На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогическая этика и этикет в профессиональной культуре учителя
Педагогическая этика и этикет в профессиональной культуре учителя
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

4.1. Педагогическая этика - компонент нравственной культуры учителя

Педагогическая этика - совокупность норм, требований и правил, регулирующих поведение учителя в видах профессиональной деятельности на основе моральных норм и общечеловеческих нравственных ценностей. Предмет педагогической этики - закономерности проявления этики в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Цель педагогической этики - определение состояния интеллекта учителя.


Педагогическая этика - часть этической науки. Определение педагогической этики и области применения этого термина основывается на трех различных представлениях в теории и практике педагогики:
- этика всего человечества;
- психологические особенности личности учителя;
- часть мастерства учителя.
С первых двух точек зрения педагогическая этика любовь учителя к ученикам, вежливое отношение с ними, их достоинство рассматривается в числе таких качеств и свойств, как милосердие, внимательность, доброжелательность, доверие, честность, сдержанность. С третьей позиции педагогическая этика рассматривается как специальная профессиональная деловая коммуникация с учащимися в построении необходимых отношений и поддержании ее в этом состоянии.
Педагогическая этика - это профессиональное качество учителя, которое привлекает учащихся, используя наиболее рациональные методы и приемы воспитательной работы. С точки зрения общения с учащимися педагогическая этика представляет собой совокупность разносторонности учителя, его идейной веры, культуры поведения, педагогического поиска.
Педагогическая этика имеет особое значение в общении с учащимися. Этика - суммарный показатель общей культуры воспитателя.
Чувство преданности помогает педагогу заранее узнать, какие изменения претерпевают изменения личности ученика от различных воздействий. С латинского языка этика означает «мораль».
Показатели педагогической этики:
- любить детей, взаимоуважение, поддержка;
- уважать себя и ребенка;
- доброта.
Одна из главных особенностей педагогической этики - это не повторение в процессе морального воспитания молодого поколения, а тесная связь всей учебно-воспитательной работы с нравственно-воспитательной деятельностью. Это требует от учителя принципиальности и ответственности [22].
Еще одна особенность педагогической этики - учитель должен систематически обучать молодое поколение, в соответствии с нравственными нормами посредством своих действий, отношения к миру, морали и добра.
Характер профессиональной этики учителя выглядит следующим образом:
- внешний вид педагога;
- умение быстро и правильно давать оценку любой ситуации, а также не торопиться делать выводы о поведении и способностях своих воспитанников;
- умение вести себя в сложных ситуациях, не допуская чувств, проявлять остроту;
- требования должны быть выполнимыми, детьми;
- хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- критически оценивать свой труд.
Педагог должен найти путь к сердцу каждого ребенка и открыть «замок» его души. Он должен знать, что одно слово может сыграть большую роль в жизни ребенка и это слово ребенок запомнит на протяжении всей жизни.
Для успешной педагогической деятельности педагог должен быть тактичным, вежливый учитель может своим примером, избавляться от своих недостатков, оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Для того, чтобы быть вежливым, необходимо обладать такими качествами, как внимательность, доверие, справедливость, терпение. Если учитель ошибся, то он признает ошибку перед учащимися.
Знание этических и основных требований культуры общения необходимо как самому педагогу, так и детям. Учитель должен вызывать такие чувства как уверенность, уважение и любовь, без которых учитель не имеет истинной репутации.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Дайте определение понятию «педагогическая этика». Выбери из заданных ответов правильные и аргументируйте их.
Педагогическая наука о различных аспектах нравственной деятельности учителя.
этика рассматривает окончательное значение основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.
изучает профессиональные нравственные нормы учителя.
2. Дайте характеристику показателям педагогической этики.
3. Дайте определение понятиям этикета, педагогической этики. Приведите примеры педагогических привычек, встречающихся в процессе повседневного обучения.
4. Раскройте смыслы слов и словосочетаний «этика», «соблюдение этики», «вежливость», объясните значение и необходимость этой ценности в жизни человека.
5. Творческая работа: сочинение стихотворений или песен на тему «Настоящая правда - это совесть».
1- задание. Как корректность отражается в деятельности педагога? Как узнать вежливость педагога? Какие пути формирования нравственности педагога? (представьте пример предсказания).
2- задание. Каких этических принципов вы придерживаетесь в жизни? Каковы требования к будущим учителям, обучающимся по специальности «Самопознание»?
3- задание. Если учитель давал бы клятву, как врач дает клятву Гиппократу, то какую клятву Вы принесли бы? (ваша позиция?)
4- задание. Что вы можете сказать по заданному рисунку, что символизирует, что можно сказать? Приведите примеры из жизни.
5- задание. Подумайте про себя, каких профессионально-важных качеств у вас больше, необходимых учителю.


