На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Способности детей к изобразительной деятельности
Способности детей к изобразительной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лекция.

Рисование


План


1.Условия возникновения рисования в дошкольном детстве.
2.Этапы развития рисования в I мл. гр.
3.Задачи обучения и руководство рисованием в I мл. гр.
4. Формирование образа в рисунках детей II мл. гр.
5. Задачи обучения детей рисованию в средней группе (с усложнением).
6. Задачи обучения детей рисованию в старшей группе (с усложнением).
7. Задачи обучения детей рисованию в подготовительной группе (с усложнением).

 

Из всех видов изобразительной деятельности наиболее изученным является вопрос о детском рисовании. Интерес к данному вопросу возник еще в конце ХIХ в. (Коррадо Риччи, А.В. Бакушинский, Е.А.Флерина и др.). Особенно интенсивно ведется изучение этого вопроса в последние 60-70 лет.
Исследования зарубежных и отечественных авторов – В. Штерна, Е.А. Флериной, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной показали, что есть несколько причин, по которым дети начинают заниматься изобразительной деятельностью. Это могут быть как подражание взрослым, так и, возможно, внутренняя потребность в графической деятельности, заложенная в человеке на генетическом уровне. Важным обстоятельством является так же наличие изобразительных материалов, а также их доступность.
Кроме того, установлено, что ребенок с раннего детства выделяет рисование из других двигательных игр. Ребенок стремится познать свойства бумаги и изобразительных материалов, и примерно в 1 год, иногда чуть позже для ребенка уже не безразлично двигать ли по бумаге палочкой или же карандашом, который оставляет след. У ребенка возникает желание нажимать на карандаш, чтобы получить яркий след. Организационным началом детских рисунков, по мнению Т.Г. Казаковой служит двигательный ритм.


Е.А. Флерина выделяет два периода детского рисования:
– доизобразительный (до трех лет), когда цель «изобразить» ребенком не ставится;
- изобразительный, во время, которого у ребенка формируется замысел, и мы можем целенаправленно обучать дошкольника изобразительной деятельности.

Обозначенные выше периоды Е.И. Игнатьев и Н.П. Сакулина делят на ряд этапов. Рассмотрим их.
Для первого этапа характерно возникновение двигательного поиска, когда дети проводят линии в разных направлениях (прямолинейные, дугообразные, вращательные), во время рисования у детей развивается двигательная ориентировка, т.е. рисование штрихов, мазков по листу при заполнении ими всего пространство листа. В этом же возрасте дети осваивают новое движение – вращательное - мотки, возникающие из дугообразных штрихов. Примерно во втором полугодии линии закругляются, ломаются под углом и получаются зигзаги. И, наконец, ребенок закругляет форму, стремясь замкнуть линию, в результате чего получается подобие круга.
Итак, к началу 3-го года жизни ребенку становится ясна связь между действиями руки и следом, который остается после карандаша. Но движения руки ребенка еще не скоординированы, в его действиях еще очень много нецеленаправленных движений и поэтому первые изображения малыша практически не имеют сходства с предметами окружающего мира.
В период от 1,5 до 2 лет в рисование включается речь – ребенок приговаривает, подчеркивая ритм движений звукоподражанием или произнесением ритмичных слов. У ребенка к этому времени имеется уже достаточный запас наглядных представлений, что позволяет ему узнавать знакомые элементы в рисунке – дым, длинную дорожку и т.п. Этот этап принято называть «сюжетно-изобразительной игрой». Ребенка больше говорит, что он изображает, реального же сходства рисунка и предмета по-прежнему не наблюдается.
Кроме того, важно отметить, что клубки, мотки, линии исполняют роль предметов, персонажей в игровой ситуации. Лист бумаги для ребенка это место действия. На этом этапе изобразительная деятельность еще не вычленяется из игры, но игра изменила свой характер. Теперь это уже не просто двигательная игра, а игра, отражающая то, что происходит, то, что он видит в действительности.
Таким образом, в процессе овладения способностью изображать в рисунке жизненные явления, решающее значение имеет речь.
Узнавая в рисунке какой-либо предмет, ребенок называет его и тем самым и для себя и для других закрепляет связь рисунка с предметом. Взрослый должен помочь ребенку узнавать и назвать предмет, радоваться вместе с ним узнаванию – данный этап можно обозначить, как «действие - называние» или этап ассоциаций.
Затем уже ребенок приступает к рисованию с намерением изобразить тот предмет, который у него получился, за что его похвалили, но он не помнит, в результате каких действий с карандашом у него получилось изображение. Он говорит «Я нарисую (маму, зайчика, яблоко)», снова проводит линии в разных направлениях, думая, что он рисует тот же предмет. Это уже самый элементарный замысел, но он неустойчив. Ребенок хотел изобразить один предмет, но в результате его действий с карандашом получился другой. Данный этап исследователями назван «этапом неустойчивого замысла»
В связи с этим очень важно в возрасте двух-трех лет учить детей «читать» свой рисунок, чему способствует предварительная работа, организуемая с детьми. Так, в практике работы с этой целью педагог рассматривает с детьми книги с иллюстрациями, т.е. привлекает его к чтению «чужих» рисунки.
Постепенно, в том числе и в результате обучения у ребенка формируется устойчивый замысел. Ребенок сначала проговаривает, что он будет изображать, выбирает способы для достижения цели и получает необходимый результат. Данное новообразование знаменует начало изобразительного периода в детском рисунке.
Намеченные исследователями этапы развития детского рисунка позволяют определить и задачи руководства рисованием.

