На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Психологическая готовность ребенка к школе
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Психологическая готовность ребенка к школе
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста
Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Деятельность дошкольника
Познавательная сфера дошкольника
Формирование личности дошкольника
Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе
Все страницы

 


1.7. Психологическая готовность ребенка к школе


Психологическая готовность к школе - это один из важнейших итогов психического развития в дошкольном возрасте.
Школа - действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека.
Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия, первого года обучения в школе.
Распространено мнение и практика считать показателями готовности к школьному обучению умение ребенка читать, писать и считать.
Однако исследования и практика показывают, что можно уметь это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Актуальным является высказывание А.В.Запорожца о сущности подготовки детей к школе: «нельзя ограничиваться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творчески их применять».
Готовность к школе - это, прежде всего «психологический» возраст ребенка.
К концу дошкольного возраста ребенок хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени, умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он может подчинять свои желания общественным требованиям.
Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребенка физических, умственных, нравственно-волевых качеств, которые бы обеспечивали ему успешное обучение в школе.
В настоящее время не существует единого определения психологической готовности. Наиболее точное определение дал А. В. Запорожец «готовность к школе представляет собой систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровень развития познавательной, аналитической деятельности, степень сформированности волевой регуляции действий...»
Согласно Л.А. Венгеру у дошкольника не может быть школьных качеств, поскольку они складываются в той деятельности, для которой необходимы, и следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.
Основными компонентами психологической готовности являются: интеллектуальный, личностный, коммуникативный.
Содержанием интеллектуального компонента является: развитие мышления и речи. Их развитие проявляется в сформированности наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, проявляющихся в разделении основного и несущественного, несложных рассуждениях и правильных выводах.
Личностная готовность - это образ «Я» ребенка. Определяющую роль в личностной готовности играет мотивационная готовность и уровень развития эмоциональной сферы: ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, надситуативными, формируются высшие чувства. Ребенок становится эмоционально устойчивым.
Коммуникативная готовность - это формирование качеств, позволяющих ребенку общаться с детьми и взрослыми.
Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других. Может вызвать школьную дезадаптацию.
Существуют различные взгляды на то, что является главным в содержании психологической готовности к школе:
- по мнению Д.Б. Эльконина, это возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности;
- с произвольным поведением тесно связана сформированность предпосылок учебной деятельности. Согласно Д.Б. Эльконину предпосылки учебной деятельности должны быть на первом месте в подготовке ребенка к школе (умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме);
- овладение общественно выработанными способами познания окружающей действительности (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин): сенсорными эталонами, моделями, схемами;
- переход от эгоцентризма к децентрации (Ж. Пиаже): переход ребенка от своей точки зрения к умению принять точку зрения другого человека. Предметом мысли, рассуждений ребенка становится мысль другого человека;
- Л.И. Божович выделяет следующие параметры психического развития ребенка, влияющие на успешность обучения в школе: стремление ребенка к функции ученика и формирование «внутренней позиции школьника», состоящей из 2-х потребностей (познавательной и социальной);
- Е.Е. Кравцова выделяет как главный в структуре готовности к школе коммуникативный компонент: отношение к взрослому, сверстнику и себе, который соотносится с основными компонентами учебной деятельности;
- Н.Г. Салмина выделяет в структуре готовности к школе степень развития семиотической функции.
Все указанные показатели готовности к школе формируются в ведущем виде деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игре.
Следует выделить и более конкретные показатели психологической готовности к школе, важные с точки зрения ее диагностики.
Интеллектуальная готовность включает:
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать;
- осмысленно рассуждать, делать выводы;
- пересказывать;
- осведомленность в конкретных сферах знаний, обобщенных и систематизированных;
- умение самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать полученную информацию.
Социальная готовность включает:
- социальные навыки (понимать других, сотрудничать с ними, управлять своим поведением в соответствии с принятыми нормами).
Мотивационная готовность - это познавательные мотивы, мотив самоутверждения, соревновательный и главное, желание учиться, положительное отношение к школе.
Эмоционально - волевая готовность - это:
- умение ставить цели, стремление преодолевать трудности на пути к цели и достигать результата в деятельности;
- умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок;
- эмоциональная устойчивость и отзывчивость.
Таким образом, психологическая готовность к школе - это сложное и комплексное образование, охватывающее все сферы жизни ребенка.
По мнению А.В. Запорожца, психологическая готовность к школе должна составлять фундамент готовности к школе.


1.8 Новообразования дошкольного возраста


2. Возникновение первого артификалистического мировоззрения (все, что окружает ребенка и явления природы - результат деятельности людей: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло»).
1. Возникновение первичных этических инстанций: что такое хорошо и плохо. Они связаны с эстетическими представлениями (красивое не может быть плохим).
2. Соподчинение мотивов.
3. Возникновение произвольного поведения.
4. Возникновение личного сознания.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает следующими качествами:
- физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный. Задает вопросы, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и детских видах деятельности;
- эмоционально отзывчивый на эмоции других людей, персонажей рассказов и сказок, произведения искусства, мир природы:
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (действовать по правилу, слушать и выполнять инструкции взрослого);
- овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления разных видов детской деятельности.

Источник Лебедева С. А.
Психология дошкольного образования : монография С. А. Лебедева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 104 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.