Апольских М., г. Барнаул, АлтГПА, Научный руководитель: А.М. Родионов, ассистент кафедры дошкольного и дополнительного образования
Традиционная задача дошкольного воспитания - приобщение ребенка к миру художественной литературы - в наши дни приобретает особую актуальность. Глубокое, вдумчивое чтение ничем нельзя заменить. Дети должны приобретать навыки чтения с удовольствием, навыки проникновения в самоценный художественный мир. Педагогам, психологам, родителям необходимо учитывать, что чтение не только развлекает ребенка. Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание.
В настоящее время перед педагогами, филологами, психологами стоит задача поиска наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры дошкольника, формирований его литературного вкуса, умений «чувствовать» художественный текст. Все это входит в единую программу развития ребенка, как дошкольного, так и школьного возраста. Практика показывает, что обучение, основанное только на накоплении знаний, не отвечает требованиям настоящего времени. Сегодня, когда существует угроза всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, когда книга становится лишь средством развлечения, удовлетворения потребности в том, чтобы заполнить пустоту «досуга», она начинает утрачивать свою специфику как духовного акта, т.е. неповторимого эстетического феномена. Можно сказать, что она употребляется не по ее прямому назначению. В последние десятилетия в детской литературе, как и во «взрослой», все более явственно обрисовывается контингент читателей-потребителей, не нуждающихся в «большой» литературе, удовлетворяющихся чтивом. В наши дни встает проблема «функциональной безграмотности», человек часть свободного времени посвящает чтению, но душа и ум его при этом бездействуют. Истоки такой неграмотности определяются развитием личности ребенка в раннем детстве, отсутствием систематического литературного воспитания. Необходимо преодолеть упрощенное понимание связи прошлого с современностью. Важно определить общечеловеческое значение произведения, уяснить обобщающий внутренний смысл, вызвать сопереживание читателя. Этот путь лежит через уяснение эстетической природы произведения, постижение «волшебных звуков, чувств и дум». Уроки нравственности могут быть вынесены только из произведения, которое прочитано с удовольствием, с глубиной проникновения в самоценный художественный мир. Воспитание средствами детской литературы - единый процесс, истоки которого - в дошкольном детстве, кульминация же - в юношеском возрасте. В воспитывающей и обучающей системе: детский сад, школа, вуз - систематизирующим фактором может стать формирование эстетического восприятия литературы, вне которого невозможна гармоническая личность. Книги детства остаются в памяти на всю жизнь, передаются детям и внукам как заповеди и идеалы. Исключительные воспитательные и познавательные возможности художественной литературы заложены в ее эстетической природе. Имея своим строительным материалом слово, художественное литературное произведение обладает возможностью одновременно, и раскрыть глубинные психологические процессы, внутренние мотивы персонажей, действий человека, и формулировать этические и социальные нормы, отношения. Мотивация образа жизни, поведения, привычек формируется у человека еще в раннем детстве. Известно, какую роль на формирование духовного мира личности оказывает книга: она может быть облагораживающей, а значит, и благотворно влияющей на душевное здоровье человека, а может быть и пагубной. Так, книжная продукция, которая позволяет неразвитому вкусу читателя, оказывает исключительно негативное воздействие. Духовный же мир человека невозможно сформировать без чтения. Без чтения нет настоящего образования. По мнению А. Моруа, есть только одно средство стать культурным человеком - чтение. Произведение художественной литературы обладает возможностью включить читателя, слушателя в процесс открытия истины, создать полную иллюзию соучастия в действии, приобщить его к открытию нравственного, эстетического идеала произведения. Уникальность художественного произведения - в его способности слить воедино две индивидуальности в едином процессе: индивидуальность писателя и индивидуальность читателя. Ключ успешного руководства чтением находится именно здесь - в умении анализировать во взаимодействии эти два творческих начала: заинтересовать читателя поиском, пониманием авторской позиции и активизировать способность увлекаться, заражаться авторскими чувствами, мыслями, оценками, как автор - любить и не любить героя, понять и рассудить его поведение. Чего нет в опыте читателя, того нет для него и в тексте. Не удивительно поэтому, что одна и та же книга, прочитанная нами и кем-то другим в одно и тоже время, может восприниматься не вполне одинаково, сообразно имеющимся знаниям и жизненному опыту. Психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового. Однако зачатки художественного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте. Решающую роль в развитии этой человеческой способности педагоги и психологи отводят воспитанию и обучению. Восприятие художественного произведения - сложный психологический процесс. Оно предполагает способность узнавать, понимать изображенное, однако это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Необходимо преодолеть упрощенное понимание связи прошлого с современностью. Важно определить общечеловеческое значение произведения, уяснить обобщающий внутренний смысл, вызвать сопереживание читателя. Этот путь лежит через уяснение эстетической природы произведения, постижение «волшебных звуков, чувств и дум». Уроки нравственности могут быть вынесены только из произведения, которое прочитано с удовольствием, с глубиной проникновения в самоценный художественный мир Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка, развития его фантазии и творческих способностей. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно-эстетической деятельности. Восприятие художественного произведения - сложный психологический процесс. Оно предполагает способность узнавать, понимать изображенное, однако это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Вначале эти оценки, возникающие в результате внутренней активности человека, выражаются в предпочтении того, что просто нравится. Вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждений об искусстве с точки зрения эстетического идеала. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать, но и оценить. В процессе формирования художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, гибкому его восприятию. Привитие любви к книге очень важно. Для ребенка совсем не безразлично, что ему читают. Только в совместном чтении и обсуждении прочитанного закладывается фундамент будущей творческой личности. Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции. Воображение, то есть способность представить изображаемые ситуации раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства и, в частности, художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а развитие чувств и фантазии в свою очередь приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Однако и волнение, и сострадание должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Произведения искусства не только расширяют представления ребенка и обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Способность ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их - один из истоков читательского таланта. Ребенок-дошкольник, приученный к чтению книги, рассматриванию иллюстраций, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного, «проживать его», погружаться в фантастический мир. Малыш способен воспринимать текст так ярко, что чувствует себя участником событий и сочиняет свои истории, героем которых является сам. «Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя, - подчеркивает М.М. Бахтин, - связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему» [1, с. 89]. Сопереживание помогает ребенку понять такие мотивы поступков персонажей, которые связаны не только с действием, но и с чувствами. Ребенок-читатель тоже творит художественный образ, он не воспринимает его готовым, а строит свой в процессе сложной психической деятельности, адекватный, но не тождественный авторскому, образ, то есть является полноценным соавтором, утверждает А.А. Мелик-Пашаев [2]. По мнению М.М. Бахтина, работа читателя определяется двумя задачами. Первая: понять произведение так, как понимает его сам автор, увидеть условную картину мира глазами автора. Вторая задача - включить произведение в свой, чужой для автора контекст, то есть выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором. Обе эти задачи осуществимы через специфический диалог между автором и читателем. Особенность его в том, что он - не прямой, а опосредован художественным текстом [1]. Исследование проблем психологии творчества и восприятия художественного текста важно для раскрытия творческого потенциала читателя как личности. Библиографический список: Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986.- 254 с. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 180 с.
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011года. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 272 с. |