Задачи обучения и руководства рисованием детей в I мл. гр.
Задачи по обучению дошкольников изобразительной деятельности подразделяют на изобразительные (что изображать) и технические (как изображать).

В возрасте 2-3 лет мы решаем следующие задачи.


Изобразительные:
- Учить детей образно отражать простейшие явления и предметы окружающей действительности, располагая изображение на всем листе бумаги мазками, штрихами, горизонтальными и вертикальными линиями, округлыми формами, расположенными в пространстве;
-учить изображать предметы индивидуально и в сотворчестве с воспитателем;
-украшать элементарные силуэты;
-учить «читать» свой рисунок, т.е. рассказывать, что на нем изображено.


Технические задачи:
-познакомить с бумагой, карандашом, краской (гуашью) и кисточкой;
-развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.
Из творческих задач (самостоятельность, активность, инициативность) в наибольшей степени, по мнению Н.Я. Шибановой в этом возрасте решается задача развития самостоятельности.
Автор определила условия развития самостоятельности и разработала вариативную методику показа, суть которой заключается в предупреждении привычки использовать изобразительные и технические навыки только на основе прямого подражания.
Занятия во II- ой мл. гр. проводятся 1 раз в неделю.
В течение года проводится примерно 24 занятия предметного характера, 12 по замыслу. Сюжетного рисования нет, т.к. ребенок не может передавать связь персонажей между собой.
В первом полугодии 2-3 занятия проводятся с небольшими подгруппами детей в 4-5 человек, основная цель которых вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Затем группа делится на 2 подгруппы, и длительность занятия составляет 8-10 минут. Допускается выход ребенка из-за стола, если он устал или потерял интерес к деятельности. Во втором полугодии занятие может проводиться со всей группой по 15 минут.
С первых занятий детей приучают к соблюдению определенных правил:
-громко не разговаривать;
-не ходить;
-поднимать руку,
-сидеть прямо;
-рисовать правой рукой (если не левша), лист держать левой;
-нельзя поворачивать лист бумаги;
-держать правильно карандаш, кисть.
Итак, первые 2-3 занятия – это знакомство с бумагой и карандашом. В книге Т.Г.Казаковой «Изобразительная деятельность младших дошкольников» предложены конспекты занятий в игровой форме, используя которые в практике работы педагог знакомит младших дошкольников с изобразительным материалами. При этом необходимо соотнести это знакомство с образцом, с определенной игровой ситуацией.
Ряд педагогов рекомендуют давать детям в группах раннего возраста фломастеры, т.к. они оставляют яркий след.
На занятиях детей знакомят с правилами рисования кистью:
-держать тремя пальцами, выше наконечника;
-лишнюю краску отжимать о край баночки.
Основной прием, который применяется в обучении – это прием сотворчества. Нельзя давать односложное название занятию, например «Листопад», а необходимо, чтобы название было образным и отражало динамику, например «Листопад – листопад, листья желтые летят». Необходимо учить детей замечать временную последовательность, обращать их внимание на динамичность изображения.
Большое значение в обучении детей изобразительной деятельности имеет речь педагога, т.к. благодаря речи изображение принимает осознанный характер. Помня о том, что в этом возрасте характер изображения подчиняется двигательному ритму, необходимо обращать внимание на этот ритм и проговаривать его (ножки по дорожке топ-топ-топ).
Каждое явление имеет цветовую характеристику, и дети в этом возрасте уже понимают такое выразительное средство как цвет. Они любят яркие цвета, которые часто не соответствуют реальной окраске предметов в действительности. Предметы хорошо изображать яркими красками на тонированной бумаге. Это красиво и вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к изображаемому.
