Денисенко Татьяна Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия воспитатель МАДОУ «Д/С №106» Мустафаева Севиндж Алиевна старший преподаватель Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия Ключевые слова: творческое воображение, воображение, младшие школьники, внеурочная деятельность, арт-терапия.
Постоянно изменяющиеся общественные условия, введение ФГОС НОО, внедрение современных технологий в социальную жизнь, рост экономики - все это создает необходимость для развития в личности каждого человека творческого подхода, активности и интеллектуальных способностей. Согласно ФГОС НОО в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования стоит важная задача: преобразовать образовательный процесс таким образом, чтобы у младших школьников активно развивались интеллектуальные и творческие способности, а именно воображение, мышление, память и речь. Учебная работа школьника не может успешно протекать без достаточно развитого воображения. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Важно развивать творческое воображение именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что младший школьник - это начало общественного бытия человека, где проявляются первые навыки сфорсированности его внутренней позиции, умения ориентироваться на систему общественных правил, отвечать за свои поступки и др. Для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста существует много способов и методов, но, на наш взгляд, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности, предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. По мнению Е.И. Игнатьева, «основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [7, с. 22]. Работа над проблемой развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия выступает средством адаптации, площадкой для регуляции эмоционального состояния младшего школьника. Процесс создания творческого продукта позволяет учащимся проявлять свою фантазию, активизировать мышление и восприятие, увидеть результат своей деятельности в символической, художественной форме, проявлять свои творческие способности, развивать коммуникационные навыки. Цель арт-терапевтической методики состоит в том, чтобы развивать личность через способность самовыражения и самопознания. При помощи лепки, рисования, фототерапии, сказкотерапии ребенок создает готовые образы, тем самым обретает свою неповторимость и индивидуальность. Во время творческого процесса специалистом решаются задачи, такие как развитие творческих и коммуникативных способностей, стимулирование творческого самовыражения, расширение представлений о себе, повышение самооценки [4, с. 23]. Актуальность рассматривания проблемы, ее теоретическая и практическая значимость послужили основанием выбора темы исследования, определению цели, логики и содержания работы. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБОУ «Туим- ская СОШ №3», Ширинского района Республики Хакасия и включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. В экспериментальном исследовании принимали участие дети 2 класса количественным составом 20 человек, в условиях естественного педагогического процесса. Обучающиеся по образовательной программе «Начальная Школа 21 века». В соответствии с этим был подобран ряд диагностических методик, модифицированных с учётом специфики исследования, в частности направленных на исследование индивидуальных особенностей воображения младших школьников: методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской. Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. На основании полученных данных можно считать, что 20% (4 человека) имеют высокий уровень, дети за отведенное время придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 60% (12 человек) имеют средний уровень, дети придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 20% (4 человек) имеют низкий уровень, дети не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. На основе анализа результатов эмпирических данных была разработана комплексная программа внеурочной деятельности с применением разнообразных видов техник арт-терапии, направленные на творческое воображения у младших школьников. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование нравственности, гражданской позиции, здорового образа жизни. Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребенок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов. Программа арт-терапии включает 4 блока: музыкотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, изотерапия. После восьми недель формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, результаты которой позволили выявить повышение индивидуальных особенностей воображения младших школьников. Таким образом, можно утверждать, что процесс развития творческого воображения у младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться наиболее эффективно, если использовать арт-терапию.
Список литературы 1. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 87-89. 2. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: ИПП, Воронеж, 1997. - 47 с. 3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб., 1999. 4. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. - 2001. - №10. - С. 34-37. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.
|