Склонность к аддиктивному поведению у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Чернова Ольга Евгениевна студентка Научный руководитель Андреева Светлана Николаевна канд. психол. наук, преподаватель
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Аннотация: в статье раскрываются такие понятия как «аддикция», «аддиктивное поведение» и «поведенческая аддикция». Рассматривается разделение аддикции на виды и мотивационная составляющая ее проявления. Представлены результаты исследования диагностики склонности к разным видам аддиктивному поведению у подростков.


Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, склонность к аддиктивному поведению, зависимость, поведенческая зависимость, физическая зависимость.


На сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков стала наиболее актуальной в силу того, что мир проходит период глобализации и как следствие размытые границы, разрушенные принципы и отсутствующие ценности выбивают почву из-под ног и вероятность успешной социализации в мире.
Отсутствие воспитания и обнищание культуры являются толчком к дестабилизирующей атмосфере в обществе изменению мироощущения подростков. Двойные стандарты, отсутствие конкретики в определении что плохо, а что хорошо приводят к тому, что тревожность и невыраженная агрессия повышаются до невероятного уровня. И самым простым способом избежать и уйти от угнетающей ситуации подростки видят в том, что заставит их хотя бы на короткое время почувствовать себя лучше, при этом не отдавая себе отчет в том, к чему все это может привести [4]. Наркотики, алкоголь, табак и т. д. дают возможность почувствовать себя хорошо, но лишь по началу, а потом полностью овладевают разумом и рассудком, что ведет к появлению зависимости и зависимого поведения.
Уход в зависимость представляется наиболее простым способом, так как достаточно сложно найти поддержу и опору в семье, где любые поступки воспринимаются сложно и с наивысшей критикой и осуждением. Друзья, которые являются важной составляющей подростковой жизни, часто не готовы принять и понять его, что сильно ударяет по самооценке. Одной из частых ошибок, совершаемых в данный период это вхождение, а асоциальную группу, так как составляющей этой группы являются такие же подростки, которые толерантны к зависимостям и тем самым склонны поддерживать нежелательное поведение, что является опорой для появления чувства значимости и важности подростка. Именно поэтому очень важно уже на ранних этапах выявить склонность подрастающего поколения к аддиктивному поведению и в последующем разработать программу профилактики.
Истоком определения аддикции стали английские слова addiction и addictive, что в переводе значится как зависимость и пристрастие и латинское addictus определяется как преданный, пристрастившийся, обреченный и увлеченный чем-либо [3, с. 50].
В своих трудах Ц.П. Короленко, Н.Л. Бочкарёва и Б.Д. Карвасарский подмечают, что «аддикция» понимается как адаптация к непростым условиям действительности и построению взаимосвязи с окружением или напротив «поле», которые позволяет свободно выходить за личные и социальные границы, тем самым дает возможность ощущать себя смело, быть желанным и более важным [5, с. 468].
В целом, аддикции условно делят на «химические», которые называют также физической зависимостью, и поведенческие зависимости. Поведенческая аддикция в психологии рассматривается как состояние сознания человека, связанное с привязанностью человека к определенной деятельности и его неспособностью самостоятельно прекратить эту деятельность [3, с. 51].
Зависимость с одной стороны является свободным добровольным личностным выбором, а с другой, она приводит к утрате свободы выбора и подчиненности определенному виду деятельности или каким-либо веществам. Мотивационной основой проявления зависимости является стремление к немедленному получению удовольствия [3, с. 51].
Понятие «аддиктивное поведение» введено В. Миллером и M. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость [1, с. 232]. Это понятие начало активно применяться в научной среде с конца 80-х годов. Оно нашло расширение в трудах С. А. Кулакова, и получило широкое распространение после выпуска работы А.Е. Личко и В. С. Битенского. В последующем времени определение многократно дополнялось и конкретизировалось как возможность устранения стресса через бегство от существующей реальности и избрания самоуничтожающегося поведения.
Человеку с аддиктивным поведением присуще ложное представление об управляемости зависимостью. Они убеждены и склонны искренне верить в то, что уход в зависимость не является проблемой, а наоборот это метод снятия напряжения и отвлечения себя от мелких неприятностей и неурядиц. 
Для выявления склонности к аддиктивному поведению у подростков нами было проведено исследование. Объектом исследования стала личность подростков. Предметом же диагностики являлась склонность к аддиктивному поведению. Гипотеза нашего исследования основывается на предположении о том, что у подростков наиболее выражена склонность к игровой и компьютерной зависимости. Исследование проводилось в МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №6». В нем приняли участие 64 подростка - обучающихся 7-9 классов.
Диагностика склонности к аддиктивному поведению у подростков осуществлялась при помощи методики диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая) [2, с. 15]. Результаты исследования склонности к разным видам зависимого поведения у подростков представлены на рисунке 1.