Воспитатель, организуя занятие должен продумывать форму листа (например, если тема занятия «Ножки идут по дорожке», то готовится длинная полоска бумаги).
В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать художественное слово. Оно вызывает у детей чувство радости, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать.
Что касается использования иллюстраций при обучении детей рисованию, то следует научить детей рассматривать их, узнавать изображенные предметы, а во время занятий побуждать ребенка находить сходство его каракуль с предметами окружающей действительности.
Н.А. Ветлугина выделила еще один методический прием – использование на занятиях по изобразительной деятельности музыки, что обогащает сенсорный опыт детей, создает у них положительный эмоциональный настрой.
Используется также и показ способа изображения предметов. При этом необходимо помнить, что полный графический показ практикуется при первичном использовании изобразительной конструкции или если двигательный навык встречается впервые. На повторных занятиях педагог обращается к вариативной методике показа, предложенной Н.Я. Шибановой:
Например, на первом занятии «Следы на дорожке» используется - полный графический показ.
На втором занятии: «Зашагали ножки по дорожке» - используется частичный показ, например, по готовому рисунку-образцу педагог водит сухой кистью, прикладывая ее к бумаге.
На третьем занятии по теме «Листопад- листопад, листья желтые летят» - так же используется частичный показ, но в данном случае дети могут показывать сухой кисточкой на своем листе, имитируя прием примакивания кистью.
Еще один прием, который можно отнести к частичному – показ жестом по контуру игрушки. Однако показ в воздухе, используется в работе с детьми старше трех лет. Использовать его в работе с детьми раннего возраста нецелесообразно, т.к. у детей в этом возрасте еще нет двигательно-зрительной координации. Ребенку для показа нужна опора, в качестве которой выступает лист бумаги.
Итак, вариативная методика показа используется с целью развития самостоятельности детей, для того чтобы исключить шаблоны в их работах, чтобы ребенок мог действовать без постоянного показа и переносить способы действия, усвоенные ранее на другое содержание или в другую обстановку.
Многие авторы отмечают, что в работе с младшими дошкольниками наиболее эффективным является использование игрового метода обучения. При этом хорошо, если обыгрываться будет незаконченное изображение и лучше, если у каждого из детей будет свой персонаж – игрушка, для которой они и выполняют задания.

В I младшей группе проводятся занятия, которые с большой долей условности можно назвать «занятия по замыслу» Замысла как такового у ребенка еще нет или он крайне неустойчив. Мы только формируем умение узнавать и называть изображенные предметы, т.е. «читать» свой рисунок. Важно, чтобы ребенок передал в этих рисунках свой опыт, свои впечатления. Такие занятия по замыслу способствуют формированию самостоятельности, в рисунке появляются элементы инициативы и растет активность.
Опираясь на исследования Т.Г. Казаковой можно говорить о том, что на первых занятиях по замыслу воспитатель дает как бы направляющую тему «нарисуй что-нибудь круглое». И лишь в конце года дается указание: «Нарисуй что хочешь».

Формирование образа в рисунках детей II мл.гр.


Изобразительные задачи:
- учить образно, отражать простые (I-мл. - простейшие) предметы и явления окружающей действительности, передавая форму, величину, строение, цвет ритмом мазков, штрихов, линий, округлыми формами и путем сочетания округлых форм с прямыми линиями, округлых форм с прямоугольными;
-учить изображать предметы прямоугольной формы;
-учить подбирать цвет, соответствующий реальной окраске предмета, выбирать понравившейся цвет, познакомить детей с оттенками цветов: розовый, голубой, серый (через тонированную бумагу).
- учить относительно правильно передавать пропорции предметов
-формировать умение участвовать в коллективных композициях.


