровень и соответственно происходит развитие речи у детей. Желаемым результатом развития детей является воспитание культуры речевого общения, привитие навыков правильно оценивать ситуацию, грамотно излагать мысли, корректно вести разговор, получать желаемый результат в результате общения. Порой дети знают правила речевого этикета, знают, как их выполнять, но не выполняют, считают их ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию [1, с. 58]. Работа над формулами речевого этикета у младших школьников должна заключаться в формировании у детей знаний о возможностях словесного выражения вежливости в русском языке и умении применять эти знания, воспитывать в себе положительные черты характера, уметь контролировать свою речь и соответствующее ей поведение.
Список литературы 1. Табарданова Т.Б. Нравственность - главная категория воспитания / Т.Б. Табарданова // Учитель. - 2008. - №4. - С. 57-59. Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.
|