Диагностика одиночества
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Алефиренко Е.В.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОДИНОЧЕСТВА


В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества является одним из актуальных. Данный вопрос связан с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Наше общество живем в то время, когда происходят перемены в стиле жизни, которые связаны с изменениями социальных, политических, экономических и других основ жизнедеятельности людей и общества в целом.
Одиночество – довольно распространенное явление в современном мире. К сожалению, долгое время данной проблеме ученые не уделяли должного внимания. Сейчас многое в вопросе одиночества претерпевает изменения: появилось множество серьезных исследований, изучающих природу одиночества, его психологические особенности, распространение и сопутствующие ему обстоятельства.

 

Но, несмотря на это, проблема одиночества еще не достаточно разработана теоретической психологией и другими ее отраслями. Не существует завершенной теории одиночества, а исследования различных ученых с последующим появлением новых данных лишь усложняли положение. Поэтому, исследование этого явления, особенно для юношеского возраста, очень актуально, т.к., зная проблему, более целесообразнее искать из нее подходящие выходы.
Цель исследования: выявить уровень субъективного переживания одиночества у испытуемых юношеского возраста – 18-22 года (периодизация Д.Б. Эльконина (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика,1989.))


Выборка: 16 человек мужского и женского пола, студенты.


Предмет исследования: особенности субъективного переживания одиночества в юношеском возрасте.
В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. установить сходства и различия в переживании одиночества среди испытуемых данного возраста с помощью тестирования по методике Д. Рассела и М. Фергюсона и рисунков по методике «Человек под дождем».
2. выявить склонность ко лжи при ответах на тестовые вопросы при помощи проективной методики, для этого нужно построить диаграмму интерпретации результатов по методике Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. определить психологические особенности защит личности, склонных к одиночеству при помощи проективной методики «Человек под дождем»


Гипотеза исследования: среди испытуемых юношеского возраста большая часть испытывает чувство одиночества.
Методы исследования. В качестве методов исследования использовалось психологическое тестирование, включающее в себя следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и проективная методика «Человек под дождем».

1. В ходе исследования мне удалось проследить некоторые различия в переживании одиночества среди испытуемых юношеского возраста. В частности, они обусловлены такими особенностями психологических защит личности испытуемых, как боязнь взаимодействия в социуме или же наоборот повышенная потребность в общении, которые диагностировались при помощи проективной методики «Человек под дождем». Примерно половина исследуемых переживает одиночество без видимых для них причин, таких как, отсутствие поддержки со стороны других людей, недостаток общения, боязнь взаимодействия с людьми. Это объясняется тем, что таким индивидам нравится проводить время наедине самим с собой, строить планы, заниматься самоанализом своей жизни и переживаний. В данном случае они могут использовать какие-либо объекты, привычные для их окружения (компьютер, мобильный телефон, интернет и т.п.), которые поднимают настроение, помогают чувствовать себя уверенно и комфортно.


2. По результатам построенной диаграммы оказалось, что наибольший процент испытуемых (75%) входит в группу с низким уровнем одиночества, но по результатам методики «Человек под дождем» этот показатель оказался намного выше, так как по рисункам выявились такие особенности психологических защит, как плохая адаптация к изменениям в окружающей среде, отрицание поддержки со стороны кого-либо, наличие неудовлетворенных потребностей в общении. Исходя из этого можно предположить, что испытуемые при ответах на тестовые вопросы были склонны ко лжи.
Другая часть испытуемых (18,75%) оказалась в группе со средним уровнем одиночества. Интерпретации результатов рисунков по методике «Человек под дождем» и методике Д. Рассела и М. Фергюсона практически совпадают, что означает меньшую склонность ко лжи при ответах на тестовые вопросы.
И третья, самая малая часть испытуемых (6,25%), оказалась в группе с высоким уровнем одиночества. Интерпретации результатов обеих методик полностью совпали, что говорит о правдивости ответов на тестовые вопросы.


3. Результаты методики «Человек под дождем» позволили выявить особенности психологических защит личности, которые могут говорить о том, каким образом человек чувствует себя одиноким.
Как оказалось, большинство из исследуемых склонны к использованию механизмов психологической защиты в любых, даже не очень трудных ситуациях, тем самым отрицая поддержку со стороны родственников и друзей при том, что сами они плохо адаптированы к изменяющимся условиям. Возможной причиной этому могут являться те же замещающие объекты, к примеру, интернет. Как известно, частое «просиживание» за компьютером, виртуальным общением формирует так называемую интернет-зависимость, которая препятствует возможности общаться в живую без каких-либо затруднений, являясь источником удовлетворения потребности в общении. Тем самым они избегает общения со своими родителями, отказывается от их помощи. Все это может привести к серьезным последствиям, поэтому при наличии каких-либо признаков ухода от одиночества в виртуальный мир необходима консультация специалиста.
Кроме этого у 18% испытуемых обнаружилась тенденция к уходу от реального мира путем полного переключения внимания на замещающие объекты (на рисунках были изображены дополнительные детали). Данное явление также характеризует состояние одиночества, при котором испытуемые не ощущают его, пока находятся в виртуальном мире, где возможно все и все решается легко и просто. Но при попадании в реальную ситуацию они могут потерять опору под ногами и не найти верных выходов из сложившейся ситуации. Между тем, находясь в «другом» мире, они строят оптимистические представления относительно своей жизни, то есть иллюзии, которые невозможно воплотить в настоящей жизни. И в современном мире, к сожалению, тенденция к ощущению одиночества постоянно растет в связи с введением различных инноваций в сфере информационных технологий. Вместе с этим и растет число депрессий среди людей, особенно подросткового и юношеского возраста.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что среди испытуемых юношеского возраста большая часть испытывает чувство одиночества, не подтвердилась в полной мере, так как при разделении испытуемых на группы по показателям уровня ощущения одиночества оказался наибольший процент в группе с низким показателем. По средним и высоким показателям процент оказался в 4 раза меньше, чем в предыдущей группе. Но, тем не менее, необходимо отметить, что интерпретации результатов первой методики несколько отличаются от результатов рисунков по методике «Человек под дождем» (описано выше), поэтому можно считать, что гипотеза частично нашла свое подтверждение.
В настоящее время психологи уделяют проблеме одиночества особое внимание, так как ее необходимо тщательно исследовать и изучать положительные и отрицательные стороны этого явления, дабы помочь человеку должным образом понять свое состояние и предложить ему возможные пути решения этой проблемы.
Научный руководитель: к. псх. н., доцент Е.В. Рягузова

Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.