На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Деятельность дошкольника
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Деятельность дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста
Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Деятельность дошкольника
Познавательная сфера дошкольника
Формирование личности дошкольника
Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе
Все страницы

 

1.3. Деятельность дошкольника

Игра - ведущая деятельность дошкольника
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни с взрослыми рождается новый вид деятельности - ролевая игра.
В игре ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность, отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью, пишет Д.Б. Эльконин.
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Игра - это особая форма освоения действительности, путем ее воспроизведения, моделирования.
Предпосылки игры созревают в раннем возрасте:
1. Усвоение знаковой функции сознания.
2. Переименование себя в соответствии с ролью.
3. Сознательное подражание взрослым.
Структура игры включает:
Роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Роль - это эпицентр игры, объединяющий все другие компоненты.
Ребенок берет на себя роль при наличии следующих условий:
1) если сфера деятельности, которая отражена в сюжете игры, хорошо знакома;
2) если в центре деятельности стоит взрослый человек и его деятельность;
3) если удалось сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности взрослого.
Через роль ребенок ориентируется на сверстника и согласует с ним свои действия (децентрируется). Он удовлетворяет потребность в признании, осуществляет самопознание, рефлексию. Через роль ребенок воспроизводит деятельность взрослого в обобщенном, символическом виде.
Роль реализуется через игровые действия. Игровые действия - это действия со значениями. Они носят изобразительный характер. В игре происходит перенос значения с одного предмета на другой - это воображаемая ситуация.
Дети предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого игрового действия.
Эволюция игрового действия согласно Д.Б. Эльконину проходит следующий путь:
- ребенок ест ложкой;
- кормит ложкой куклу;
- кормит ложкой куклу как мама.
Игровое действие все более схематизируется и превращается в уход, отношение к другому человеку. Таким образом, в игре происходит рождение смысла человеческих действий (для других людей).
В игре возникает новая форма удовлетворения ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила - эта линия продолжается в младшем школьном возрасте.
Окружающая среда выступает источником развития игры и находит свое выражение в сюжетах и содержании игр.
Сюжет - область действительности, которую дети отражают в игре (бытовые, производственные, социально-общественные).
Содержание - это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых. Усложнение содержания игр ведет к усложнению реальных взаимоотношений между детьми. Игровые отношения определяются ролями.
В игре возникают особые формы общения детей (кооперативно-соревновательное, внеситуативно-личностное), в ходе которых дети учатся языку общения, согласованию своих действий с другими, взаимопониманию и взаимопомощи.
Почему именно игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте?
Она отвечает основному мотиву ребенка этого возраста - его стремлению войти в мир взрослого человека.
Предмет игры - взрослый человек как носитель определенных функций и отношений с другими людьми.
Основной мотив игры кроется в получении удовольствия от процесса игры.
Условия развития игры:
- обеспечить свободное пространство и время для игры. Для этого в распорядок дня ребенка нужно включить время для детских игр, создавать условия для развития игр в течение дня, обогащать детей впечатлениями, привлекать детей к изготовлению игровых атрибутов,
- наличие сюжетных игрушек и полифункциональных материалов;
- активная партнерская позиция взрослых: наблюдать детские игры, содействовать тому, чтобы дети играли дружно, предотвращать детские конфликты и помогать детям их разрешать, создавать возможности для самостоятельной непринужденной игры;
- наличие разнообразных впечатлений об окружающем мире.
В играх детей как в лакмусовой бумажке проявляются все плюсы и минусы педагогических воздействий взрослых.
Уже в раннем возрасте нужно учить детей играть, играя вместе с ребенком, иначе игра задерживается в развитии, возникают отклонения в поведении детей.
Утрата игры имеет негативные последствия: трудности освоения детьми социальных ролей, установления контактов с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте развивающий потенциал игры реализуется при ее переходе в игру самодеятельную. Развитие игры - это не простое усложнение сюжетов, а обобщение детского опыта и его практическое применение в условиях игры.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы, мы должны дать им возможность заниматься их любимой деятельностью - игрой.
Развитие личности ребенка в игре происходит благодаря механизму превращения - это процесс перевоплощения в другого человека.
