Развитие способностей к преобразованию
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кумыков Анзор Русланович магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматривается тема развития способностей ребенка, которая в настоящее время является одной из актуальных задач образовательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема развития способностей имеет достаточно сложную судьбу в психологической науке. Происходящие внутри нашего общества изменения остро поставили проблему развития ребенка в ходе образовательного процесса, а на первом плане стоит вопрос о развитии способностей. Способности стали рассматриваться в качестве одной из основных единиц развития.

Ключевые слова: способности к преобразованию, диалектическое мышление, индивидуализация процесса обучения, эмоциональная стабильность, преемственность дошкольного и школьного образования.


В соответствии с концепцией Л. А. Венгера под способностями мы понимаем ориентировочные опосредствованные действия, позволяющие решать задачи различного класса. В случае умственных способностей - это интеллектуальные задачи, основными способами решения которых являются действия наглядного моделирования, которое является основой развития познавательных способностей. Это ведет к переструктурированию других психических функций, делая их произвольными и осознанными.
Общие способности (познавательные, коммуникативные, регуляторные) определяют стержневую линию развития человека. Они позволяют ему познавать окружающую действительность и самого себя, осуществлять регуляцию деятельности и поведения в различных нормативных ситуациях, понимать других и быть понятым.
Становление познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей обуславливает все психическое развитие ребенка. Оно представляет устойчивую составляющую, присущую различным возрастным этапам и должно учитываться всеми образовательными системами. Развитие способностей ребенка носит опосредствованный характер и заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение специфичными для каждого возраста средствами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.
Одной из основных задач работы с детьми младшего школьного возраста является развитие способностей. Таким образом, при построении образовательных стратегий следует учитывать индивидуальные особенности учащихся. Особый интерес представляет применение структурнодиалектического метода в разработке образовательных систем.
Основная идея концепции - построение непрерывной гуманитарной образовательной системы для детей в возрасте 3-15 лет. В её основе лежит систематическое использование механизма диалектического мышления, который обеспечивает развитие самостоятельной творческой личности, эффективно преобразующей противоречивые ситуации в различных сферах деятельности человека и способной адаптироваться к постоянно изменяющимся социальным условиям.
Структуры диалектического мышления возникают в дошкольном возрасте и продолжают функционировать у школьников и взрослых в тех ситуациях, которые предполагают творческое решение задач, относящихся к разным сферам: науке, технике, искусству. Наличие механизма диалектического мышления, на каждом из этапов возрастного развития, позволяет в значительной степени оптимизировать сам процесс обучения и развить у детей систему переработки и анализа знаний, сохраняющую эффективность и в последующих возрастах, что обеспечит единство учебного процесса и развития творческого мышления учащихся. Ребёнок, владеющий диалектическим мышлением, становится субъектом и других сферах деятельности. Механизм диалектического мышления позволяет продуктивно преобразовывать различные ситуации, он лежит в основе творчества и рассматривается как одна из форм творческого мышления.
По мысли Н.Е. Вераксы, в младшем школьном возрасте происходит перестройка механизма диалектического мышления, связанная с переходом к доминированию знакового отражения объектов и подавлению отражения объектов в комплексах. Этот процесс отражается в снижении у младших школьников выполнения заданий на преобразование диалектических отношений в сравнении с детьми дошкольного возраста.
Любая педагогическая ситуация, любой учебный материал не рассматривается как однозначный, «правильный». Не существует выверенных заранее «правил», «алгоритмов», однообразных и стереотипно повторяющихся действий, «готовых ответов». Всё, что потенциально может составлять содержание образования, рассматривается педагогами и учениками как диалектическая структура. В данной системе статус содержания образования имеет только тот материал, который может рассматриваться как диалектическая структура.
Ребёнок и взрослый, используя метод структурной диалектики, могут из многообразия возможностей (в учебном, внеклассном пространстве, играх и т. д.) по определённым основаниям выделить наиболее эффективную возможность в данной ситуации. И эту возможность преобразовать в реальность.
Содержанием образования в этом случае становится разработка и реализация программ возможностей всеми участниками педагогического процесса: учащимися, их родителями, психологами и педагогами и т. д. В процессе реализации вышеописанной модели осуществляется создание пространства возможностей, овладение средствами его структурирования и преобразования.
Данная образовательная модель развивает субъектность учеников, позволяет им самостоятельно организовывать учебный материал двигаться в нём, осуществляя рефлексию собственной деятельности. Это даёт возможность для дальнейшей индивидуализации процесса обучения. Ребёнок овладевает средством, позволяющим эффективно преобразовывать учебные и, так называемые, жизненные ситуации. Также система диалектического обучения способствует развитию творческой деятельности учащихся, позволяет им самоопределиться в различных ситуациях неопределённое™, а это делает их эмоционально стабильными и более социально адаптированными.
Для данной образовательной модели актуальным представляется развитие творческих способностей учащихся, т. к. это позволяет им осознанно и произвольно творить образовательный процесс.
Творческие способности позволяют человеку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. К творческим способностям мы относим способности к преобразованию (способности оперирования отношениями противоположности) и способности к символическому опосредствованию (способности к символизации).
Способности к преобразованию являются составной частью механизма творчества. Они возникают у детей дошкольного возраста и продолжают функционировать на протяжении всей жизни человека в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах действительности. Основу способностей к преобразованию составляют способы оперирования отношениями противоположности. Развитые способности к преобразованию позволяют школьникам создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности. В изобразительной деятельности дети рисуют необычных, сказочных животных, людей, растения. При этом в одном рисунке они могут объединять представления о противоположных состояниях и свойствах: так, необычный человек - это обычный человек, который ходит вверх ногами, или человек-робот, одна половина которого - обычный человек, другая - машина.
Способности к преобразованию дают возможность ребенку не только наметить пути изменения различных ситуаций, но и позволяют понять принципы построения учебных предметов. Осваиваемое ребенком многообразное содержание интегрируется в целостную картину мира. Развитие способностей к преобразованию осуществляется в процессе разрешения противоречивых ситуаций и в игровой деятельности. Механизм преобразования лежит в основе активной творческой позиции ребенка в школьном возрасте. Его учет необходим при решении вопроса о преемственности дошкольного и школьного образования.

Список литературы
1. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности / Г.П. Пирлик. - М., 2018.
2. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. - М., 2014.
3. Психология детей младшего школьного возраста / И.Ю. Кулагина. - М.: 2016.
4. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А.И. Подольский, О.А. Идобаева. - 2021.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.