Страница 7 из 7
1.7. Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе - это один из важнейших итогов психического развития в дошкольном возрасте. Школа - действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия, первого года обучения в школе. Распространено мнение и практика считать показателями готовности к школьному обучению умение ребенка читать, писать и считать. Однако исследования и практика показывают, что можно уметь это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Актуальным является высказывание А.В.Запорожца о сущности подготовки детей к школе: «нельзя ограничиваться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творчески их применять». Готовность к школе - это, прежде всего «психологический» возраст ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени, умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он может подчинять свои желания общественным требованиям. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребенка физических, умственных, нравственно-волевых качеств, которые бы обеспечивали ему успешное обучение в школе. В настоящее время не существует единого определения психологической готовности. Наиболее точное определение дал А. В. Запорожец «готовность к школе представляет собой систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровень развития познавательной, аналитической деятельности, степень сформированности волевой регуляции действий...» Согласно Л.А. Венгеру у дошкольника не может быть школьных качеств, поскольку они складываются в той деятельности, для которой необходимы, и следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста. Основными компонентами психологической готовности являются: интеллектуальный, личностный, коммуникативный. Содержанием интеллектуального компонента является: развитие мышления и речи. Их развитие проявляется в сформированности наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, проявляющихся в разделении основного и несущественного, несложных рассуждениях и правильных выводах. Личностная готовность - это образ «Я» ребенка. Определяющую роль в личностной готовности играет мотивационная готовность и уровень развития эмоциональной сферы: ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, надситуативными, формируются высшие чувства. Ребенок становится эмоционально устойчивым. Коммуникативная готовность - это формирование качеств, позволяющих ребенку общаться с детьми и взрослыми. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других. Может вызвать школьную дезадаптацию. Существуют различные взгляды на то, что является главным в содержании психологической готовности к школе: - по мнению Д.Б. Эльконина, это возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности; - с произвольным поведением тесно связана сформированность предпосылок учебной деятельности. Согласно Д.Б. Эльконину предпосылки учебной деятельности должны быть на первом месте в подготовке ребенка к школе (умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме); - овладение общественно выработанными способами познания окружающей действительности (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин): сенсорными эталонами, моделями, схемами; - переход от эгоцентризма к децентрации (Ж. Пиаже): переход ребенка от своей точки зрения к умению принять точку зрения другого человека. Предметом мысли, рассуждений ребенка становится мысль другого человека; - Л.И. Божович выделяет следующие параметры психического развития ребенка, влияющие на успешность обучения в школе: стремление ребенка к функции ученика и формирование «внутренней позиции школьника», состоящей из 2-х потребностей (познавательной и социальной); - Е.Е. Кравцова выделяет как главный в структуре готовности к школе коммуникативный компонент: отношение к взрослому, сверстнику и себе, который соотносится с основными компонентами учебной деятельности; - Н.Г. Салмина выделяет в структуре готовности к школе степень развития семиотической функции. Все указанные показатели готовности к школе формируются в ведущем виде деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игре. Следует выделить и более конкретные показатели психологической готовности к школе, важные с точки зрения ее диагностики. Интеллектуальная готовность включает: - умение сравнивать, обобщать, классифицировать; - осмысленно рассуждать, делать выводы; - пересказывать; - осведомленность в конкретных сферах знаний, обобщенных и систематизированных; - умение самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать полученную информацию. Социальная готовность включает: - социальные навыки (понимать других, сотрудничать с ними, управлять своим поведением в соответствии с принятыми нормами). Мотивационная готовность - это познавательные мотивы, мотив самоутверждения, соревновательный и главное, желание учиться, положительное отношение к школе. Эмоционально - волевая готовность - это: - умение ставить цели, стремление преодолевать трудности на пути к цели и достигать результата в деятельности; - умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок; - эмоциональная устойчивость и отзывчивость. Таким образом, психологическая готовность к школе - это сложное и комплексное образование, охватывающее все сферы жизни ребенка. По мнению А.В. Запорожца, психологическая готовность к школе должна составлять фундамент готовности к школе.
1.8 Новообразования дошкольного возраста
2. Возникновение первого артификалистического мировоззрения (все, что окружает ребенка и явления природы - результат деятельности людей: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло»). 1. Возникновение первичных этических инстанций: что такое хорошо и плохо. Они связаны с эстетическими представлениями (красивое не может быть плохим). 2. Соподчинение мотивов. 3. Возникновение произвольного поведения. 4. Возникновение личного сознания. К концу дошкольного возраста ребенок обладает следующими качествами: - физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни; - любознательный, активный. Задает вопросы, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и детских видах деятельности; - эмоционально отзывчивый на эмоции других людей, персонажей рассказов и сказок, произведения искусства, мир природы: - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; - способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (действовать по правилу, слушать и выполнять инструкции взрослого); - овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления разных видов детской деятельности.
Источник Лебедева С. А. Психология дошкольного образования : монография С. А. Лебедева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 104 с.
|