Страница 2 из 7
1.2. Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Ребенок выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, задач. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - это папа, доктор и т. п.). Основная потребность ребенка - жить вместе с окружающими людьми. Деятельность, в которой в полной мере удовлетворяется эта потребность - сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать отношения взрослых, быть как взрослый. У дошкольника появляется: - круг элементарных обязанностей; - усложняется деятельность; - возникает детское общество; - взрослые предъявляют требования к поведению ребенка. Появляется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется: - осознанием своего «я»; - осознанием своего поведения; - интересом к миру взрослых. Дошкольное детство по мысли А.Н. Леонтьева - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир. Этот мир распадается на два круга. Близкий к ребенку круг - это близкие люди, отношения с которыми определяют его отношения со всем остальным миром: это родители или лица их заменяющие. Второй дальний круг - все другие люди, отношения с которыми опосредованы отношениями, установившимися в первом круге. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками Общение со взрослым ребенка решающим образом определяет направление и темп его психического развития. Указанную закономерность доказали исследования под руководством М.И. Лисиной. Было установлено, что с возрастом значение общения со взрослым ребенка не уменьшается, а становится сложнее и глубже. Общение может ускорять ход развития ребенка. Особенности общения взрослых с детьми почти полностью определяют интерес ребенка к окружающему миру, отношение к другим людям и самому себе. Это зависит от того, какое общение требуется ребенку и удовлетворяет его потребностям. Общение ребенка и взрослого возникает на втором месяце жизни, с ровесниками - в конце третьего года жизни. Установлены 4 признака, по которым можно судить о наличии у ребенка потребности в общении: 1. Внимание и интерес к другому человеку (рассматривает, прислушивается, стремится приблизиться, прикоснуться). 2. Эмоциональный отклик на появление другого человека. 3. Желание привлечь к себе внимание другого, продемонстрировать себя ему. 4. Ребенок добивается выражения партнером отношения к себе, к тому, что он делает. При этом он обнаруживает чувствительность к оценке взрослыми и сверстниками (радуется или огорчается), изменяет поведение или деятельность в зависимости от этого. Особенно важны 3 и 4 признаки, свидетельствующие об активном характере общения. Наличие потребности в общении обеспечивает естественное восприятие детьми примера окружающих людей, готовность перестроить свою деятельность, как предлагают окружающие, открытость воздействиям окружающих. Недостаточно выраженная потребность в общении делает ребенка замкнутым, пассивным, трудно поддающимся воспитанию. Налаживание связей ребенка в общении с окружающими людьми является важной задачей воспитания. Исследования показали, что для успеха воспитания нужно знать, сколько и какого общения ребенку нужно. Для каждого этапа детства существует оптимальная форма общения ребенка со взрослым и сверстниками, отвечающая его возрастным особенностям и в наибольшей степени обеспечивающая его продвижение в развитии. Выделены следующие формы общения ребенка с взрослыми: 1. Ситуативно-личностная. Возникает к двум месяцам. Взрослый разговаривает с ребенком, прикасается к нему, улыбается, ласково смотрит на ребенка. В ходе такого общения ребенок и взрослый обмениваются положительными эмоциями (личностное), ситуативное потому, что приурочено к сиюминутным событиям взаимодействия. Актуально в период от 2 до 6 месяцев. Благодаря такому общению ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, возникает стремление поделиться с взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему, формируется доброе отношение к миру, уверенность в себе. 2. В конце первого полугодия возникает ситуативно-деловое общение. Общение включается в практическую деятельность, обслуживает деловые интересы. Ребенок следует образцу, овладевает речью, самостоятельными действиями с предметами. 