Технические задачи:
-учить детей правильно держать карандаш, кисть, не слишком сжимая, свободно вести по бумаге без лишнего нажима. При этом необходимо сопровождать показ следующими комментариями: «Когда ведем линию карандашом, то рука находится под линией» или «Когда мы рисуем кистью, то рисуем только по ворсу». Если вертикальные линии проводим карандашом, то обращаем внимание детей на то, что «кисть руки идет сбоку». При этом нельзя злоупотреблять рисованием каким-либо одним изобразительным инструментом (кистью или карандашом), т.к. двигательные навыки, которые лежат в основе использования того или другого инструмента различные.


Необходимо:
- учить детей аккуратно пользоваться краской – лишнюю отжимать о край банки, затем промывать кисть и осушать ее, прикладывая к тряпочке.
- учить проводить линии в разных направлениях – длинные и короткие, пересекающиеся, широкие и тонкие (в первой мл. гр. учили проводить линии прямые, непересекающиеся и одинаковой ширины).


Постепенно педагогу необходимо подводить детей к закрашиванию в пределах контура, используя различные способы (сверху - вниз, слева - направо, по контуру). Показать, как закрашивать прямоугольник карандашом, не отрывая руки. На одном занятии надо показать не один, а несколько способов закрашивания. Дети выберут, какой из предложенных способов им удобен и будут выполнять свой рисунок, используя его.
Т.Н. Доронова и С.Я. Якобсон разработали методику проведения занятий по рисованию во второй младшей группе. Данная методика имеет свою специфику. В ее основе заложен игровой метод. Для успешной изобразительной деятельности необходима очень сильная мотивация. Результат работы должен быть кому-то нужен. Исследователи установили, что этот результат нужен тем игрушкам, с которыми играют дети, т.е. необходимо поставить детей в такую позицию, когда у них возникает желание помочь какой-нибудь игрушке. Следует помнить, что игровой метод включает в себя игровую задачу, которой подчинены учебная задача и игровые действия. Руководство деятельностью детей должно быть в воображаемом плане – все замечания, уточнения, вопросы, разговор ведутся от имени персонажа и результат работы должен обыгрываться

В полной мере, со II – ой мл. гр. используется вариативная методика показа, предложенная Н.Я. Шибановой.

Итак, полный графический показ используется тогда, когда способ изображения или изобразительная конструкция встречается впервые. В противном случае, возможно использовать варианты частичного показа. Это могут быть:
- показ жестом по готовому рисунку;
- показ в воздухе (в первой младшей группе не используется);
- показ по игрушке (так можно вспомнить изобразительную конструкцию предмета);
- показ сухой кистью по листу (формируются формообразующие движения);
- показ только изобразительной конструкции (уточняется конструкция изображаемого предмета).
Эффективно в работе по рисованию использовать обследование игрушки с показом жестом последовательности изображения или обведение игрушки по контуру. Как вариант используют фланелеграф или настольный театр, при этом идет освоение пространства детьми. Однако такой прием используется чаще вне занятия.
Вдумчивый педагог найдет для себя и другие варианты частичного показа способа изображения.

Рисование по замыслу
Руководство занятием по замыслу носит косвенный характер. Рисование по замыслу дается тогда, когда, изображение какой либо формы, например круглой, ребенок уже освоил. Так, если они рисовали неваляшку, матрешку, снеговика, зайку путем соединения двух одинаковых округлых форм, то на занятиях по замыслу дети могут рисовать подобные предметы по личной инициативе, самостоятельно выбирая цвет, количество элементов деталей и т.п. Таким образом, во второй мл. гр. дети учатся образно отражать окружающую действительность – ритмом, цветом, линией, штрихами, мазками, проявляя творчество. Развивается самостоятельность, активность. Используя в работе игровой метод, воспитатель заинтересовывает детей и учит их работать творчески.
Уделение особого внимания проблеме обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию обусловлено тем, что в чистом виде предметное рисование встречается только в младшей и средней группах. В старшей группе предметное рисование видоизменяется – это рисование с натуры, по представлению или по памяти.
Из вышесказанного следует, что в младшем возрасте закладываются основы всего – у детей развиваются формообразующие движения, умелость руки, что позволяет ребенку в дальнейшем задумывать собственный сюжет и воплощать это в рисунке, что свидетельствует о наличии элементарного замысла.

 

Задачи обучения детей рисованию в средней группе (с усложнением)
Изобразительные задачи:
- учить изображать овальную, треугольную форму;


учить создавать выразительный образ, передавая некоторые характерные особенности предмета, изображать несколько предметов, располагать их в ряд на одной линии и по всему листу, связывая единым содержанием;

учить передавать элементарные движения.