4.2. Этикет в профессиональной культуре педагога


Этикет - осуществляет принципы вежливости, выражая смысловое поведение, соблюдение, применение режима общения. Этикет - исторически развивающееся явление. В основном говорят дипломатические, дворцовые, телефонные разговоры, гостевые, служебные, свадебные, гражданские, служебные, деловые, профессиональные этикеты. В отличие от норм морали (этики), правила этикета являются в основном условными и имеют характер неписанных законов, которые должны соблюдать все. С людьми можно встретиться на короткое время (вахтер, гардероб и т. д.), не придавая смысла приветствовать, улыбаться, произносить добрые слова. Что выгодно? Во всех случаях необходимо стремиться к хорошему общению со всеми. Это входит в требования этикета.
Нравственность определяется как совокупность потребностей и идеалов общества. Немецкий философ И.Кант (1724-1804 г.г.) впервые проанализировал нравственность. Он считал, что субъективным принципом нравственности является долг. В своей работе «Метофизические основы нравственности» И.Кант характеризовал свои аксиомы этической теории:
- законы морали основываются на абсолютной потребности;
- нравственные нормы считаются категорически бесспорными.
Немецкий философ Г.Гегель разработал этическую концепцию,
которая продемонстрировала пределы понятий «мораль» и «нравственность». Нравственность - это объективный аспект человеческих поступков, который показывает, что это такое. Основными нравственными ценностями являются сила духа, которая выражается в труде, деятельности. Он развил идею И.Канта: «Нравственность - это преодоление элементарной природы личности и общественная нравственность выше индивида».
Г.Гегель говорил, что нельзя пробуждать веру и стыд в рамках закона, единство субъективности и объективности является разумностью.
Содержание разумности - это, по его мнению, моральные законы, которыми руководствуются члены общества. По словам Г.Гегеля «мораль - субъективный аспект человеческих поступков». Это включает в себя основы доверия, оценки, тревоги отдельных людей. По его мнению, моральность - это вид взаимосвязи личности и общества, адаптированный к исторической эпохе.
Понятия этики и этикета связаны друг с другом. Важное место в профессиональной культуре педагога занимает этикет. Этикет - внешний вид внутренней культуры личности. Особенности национальной культуры и общества проявляются в социальном этикете.
Этикет - это правила, принятые в обществе, о поведении и взаимоотношениях людей.
Современный этикет - это то, что отбирается от традиций прошлого. Многие положения в его составе были фильтрованы на протяжении многих столетий, тысячелетий, прошли много закалок.
Термин «Этикет» впервые использовался при распространении приглашенным гостям карточек (этикеток) с правилами поведения во дворе во время Людовика XIV. Этикет (фр. Etiquette - указ, этикет) - совокупность правил поведения, связанных с внешним видом, общения с людьми (общение с окружающим, формы общения и приветствия, порядок в общественных местах, привычки и одежда).
Основные требования этикета: вежливость, пунктуальность,
ответственность, обязательность, любовь, терпимость и уважение к людям - показатели культуры поведения людей в обществе.
Основные принципы этикета:
- нравственность и гуманизм;
- необходимость действий;
- красота и эстетическая привлекательность поведения;
- сохранение народных традиций.
Основные формы этикета, встречающиеся в общественной жизни:
- этикет внутридворовых (придворных) - этикет-монархов;
- дипломатический этикет - в дипломатических отношениях;
- военный этикет;
- общечеловеческий этикет;
- бизнес-этикет (этикет, формируемый за последние десятилетия).
Каждый учитель, преподаватель, воспитатель должны обладать этическими качествами. Только тогда он сможет использовать эти качества при воспитании будущего поколения, успешно выполнять работу, впитывать эти качества учащимся, быстрее находить общий язык, легко работать. А молодому учителю, когда он начал свою деятельность учителем это очень помогает. К этим качествам и навыкам относятся внимательность, добропорядочность, нравственность, уважительное отношение к каждому ученику как к личности, доброжелательность, терпимость, сдержанность.
Вопросы и задания для закрепления:
1. Какие существуют связи этики и этикета?
2. Определите взаимосвязь понятий этики, морали.
3. Дайте определение понятию «Этикет» по нескольким источникам.
1- задание. Создайте «Концептуальную карту» по теме. (Карта должна раскрывать тему) . На карту можно нарисовать рисунок, таблицу, ключевую идею мысли, график и т. д., либо наклеить готовый материал).
Критерии оценки:
1) Раскрытие содержания темы - 1 балл;
2) Наличие ключевой идеи мысли-2 балла;
3) Точное выражение мысли - 2 балла.
Оценка: 5 баллов - «5», 4 балла - «4», 3 балла - «3», 1-2 балла - «2».
2- задание. Составьте альбом и соберите педагогические ситуации об этике педагога.
3- задание. С помощью способа «четыре предложения» укажите ваше мнение о теме.
Мнение. Скажите ваше мнение по данной теме одним предложением.
Доказательство. Докажите свое мнение одним предложением.
Пример. Свяжите свое мнение с жизнью и приведите примеры.
Заключение. Подведение итогов по содержанию темы.