3. В возрасте 3-5 лет возникает внеситуативно-познавательная форма общения. Она основана на любознательности ребенка. Ребенок обращается к уму и эрудиции старших. Вместе с тем дети испытывают острую потребность в уважении старших (ребенок ощущает в новой для него области умственного сотрудничества с взрослым большую неуверенность). Ранимость и обидчивость детей, испытывающих потребность в таком общении - возрастной феномен. Благодаря познавательному общению ребенок впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Духовная жизнь ребенка уже не привязана к практическому познанию. Необходимо уважительно относится к духовным запросам ребенка. 4. В возрасте 5-7 лет возникает внеситуативно-личностная форма общения. Это высшая форма общения. Она связана с овладением системой отношений ребенка с другими людьми. Взрослый для ребенка эталон в построении отношений с людьми и нравственности. Ребенка интересует, как следует поступать правильно. Он задумывается над своими действиями и действиями других людей. Беседы (обсуждения, споры, вопросы) на личностные темы - основной источник сведений о нормах, оценках поступков собственных и других людей. У многих людей эта форма общения не складывается совсем. Дети, которые достигли этой формы общения, характеризуются стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Ребенок не настаивает на похвале, для него важно, как нужно поступить правильно. Он хочет разобраться в том, что чувствует и думает другой человек. Он легче принимает от взрослого то, что сам еще не успел ни узнать. ни понять. Такие дети на занятиях лучше усваивают материал. Свои ошибки ребенок видит глазами взрослого, реагирует на замечания по-деловому, без обиды, относится к воспитателю как к учителю. Внеситуативно-личностная форма общения обеспечивает коммуникативную готовность к школе, создаются благоприятные условия для «внутреннего плана действий», а это главный путь умственного развития детей. Таким образом, смена форм общения связана с изменением содержания потребности в общении с взрослыми: 1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. 2. Потребность в деловом сотрудничестве. 3. Потребность в уважении взрослого. 4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании. Одна потребность не отменяет другую, а становится доминирующей на фоне остальных. Взрослые должны учитывать эти потребности и организовать свои контакты так, чтобы удовлетворить потребность и тем самым способствовать психическому развитию ребенка и обеспечивать движение ребенка к более высоким формам общения, задавая ему их образцы. Формы общения ребенка со сверстниками проходят ряд этапов. 1. Эмоционально-практическое общение (2-4 года). Ребенок стремится к соучастию в общих забавах (вместе шалить, развлекаться, веселиться). Каждый ребенок озабочен стремлением привлечь к себе внимание другого ребенка и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга. Их взаимодействие требует постоянного контроля и коррекции. Эта форма общения способствует развертыванию инициативы детей, расширяет диапазон эмоций, позволяет ребенку увидеть свои возможности. 2. Ситуативно-деловая форма (4-5 лет). Возникает на основе потребности в деловом сотрудничестве и развивается на основе сюжетно-ролевой игры. Дети заняты общим делом, стараются согласовывать между собой действия. Деловые качества ребенка и его товарищей служат причиной их обращений друг к другу. Ребенок чутко ловит во взглядах и мимике отношение к себе (невидимое зеркало). В сверстнике ребенок видит себя и только положительное; позже начинает видеть сверстника и только его недостатки. 3. Внеситуативно-деловая форма общения (5-7 лет). Складывается у немногих детей. Возникает на основе потребности (жажде) в сотрудничестве и развивается в играх по правилам. Дети упражняются в отношениях с другими людьми, помогает ребенку осознать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил. Отставание ребенка в общении со сверстниками оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, она порождает пассивность, замкнутость, а порой недоброжелательность. Взрослые должны заботиться о становлении форм общения ребенка со сверстниками. Межличностные отношения в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте начинает складываться детское общество. Дети вступают в отношения с другими детьми. В структуре взаимоотношений детей в группе детского сада существует 2 основных уровня: 1 - отношения симпатии-антипатии возникают у детей в раннем и младшем дошкольном возрасте; 2 - деловые отношения возникают в разных видах совместной деятельности. Оба уровня взаимосвязаны. Основу отношений детей составляет личные эмоциональные отношения к друг другу: дети играют, общаются с теми, кто им симпатичен. Однако стремлению дружить со сверстниками мешает ряд обстоятельств: - отсутствие ответной симпатии; - незнание существования симпатии другого; - сложившееся микрообъединение, из которого ребенок не может выйти; - отсутствие социальных навыков. Вместе с тем, детей, в одном объединении не всегда связывает симпатия, а обязанности (дежурство, выполняют одно задание, сидят рядом за столом). В длительно существующих детских коллективах каждый ребенок занимает определенное место (социально-психологический статус). Я.