Превращение имеет 3 стороны:
1. Когнитивная сторона - это знание игровой роли, подбор атрибутов и создание условий для игры.
2. Аффективная сторона - это внутренний настрой на выполнение роли, переход из одного состояния в другое.
3. Регулятивная (поведенческая) сторона - это игровое поведение (практическое и условное).
Уровень превращения оценивается игровой ролью.
1 уровень характеризуется принятием игровой роли. Мотив-участие в игре. Играет по подражанию, не самостоятелен, отсутствует развернутая ролевая речь, не удерживает роль, не следит за ходом игры.
2 уровень - освоения роли. Мотив - разыгрывание сюжета по определенным правилам. Большое число конфликтов (по поводу ролей, сюжета, использования предметов-заместителей). Ребенок не включается в игру эмоционально. Удовлетворенность игрой зависит от того, насколько удалось удовлетворить свои желания, даже вопреки желаниям других. Игры стереотипны, сопротивляется изменениям в игре.
3 уровень - высокий - овладение ролью. Мотив: опробывание разных игровых ролей. Игра принимает творческий характер, импровизация и эмоциональная включенность.
Игра оказывает влияние на все стороны развития ребенка: моторную, умственную, языковую, эмоционально-социальную.
Через игру дети учатся:
- строить свои жизненные планы,
- определяют действия и средства их достижения,
- проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Продуктивная и трудовая деятельность
Продуктивная деятельность представлена рисованием, лепкой, аппликаций и конструированием.
Она требует от ребенка овладения особым способом действия и оказывает специфическое влияние на общее развитие ребенка. Изменения, которые происходят в ребенке под ее влиянием намного важнее чем, ее продукты.
Продуктивная деятельность очень зависима от обучения, в результате которого совершенствуются графические и другие образы. Продукты детского творчества все более соответствуют реальным предметам и явлениям. К концу дошкольного возраста ребенок все более обращает внимание на продукты своей изобразительной деятельности.
На протяжении дошкольного возраста для ребенка наиболее важен процесс создания продукта. Дети дополняют продукт (рисунок, поделку) словами, обыгрывают.
В работах ребенка представлен его опыт:
- действий с предметами;
- зрительных впечатлений от предметов;
- графических образов;
- того, что узнал от взрослых.
Ребенок изображает то, что знает. В продуктах ребенок выражает свое отношение к окружающему.
Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что обозначает, а знак такого сходства не имеет. Детские рисунки - символы предметов, а слово - знак. Рисунок помогает слову стать знаком. Рисунок ребенка - своеобразная графическая речь о чем-либо.
Л.С. Выготский рассматривал детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.
Характер изображения определяется способом обследования предмета. Цвет в рисунках может использоваться произвольно и отражает отношение ребенка к объекту.
Содержание рисунков обусловлено половой принадлежностью ребенка, ценностными ориентациями, культурой, особенностями семьи и событий, степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность.
Особое место занимает конструктивная деятельность. Она развивает умение видеть предмет, определять его назначение, свойства, развивает общение и личностные качества ребенка.
Различают следующие типы конструирования:
- по образцу (обследование предмета включает выделение основных частей и анализ их взаиморасположения);
- по условиям - создает основу для творческого конструирования;
- по замыслу осуществляется в игровой деятельности, развивает умение планировать, совместно обсуждать, подчинять свои желания конкретному замыслу.
Каждый тип конструирования развивает специфические способности.
Трудовая деятельность
Формируется в процессе всех видов деятельности ребенка: игровой, продуктивной, бытовой, учебно-познавательной.
В игровой ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде. Приобретает представления о необходимости труда, его значимости, коллективном характере.
В продуктивной деятельности ребенок учится ставить цель, затрачивать волевые усилия для ее достижения, получать результат.
В учебно-познавательной деятельности ребенок учится планировать, знакомится с трудом взрослых, понимает его значимость и результаты.
В бытовой деятельности ребенок учится обслуживать себя и других, выполнять поручения взрослых, помогать.
Своеобразие труда дошкольника заключается в следующем:
- в тесной связи его с игрой;
- не имеет общественно значимого результата;
- служит средством развития личности.