4.3. Культура и этикет речи в профессиональной деятельности педагога


Слово - наиболее важная сила и средство общения, присущие только людям. С помощью речевого мастерства человека можно наблюдать широту его мировоззрения, ум, культуру, воспитание, даже характер. Поэтому недостаток речевого мастерства многих людей является их слабым местом.
Культура речи педагога - умение выбирать стиль речи, стилистические мысли, варианты, умение четко и ясно выражать игру.
Культура речи педагога, как и все человечество, показывает высокий уровень общей культуры и любви к своей Родине. Педагог, имеющий эстетическую красоту голоса, богатство, содержание и образность, способен успешно выполнять задачи в учебно-воспитательном процессе. Немало важную роль играет как сила, так и тонкость голоса, так и реальность и точность.
Большую роль в разговорной речи играет культура языка, особенно при объяснении урока учителем. Необходимо правильно продумать себя в речевой интонации учителя, ритме голоса и его постановке, так как важно, какое настроение произносит слово. К примеру, А.С. Макаренко может сказать детям слово «Иди сюда» в десятичной форме, меняя ритм голоса, в соответствии с разным настроением. Очень громкий голос влияет на нервы человека, очень медленный - наскучивает, расслабляет и быстро утомляет.
Педагог должен контролировать и скорость речи. Максимальная скорость речи - 120 слов в минуту. Пауза между предложениями - с помощью паузы человек корректирует дыхание. Вместе с тем, одним из основных показателей культуры речи учителя является богатство и чистота языка, не смешивая его с другими языками, звучит позитивно на ухо и повышает авторитет и уважение педагога.
У некоторых учителей в разговоре, как правило, привыкают прикоснуться к разговорам. Например, трудно сказать, что слова «то есть», «общее», «конечно», «новое», «значит» и т. д. неуместно повторяют. Наоборот, многократное повторение таких слов свидетельствует о недостатке словарного запаса или низкой культуре речи человека.
Для формирования культуры речи необходимо провести специальную тренировку. В связи с обогащением словарного запаса, развитием речевого мастерства учителя можно привести следующие примеры. Если один человек не смог выговорить слово на букву «р», но его коллеги по работе не замечали долгое время, так как он употреблял синонимы этих слов, когда необходимо было произносить слова с буквой «р».
Культура речи зависит от многих факторов - мыслительность, направленность общения, ее содержание, наличие новой информации и т. д. Лингвист Б.Н. Г оловин в книге «Культура в выразительности слова» показал следующие его составляющие:
- правильность речи: нормы ударения;
- правильность речи: нормы грамматики;
- точность речи;
- логика речи;
- чистота стиля речи;
- богатство, разнообразие стиля речи;
- целесообразность слова;
- языковой и речевой стиль.
