На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Психолого-педагогические аспекты профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы
Психолого-педагогические аспекты профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

А.В. Макаров
канд. филол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог
А.Н. Шаповалова
студентка
ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог



Актуальность исследования никотиновой зависимости подростков в условиях школы обусловлена тем, что курение табака вызывает физиологическую и психологическую зависимость, тесно связано с социальными и культурными факторами. В этой связи исследователи отмечают необходимость разработки и реализации комплексных профилактических программ, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся (А.Е. Личко, В.С. Битенский, А.А. Александров, В.Ю. Александрова, М.Б. Котова и др.).
Очевидно, что необходимо предпринимать своевременные меры по борьбе с табакокурением, поскольку при злоупотреблении человек теряет способность поступать как свободная и сознательная личность, действовать в рамках здорового образа жизни. Зависимость от никотина, которая весьма быстро вырабатывается при табакокурении, носит наркотический характер и представляет собой разновидность наркомании. Причём среди остальных наркотических зависимостей никотиновая - одна из самых распространённых.
Цель данной статьи - рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы.
Профилактика табакокурения среди подростков - это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья населения, это возможность увеличить продолжительность и качество жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний, вызванных табакокурением, поэтому профилактика табакокурения, в первую очередь, направлена на работу с детьми и подростками [2].
Как известно, школьник является полноправным субъектом собственного развития, в основе которого выступают потребности в физическом, духовном и социальном здоровье. Однако специфика подросткового возраста, определяемого как сложный этап психосоциального развития, актуализирует ряд условий, влияющих на формирование никотиновой зависимости: индивидуально-психологических, возрастно-психологических и социальнопсихологических.
В психолого-педагогической литературе никотиновая зависимость рассматривается как одна из форм химической зависимости (в широком смысле), определяемая комплексом психических, физиологических, поведенческих расстройств и связанная с влечением человека к психоактивным веществам, не поддающемся сознательному управлению.
Безусловно, в процессе профилактической работы школьный педагог- психолог и специалисты по воспитательной работе обращают внимание на такие важные индикаторы, как низкий материальный и образовательный уровень семьи, наличие указанной зависимости родственников учащегося, проблемы несовершеннолетних с учёбой, их тревожность, низкая самооценка, экставертированность, реакция эмансипации, социометрический статус и др.
К сожалению, в современных условиях, несмотря на создание нормативно-правовой базы и широкую информационную кампанию, высок процент тех родителей и подростков, у которых отсутствует критическая оценка в отношении к проблемам курения несовершеннолетних. В связи с этим школа как институт воспитания через механизм морали и права должна обращать внимание родителей на необходимость усиления роли семьи в профилактической работе. Понимая природу дихотомического мышления зависимой личности, на первый план должны выходить и косвенные методы профилактики, опирающиеся на принцип альтернативности воздействия.
Как правило, курение, с позиции зависимого подростка, призвано заполнить возникшую пустоту в душе школьника - ту пустоту, сам факт существования которой могли бы поставить под сомнение гармоничные отношения с людьми, интерес к искусству, занятия спортом, социально значимая деятельность и др. Типичный школьник нередко не имеет высокой учебной мотивации, не получает удовольствие от активного досуга, от реализации социальных и духовных потребностей. Наоборот, личность сталкивается с агрессивной формой собственной реакции, сопротивлением, негативными эмоциями, эмоциональным и социальным одиночеством, психологическим голодом близости, безопасности, принятия, дефицитом материнской любви и др.
В этом случае так называемая генерализованная неудовлетворённость приводит к снятию первой никотиновой пробы, а значит, и к химической зависимости. Ситуация осложняется высоким уровнем инфантильности мышления, конформизмом детско-юношеских групп, игнорированием реальности и недостаточным уровнем психологической культуры родителей и педагогов.
Конечно, ребёнок, экспериментируя с сигаретой, изначально не хочет стать курильщиком: в момент развития «привычки курить» срабатывает механизм реакции на стресс и желание заместить отсутствие опыта общения и уверенности в себе. С другой стороны, не только школа несёт ответственность за развитие никотиновой зависимости. Именно семья выступает той первичной группой, в которой формируются установки, потребности, чувственная сфера, жизненные навыки, а также критическое мышление и умение противостоять давлению извне.
Однако не все молодые люди, которые начинали курить, сохраняют эту привычку в дальнейшем. В связи с этим представляют интерес также мотивы отказа от курения: страх ухудшения или реальное ухудшение здоровья, страх перед родителями, усиление никотиновой зависимости, внешняя непривлекательность, желание «не быть, как все» и др.
В целом школьная среда, расширяя сферу социальных контактов, должна создавать воспитательно-образовательное пространство, удовлетворяющее сформулированным Т. Глинном положениям профилактической программы. Среди них особенно важными, на наш взгляд, являются тезисы об антинаркотическом воспитании как «составной части школьного обучения», реализуемом в «переходный период от младшего школьного возраста к среднему». По мнению автора, эффективность профилактической работы с подростками зависит от степени вовлечённости несовершеннолетних и их родителей, а также от компетентности педагогов [4].
Рассматривая возможности популяционного, социально-воздействующего подходов, информационной, когнитивно-поведенческой модели, модели жизненных умений, модели фактических знаний, модели поведенческих навыков и др. [1, 39-40], исследователи обращают внимание на 12- шаговую модель профилактики и конструктивно-позитивную модель, представленную формами, стимулирующими творческую активность: ролевыми играми, тренингами личностного роста, проектной деятельностью и др. При этом на первый план выходит формирование ценностного отношения несовершеннолетних к своему здоровью, освоение способов его поддержания и сохранения. Опыт организации профилактической службы в школе показывает, что предпочтительными являются программы, включающие компоненты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Традиционно важное место отводится информационным, тематическим, нравственным, интеллектуальным и познавательным классным часам, мероприятиям состязательного характера, творческим и игровым формам [3].
Таким образом, эффективность профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы обусловлена результативностью общей воспитательной работы с подростками, выступающей в виде единства информационного, оценочного и поведенческого компонентов; коррекционной работы с несовершеннолетними из группы риска; информационно -консультативной работы педагога-психолога с родителями школьников.
Основополагающим психологическим положением профилактики является безусловная позитивность, направленность на концентрацию усилий семейного воспитания на создание условий для будущей успешной жизни своего ребёнка. Поэтому перестановка акцента с узкой профилактики негативных явлений в целом на широкую позитивную (в контексте жизненного пути человека) даёт возможность мотивировать родителей к участию в профилактической программе, активизировать семейные ресурсы на воспитание своих детей.


Библиографический список
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 35-42.
2. Жукова М.В., Николайчик Е.С. Профилактика табакокурения в младшем школьном возрасте // Педагогика и психология, культура и искусство: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 16 ноября 2017 г. - СПб.: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 136-142.
3. Макаров А.В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодёжи: организация профилактической работы в условиях образовательной организации: учебное пособие / под ред. А.Е. Фатеева. - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2013. - 128 с.
4. Glinn T.J. Essential elements of school-based smoking prevention programme // J. School Health. 1989. V. 59. N 5. - P. 181-189.

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.