зависимости

Рис. 1. Склонность к разным видам зависимого поведения у подростков


Из показателей представленного рисунка можно сделать вывод что, средний уровень склонности к зависимости от алкоголя выявлена у 23% обучающихся. Высокий уровень склонности к зависимости от алкоголя наблюдается у 11% подростков.
Средняя и высокая склонность к телевизионной зависимости у подростков представлена в виде 13% по каждому уровню. Высокий уровень склонности подростков к любовной зависимости составляет 2% испытуемых, но средний уровень значительно выше, и он равен 30% от общего числа обучающихся.
Игровая зависимость наблюдается на высоком уровне у 13% испытуемых, что незначительно меньше показателей среднего уровня склонности равного 16%. Показателей высокой степени склонности к сексуальной и лекарственной зависимости у испытуемых выявлено не было, но независимо от этого средние уровни представлены 13% и 16% соответственно.
Шкала склонности к пищевой зависимости демонстрирует среднюю степень равную 28% и высокую, которая представлена 17% испытуемых. Высокая степень склонности к трудовой зависимости выявлена у 16% и 17% определяются как испытуемые, имеющие средний уровень склонности.
Значительно ниже показатели склонности к религиозной зависимости у подростков они составляют 3% и 8% высокого и среднего уровней. Показатели склонности к табачной зависимости так же не высоки, т.е. всего 2% имеют высокий уровень склонности.
По склонности к компьютерной зависимости однозначным является показатель высокой степени равный 11% и средней представленный в виде 30% подростков.
Склонность к зависимому поведению от здорового образа жизни представлена в виде 16% среднего уровня и 6% высокого.
Со средним уровнем склонности к наркотической зависимости выявлено 20% подростков и 3% подростков имеют высокий уровень наркотической зависимости.
Общая склонность к зависимостям по методике Г. В. Лозовой выявлена как на высоком уровне 9%, так и на среднем 22%.
Таким образом, на основе результатов диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень склонности у подростков наблюдается к таким видам зависимости как пищевая, трудовая, игровая, компьютерная, алкогольная и телевизионная.
Тем самым мы подтвердили гипотезу нашего исследования, которая основывалась на предположении о выраженной склонности к игровой и компьютерной зависимостям у подростков и именно это позволяет нам утвердиться окончательном достижении нашей цели.


Список литературы

1. Галяутдинова С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирск. ун-та. - 2013. - №1.
2. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / под общ. ред. О.В. Иониной. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. - 39 с.
3. Матаева Г. Понятие аддиктивного поведения / Г. Матаева, К. Алимбетов, М. Еркин- бекова // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-3 (45).
4. Павлова А.С. Аддиктивное поведение подростков / А.С. Павлова, Т.Д. Еремеева // Вестник СМУС74. - 2018. - №1 (20).
5. Тинькова Е.Л. Выявление и сопровождение подростков, склонных к аддиктивному поведению / Е.Л. Тинькова, Е.А. Шеховцова, Ю.А. Катилевская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-2.
Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.