Богатая лексико-речевая система языка является явным признаком педагогической культуры в словарной манере педагога. Богатство языка определяется не только запасом (числом) слов, но и возможностью использования их в нескольких значениях. Существует несколько значений одного слова «ходьба» («ходьба», «шаг за шагом», «ход в нужном направлении» и др.). Лексическое богатство языка позволяет передавать различные мысли и чувства.
Важным признаком речевой культуры является точность. Точность и ясность выразительности слова достигается с использованием множественных средств языка. Например, синонимы. Синоним - это то же самое по смыслу, а написание - это разные слова. Например, «знаменитый», «известный», «свобода», «независимость». Структура языка помогает достигнуть четкости, донести мысль разными способами.
Точность слова зависит и от того, как вы умеете правильно формулировать его, произношение аналогично, но имеет различное значение: «абонемент» - «абонент», «опытный» - «практический».
Одним из необходимых условий культуры речи в получении педагогического языка является простота и короткая речь. Качество речевого стиля повторяется, то есть тавтология нарушается.
Выразительность речи педагога должна быть естественной и ясной. Грамматическая правильность речи - это разумное использование и нормативность словосочетаний и форм словообразований. В речи учителя должны быть простые, неординарные предложения, которые легко воспринимаются учащимися.
При неправильном произношении, высокая степень культуры речи невозможна. Это сфера орфоэпии. Ударение тесно связано с орфоэпией. Во многих случаях ударение становится сложным.
Речь педагога должна быть не только правильной, но и четкой, образной, эмоциональной.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Какова роль слова в деятельности педагога?
2. Как вы понимаете культуру речи педагога?
3. В чем заключается взаимосвязь культуры речи и общей культуры?
4. Какие вы знаете пути совершенствования речи педагога? Представьте свое предложение.
1- задание. Проанализируйте свое слово в соответствии со следующими показателями.
- Используете ли вы в своей речи «слова-паразиты»?
- Можете ли вы четко передать свои мысли, не отступая от главного?
- Какова ваша скорость речи?
- Правильно ли вы используете интонацию?
2- задание. Составьте сборник из отрывков литературы В.А. Сухомлинского, где говорится о требованиях к речи педагога. Например: «Для мудрого учителя его речь, общение с детьми - это и есть способ самовыражения, самораскрытия духовного богатства перед учениками». Постарайтесь проанализировать отрывки и раскрыть его сущность.
3- задание. Попробуйте произносить такие простые слова с различными интонациями: «да», «нет», «ты».
Строго. Неуверенно. Задумываясь. Назло;
Спокойно. Поддерживая. Грустно. Разочарованно;
Кратко. Удивленно. С нежностью. Торжественно;
Медленно. Радостно. С сарказмом. Злобно.
4- задание. Объясните значение этих слов с помощью словаря.
Используя это слово в разных значениях, составьте предложения: личность, нравственность, этика.
5- задание. Попробуйте проверить себя