Организация труда включает:
- формирование мотивов работы (ее смысла);
- обучение способам (как делать?);
- выработку навыков и умений (самостоятельности);
- обучение планированию и согласованию действий.
Формы организации труда зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.
- в 2-3 года - ребенок трудится совместно со взрослым;
- в 3-4 года - труд рядом;
- в 4-5 лет - общий трут;
- в 5-7 лет - коллективный труд.
Для того, чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходимо руководство со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы, навыки и умения, обучает способам, планированию и согласованию действий в процессе труда.
Овладение начальными элементами трудовых действий способствует психическому развитию ребенка и готовит его к школе.
Развитие элементов учебно-познавательной
деятельности дошкольников
Включает в себя:
- развитие познавательных интересов,
- формирование «умения учиться» (принимать учебную задачу; использовать средства, предлагаемые взрослым; контролировать себя в ходе выполнения задания; достигать результата; оценивать свою деятельность).
Особенности «учебной» деятельности дошкольника (Л.С. Выготский):
1. Спонтанная: ребенок учится тому, что ему интересно.
2. Непроизвольная: включается в деятельность, в которой научение выступает в качестве результата, а не цели.
3. Виды обучения (Т.И. Ерофеева): латентное (скрытое); реальное (прямое); опосредованное (косвенное).
Латентное обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Осуществляется через познавательное общение с взрослыми; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность, чтение литературы, детское экспериментирование; обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.
Прямое обучение осуществляется на специально организуемых занятиях со всей группой или подгруппой детей.
Косвенное обучение осуществляется на основе совместной деятельности взрослого и ребенка.
4. Формы обучения - различные виды игр, занятий, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная творческая деятельность детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух или более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается партнерской позицией взрослого и партнерской формой организации, опирающейся на сотрудничество, свободное общение и сочетание индивидуальных, подрупповых и групповых форм работы с детьми. Данная форма обучения может быть использована в работе с детьми любого периода дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться учебно-игровая деятельность. Она протекает в форме познавательных занятий. Во вводной части занятия педагог ставит перед детьми познавательную задачу и создает проблемно-игровую ситуацию (помочь Незнайке, найти спрятанный клад, сшить платье и т.п.). В основной части происходит решение поставленной задачи. Дети приобретают знания и умения, систематизируют представления, учатся применять их в новых проблемно-иг
ровых ситуациях. В заключительной части педагог вместе с детьми анализирует полученные результаты, способы выполнения с точки зрения проблемно-игровой ситуации
Признаки занятия:
- форма организации обучения детей дошкольного возраста;
- время: 10-15 мин. для младших дошкольников, 30-35 мин для старших;
- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, он организует процесс усвоения учебного материала;
- проводятся по образовательной программе в заранее отведенные часы.
Типы и виды занятий разнообразны: комплексные (решаются задачи
каждого раздела программы или вида деятельности), интегрированные занятия (задачи определяются конкретным видом деятельности, а средствами для их решения служат другие виды деятельности).
Занятия решают 3 основные задачи:
- развивающие;
- обучающие;
- воспитательные.
На занятиях востребованы следующие виды познавательной деятельности (это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний): рецептивная, репродуктивная, продуктивная и творческая.
Поскольку игровая мотивация является ведущей в дошкольном возрасте, занятия проводятся в игровой форме и с использованием игровых методов и приемов.
Игра выступает как активный метод обучения.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебнопознавательный результат.
Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра - путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами - возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр:
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1. Игра приносит ребенку удовольствие, прежде всего, от ее процесса, а не только результата.
2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.
3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.
4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.
Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.
Игровые персонажи (Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования:
- создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели,
- включенность каждого участника в игру;
- предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;
- игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
- пути и средства достижения целей должны быть вариативными.
При использовании игрового метода могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.
В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.
А.П. Усова выделяет признаки овладения дошкольника элементами учебной деятельности:
1. Ребенок слушает и выполняет указания взрослого.
2. Привильно оценивает свою работу, достигает нужных результатов.
К концу дошкольного возраста ребенок переходит к реактивному типу
обучения (по программе), ребенок хочет то, что хочет взрослый, что позволяет ребенку успешно учиться в школе.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.