Л. Коломенский выделяет ступени статусной дифференциации детей: Высокая ступень - звезды и предпочитаемые. Ее занимают наиболее популярные дети. Они чувствуют себя комфортно в группе, однако могут заболеть излишней самоуверенностью и зазнайством. Средняя ступень - принятые дети. С ними хорошо общаться, играть. В нормально развивающихся детских коллективах эта группа детей составляет около 60 %. Нижняя ступень - пренебрегаемые, изолированные дети. К ним относятся пренебрежительно, снисходительно. Их в общении избегают. Редко играют. Причины разные: мало посещает детский сад, имеет физические недостатки, неопрятны, не умеют играть. Последствиями отверженности являются: замкнутость, лживость, хвастовство, заискивание. Все это может стать устойчивыми особенностями поведения. Таким детям нужно помочь реализовать притязание на признание. Для этого нужно: создавать условия для успехов ребенка, демонстрировать положительное отношение к нему, поощрять даже за маленькие достижения. Формировать навыки общения и игровые навыки. Игровое объединение - это референтная для ребенка группа. Какими мотивами руководствуются дети при выборе сверстника? Т.А. Репина выделила 4 типа мотивов предпочтений: 1 тип - внешние нравственные качества, обеспечивающие успешность деятельности (умение играть, готовность помочь, доброта. Красоту понимают как опрятность, чистая красивая одежда. 2 тип - интересная совместная деятельность. 3 тип - дружеские отношения. 4 тип - общее положительное отношение (он хороший). Часть детей не может обосновать выбор. Важным признаком игрового объединения является его устойчивость. От младшего к старшему дошкольному возрасту возрастает устойчивость игровых объединений до 67 %. Возрастает с возрастом избирательность общения. В старшем дошкольном возрасте 13% групп являются постоянными. Наиболее распространены диады. В возрасте 5 лет возникают микрогруппы из 4-6 человек. Это в основном однополые объединения, лишь 8% смешанные. Мальчики склонны к более широкому кругу общения и его большей интенсивности. Общение девочек более избирательное. Консолидация своего пола в 6 лет ярко выражена. На седьмом году жизни контакты детей противоположного пола становятся более частыми, возникает детская влюбленность, но не надо подогревать это чувство, лучше переключить ребенка на что-то другое, что может захватить чувства и воображение ребенка. Включение ребенка в то или иное объединение влияет на его эмоциональное благополучие. Отношения в игровом объединении и мотивы формирования этой группы в значительной степени определяют позицию каждого ребенка. Лидеры этих объединений стремятся утвердить себя, быть главными в игре. Исполнители испытывают интерес к игре, симпатию к лидеру, нежелание быть одинокими. Наиболее спокойный и творческий характер игры возникает тогда, когда детей объединяет одинаковый мотив: интерес к игре и симпатии участников к друг другу. Конфликтный характер игра приобретает тогда, когда каждый стремится быть главным. Конфликтные отношения со сверстниками препятствуют полноценному формированию личности ребенка. Отрицательное эмоциональное самочувствие приводит к неуверенности в себе, недоверию к людям, агрессии. Причины трудностей общения дошкольников со сверстниками: - операциональные: ребенок не владеет игровыми навыками (не умеет играть), хотя добрый, умеет вступать в деловые отношения; - не умение контактировать с другими (импульсивные или медлительные); - сочетание неумения играть и общаться. Такие дети попадают в число отверженных. - мотивационные трудности: потребность в общении со сверстниками не стала ведущей. Главной потребностью этих детей является потребность в самоутверждении (в игре игнорирует интересы детей, нарушает правила); - значима не игра, а другая деятельность.
|