Тест: Как вы говорите?
1) Вы будете участвовать в одном важном мероприятии. Волнуйтесь, пока он начнется?
2) Если вам поручили сделать сообщение или доклад на собрании, вы будете стесняться?
3) Долго ли вы сможете не обращаться к врачу?
4) Вам предлагают посетить город, где ранее не были. Откажетесь ли вы от поездки в командировку?
5) Можете ли вы поделиться своими переживаниями с любым человеком?
6) Если на улице незнакомый человек просит вас подсказать время или указать путь, как вы поступите?
7) Верите ли вы в то, что между людьми возникают различные разногласия о проблеме отца и ребенка?
8) Стесняетесь ли вы вернуть долг, предоставленный вам знакомому несколько месяцев назад?
9) Если в кафе или в столовой предлагали просроченные продукты, промолчите ли вы?
10) Вам необходимо поговорить лицом к лицу с незнакомым человеком, вам понравится, что он взял инициативу в свои руки?
11) Вы не любите стоять в очереди, где бы то ни было. Вы будете ждать своей очереди или уйдете?
12) Боитесь ли вы войти в состав комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13) У вас есть личное мнение по оценке художественных, культурных и литературных произведений. Будете ли вы считаться с мнением других?
14) Вы слышите ошибочное мнение по вопросу, близкому к вашему сердцу, промолчите или вы выскажитесь по поводу этого?
15) Если вас просят помочь по работе или по теме обучения, вас это расстраивает?
16) Любите ли вы высказать свое мнение (давать оценку) в письменной форме, чем устно?

Оценка ответа: да - 2 балла, иногда -1 балл, нет - 2 балла.


30-32 балла. Вы не любите общаться, от этого страдаете не только вы, но и ваши близкие. Старайтесь общаться с другими. Возьмите под контроль себя.
25-29 балла. Вы замкнутый, предпочитаете одиночество, потребность в новом быте, новых связях вам не нравится. Вы неудовлетворены своим характером. Поэтому мы говорим, что все в ваших руках.
19-24 балла. Вы активны в общении с людьми. Вы держите себя свободно в чужой среде. В ваших словах преобладает насмешка. Но вы можете исправить этот недостаток.
14-18 балла. Вы умеете хорошо общаться, и вы хотите больше знать. Слушаете собеседника с удовольствием, общаясь с другими отстаиваете свое мнение. Не любите шумные встречи, это вас раздражает.
9-13 балла. Вы любите общаться, любите комментировать разные вопросы. Вы с удовольствием знакомитесь с новыми людьми, желаете быть навиду. Иногда вы даете обещания, несмотря на то, что вы не можете выполнять. Если вы столкнетесь с трудностями, то вам не хватает мужества, стабильности и терпения. Если приложите все усилия, у вас все получится.
4- 8 балла. Вы постоянно находитесь в центре всех дел, активно участвуете в дискуссиях, иногда неудачно, но вы не отказываетесь. Поэтому ваши коллеги и руководители смортят на вас с подозрением.
Ниже 3 баллов. Вы говорите много, суете нос не в свои дела. Хотите или не хотите, ввозникшие обстоятельства всегда касаются вас. Вы вспыльчивы, быстро раздражаетесь. Людям, как во время учебы, так и в общежитии, трудно общаться с вами. Подумайте над этим.
6- задание. Творческий проект: разработайте индивидуальный план развития культуры речи.
7- задание. Напишите 10 ключевых слов по разделу. Используя эти слова сочините стихи, напишите эссе, обыграйте ситуацию, спойте

Источник: «Основы педагогической этики» /Алканова З.С., Комаева М.С., Сарсекова Г.К., Тусупова М.А. Учебное пособие/ - Нур-Султан: Некоммерческое акционерное общество «Холдинг «Кэсшцор», 2019 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.