В декоративном рисовании необходимо:
- учить рисовать элементы геометрического узора по мотивам народных игрушек, составлять узоры (дымка, каргопольская роспись, удмуртский национальный орнамент в нашем регионе);

Технические задачи:


учить детей закрашивать, не выходя за пределы контура;

проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии, точки – концом кисти;

учить использовать краски нескольких цветов и оттенков, смешивая основной цвет с белилами, применять их для передачи выразительного образа.

учить технике примакивания.

Основное, что характеризует рисование в этом возрасте - это то, что у детей формируются операции анализа и синтеза, идет процесс обобщения. Именно поэтому основная задача педагога научить их видеть функциональные признаки предмета и передавать выразительные и отличительные признаки предмета в рисунке. С этой целью организуется и проводится предварительная работа по наблюдению за теми объектами, которые дети будут изображать. Так, если в раннем возрасте дети заполняют пустые места, а в младшей группе педагог учит находить центр листа и располагать рисунок в середине, то, в средней группе детьми осваивается достаточно сложная композиционная схема изображения.
В средней группе вводится декоративное рисование. Дети подводятся к пониманию закономерностей в построении узора, они учатся строить узор в любой угольной форме, круге, полосе, знакомятся со многими высокохудожественными предметами декоративного искусства. На занятиях по декоративному рисованию сначала детей учат составлять узор на форме, а затем и на силуэте. Наиболее легкими для усвоения является форма полосы, круга, квадрата.

Задачи обучения детей рисованию в старшей группе (с усложнением)

Изобразительные задачи:


учить рисовать с натуры и по представлению

учить создавать выразительный образ предмета, передавать его характерные признаки, пропорции, конструкцию;

учить передавать несложные движения людей, животных;

учить передавать несложные сюжеты, располагая изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе неба и земли;

знакомить с произведениями живописи, скульптурой малых форм, с иллюстрациями, выделяя простые выразительные средства, присущие этим видам искусства;

Технические задачи:


учить получать новый цвет, путем смешивания 2-3-х красок, подбирать фон бумаги;

учить технике работы с акварелью;

учить наносить контур простым карандашом, пользоваться углем, сангиной, пастелью, восковым карандашом.

Декоративное рисование
Необходимо познакомить с народным декоративно - прикладным искусством - дымкой, хохломой, городцом, каргопольской, богородской игрушкой. Научить создавать растительный орнамент (на основе элемента «завиток»).
Задачи обучения детей рисованию в подготовительной группе
(с усложнением)
Изобразительные задачи:
- учить выделять в рисунке главное, существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображения;
- учить создавать изображение по представлению, по памяти и с натуры, по мотивам литературных произведений и на темы окружающей действительности;
- закреплять передачу трехплановой композиции в сюжетном рисунке, располагая персонажей на всем листе, на широкой полосе, располагая их ближе, дальше;
- учить передавать индивидуальные признаки предмета.

Технические задачи:

- закреплять умение смешивать краски разными способами, и смешивать различные изобразительные материалы (например, смешивают гуашевые краски с акварелью);

- учить новым техникам рисования: способом размыва, по сырому фону;

- учить создавать графические и тоновые рисунки.

Декоративное рисование

- продолжать учить рисовать узоры по мотивам росписи (дымковской, калининской, абашевской, гжельской, филимоновской), знакомить с технологиями различных промыслов:
- развивать чувство цвета и колорита при составлении гаммы из нескольких цветов и т.д.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста, обучая детей рисованию, мы решаем ряд задач, как изобразительных, так и технических. Творческие задачи в программах по изобразительной деятельности, зачастую не выделяются отдельной строкой, но подразумеваются. Ребенок развивается творчески в том случае, если ему хорошо знаком внешний вид предмета (он знает, что он будет рисовать). Не менее важно для ребенка и то, умеет ли он его изображать. Только тогда дошкольник свободен в своем творческом выборе, т.е. рисует то, что хочет и любым доступным способом или материалом.

Литература:
1.Сакулина Н. П. «Рисование в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 1965г.
2.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» М.: Просвещение, 1980 г.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
5.Казакова Т.Г., Блащук Л. Развитие интереса к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 1.
6.Шибанова Н.Я. «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании» Пермь, 1998.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.