Психолого-педагогические аспекты профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек |
А.В. Макаров Актуальность исследования никотиновой зависимости подростков в условиях школы обусловлена тем, что курение табака вызывает физиологическую и психологическую зависимость, тесно связано с социальными и культурными факторами. В этой связи исследователи отмечают необходимость разработки и реализации комплексных профилактических программ, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся (А.Е. Личко, В.С. Битенский, А.А. Александров, В.Ю. Александрова, М.Б. Котова и др.). Очевидно, что необходимо предпринимать своевременные меры по борьбе с табакокурением, поскольку при злоупотреблении человек теряет способность поступать как свободная и сознательная личность, действовать в рамках здорового образа жизни. Зависимость от никотина, которая весьма быстро вырабатывается при табакокурении, носит наркотический характер и представляет собой разновидность наркомании. Причём среди остальных наркотических зависимостей никотиновая - одна из самых распространённых. Цель данной статьи - рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы. Профилактика табакокурения среди подростков - это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья населения, это возможность увеличить продолжительность и качество жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний, вызванных табакокурением, поэтому профилактика табакокурения, в первую очередь, направлена на работу с детьми и подростками [2]. Как известно, школьник является полноправным субъектом собственного развития, в основе которого выступают потребности в физическом, духовном и социальном здоровье. Однако специфика подросткового возраста, определяемого как сложный этап психосоциального развития, актуализирует ряд условий, влияющих на формирование никотиновой зависимости: индивидуально-психологических, возрастно-психологических и социальнопсихологических. В психолого-педагогической литературе никотиновая зависимость рассматривается как одна из форм химической зависимости (в широком смысле), определяемая комплексом психических, физиологических, поведенческих расстройств и связанная с влечением человека к психоактивным веществам, не поддающемся сознательному управлению. Безусловно, в процессе профилактической работы школьный педагог- психолог и специалисты по воспитательной работе обращают внимание на такие важные индикаторы, как низкий материальный и образовательный уровень семьи, наличие указанной зависимости родственников учащегося, проблемы несовершеннолетних с учёбой, их тревожность, низкая самооценка, экставертированность, реакция эмансипации, социометрический статус и др. К сожалению, в современных условиях, несмотря на создание нормативно-правовой базы и широкую информационную кампанию, высок процент тех родителей и подростков, у которых отсутствует критическая оценка в отношении к проблемам курения несовершеннолетних. В связи с этим школа как институт воспитания через механизм морали и права должна обращать внимание родителей на необходимость усиления роли семьи в профилактической работе. Понимая природу дихотомического мышления зависимой личности, на первый план должны выходить и косвенные методы профилактики, опирающиеся на принцип альтернативности воздействия. Как правило, курение, с позиции зависимого подростка, призвано заполнить возникшую пустоту в душе школьника - ту пустоту, сам факт существования которой могли бы поставить под сомнение гармоничные отношения с людьми, интерес к искусству, занятия спортом, социально значимая деятельность и др. Типичный школьник нередко не имеет высокой учебной мотивации, не получает удовольствие от активного досуга, от реализации социальных и духовных потребностей. Наоборот, личность сталкивается с агрессивной формой собственной реакции, сопротивлением, негативными эмоциями, эмоциональным и социальным одиночеством, психологическим голодом близости, безопасности, принятия, дефицитом материнской любви и др. В этом случае так называемая генерализованная неудовлетворённость приводит к снятию первой никотиновой пробы, а значит, и к химической зависимости. Ситуация осложняется высоким уровнем инфантильности мышления, конформизмом детско-юношеских групп, игнорированием реальности и недостаточным уровнем психологической культуры родителей и педагогов. Конечно, ребёнок, экспериментируя с сигаретой, изначально не хочет стать курильщиком: в момент развития «привычки курить» срабатывает механизм реакции на стресс и желание заместить отсутствие опыта общения и уверенности в себе. С другой стороны, не только школа несёт ответственность за развитие никотиновой зависимости. Именно семья выступает той первичной группой, в которой формируются установки, потребности, чувственная сфера, жизненные навыки, а также критическое мышление и умение противостоять давлению извне. Однако не все молодые люди, которые начинали курить, сохраняют эту привычку в дальнейшем. В связи с этим представляют интерес также мотивы отказа от курения: страх ухудшения или реальное ухудшение здоровья, страх перед родителями, усиление никотиновой зависимости, внешняя непривлекательность, желание «не быть, как все» и др. В целом школьная среда, расширяя сферу социальных контактов, должна создавать воспитательно-образовательное пространство, удовлетворяющее сформулированным Т. Глинном положениям профилактической программы. Среди них особенно важными, на наш взгляд, являются тезисы об антинаркотическом воспитании как «составной части школьного обучения», реализуемом в «переходный период от младшего школьного возраста к среднему». По мнению автора, эффективность профилактической работы с подростками зависит от степени вовлечённости несовершеннолетних и их родителей, а также от компетентности педагогов [4]. Рассматривая возможности популяционного, социально-воздействующего подходов, информационной, когнитивно-поведенческой модели, модели жизненных умений, модели фактических знаний, модели поведенческих навыков и др. [1, 39-40], исследователи обращают внимание на 12- шаговую модель профилактики и конструктивно-позитивную модель, представленную формами, стимулирующими творческую активность: ролевыми играми, тренингами личностного роста, проектной деятельностью и др. При этом на первый план выходит формирование ценностного отношения несовершеннолетних к своему здоровью, освоение способов его поддержания и сохранения. Опыт организации профилактической службы в школе показывает, что предпочтительными являются программы, включающие компоненты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Традиционно важное место отводится информационным, тематическим, нравственным, интеллектуальным и познавательным классным часам, мероприятиям состязательного характера, творческим и игровым формам [3]. Таким образом, эффективность профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы обусловлена результативностью общей воспитательной работы с подростками, выступающей в виде единства информационного, оценочного и поведенческого компонентов; коррекционной работы с несовершеннолетними из группы риска; информационно -консультативной работы педагога-психолога с родителями школьников. Основополагающим психологическим положением профилактики является безусловная позитивность, направленность на концентрацию усилий семейного воспитания на создание условий для будущей успешной жизни своего ребёнка. Поэтому перестановка акцента с узкой профилактики негативных явлений в целом на широкую позитивную (в контексте жизненного пути человека) даёт возможность мотивировать родителей к участию в профилактической программе, активизировать семейные ресурсы на воспитание своих детей.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |