На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Познавательная сфера дошкольника
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Познавательная сфера дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста
Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Деятельность дошкольника
Познавательная сфера дошкольника
Формирование личности дошкольника
Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе
Все страницы

 

1.4. Познавательная сфера дошкольника

Восприятие
Особенности функционирования:
- ребенок не умеет выделить информативные свойства и весь предмет в целом;
- перцептивные действия опираются на внешние практические действия, в результате образ предмета не точен.
В дошкольном возрасте происходят следующие изменения в развитии восприятия:
1. Овладение сенсорными эталонами (развитие представлений о разновидностях внешних свойств предметов - цвет, форма, величина).
2. Овладение действиями восприятия:
- идентификацией - умением выбирать предмет, соответствующий образцу (младший дошкольный возраст);
- приравниванием к эталону - умением выбрать предмет, основными свойствами напоминающий образец, но не идентичный ему (средний дошкольный возраст);
- перцептивным моделированием - созданием целого образа из заданных элементов.
3. Изменяется острота слуха, зрения, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается фонематический и музыкальный слух, улучшается ориентировка в пространстве и времени.
Л.А. Венгер выделил 3 этапа в развитии восприятия:
1 этап. Ребенок совершает практические действия с предметами. В результате он приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий мир.
2 этап. Ребенок в состоянии воспринимать адекватно предметы без непосредственного практического контакта с ним, глазами ощупать предмет, т. е. происходит интериоризация.
3 этап. Перцептивные действия становятся все более сокращенными, свернутыми, внешне невидимыми.
Результат развития восприятия: накопление представлений о качествах предметов.
Условия развития:
1. Продуктивные виды деятельности.
2. Специальные дидактические игры.
3. Развитие наглядно-образного мышления.
4. Включение речи для дифференциации свойств предметов.
Мышление
Особенности мышления у детей:
- синкретизм (слитность);
- конкретность (на основе единичных фактов);
- эгоцентризм;
- трансдукция (от единичных фактов к единичным, минуя обобщение).
Закономерности развития:
- освоение разных видов мышления;
- развитие мыслительных операций.
Выделяют 4 этапа формирования мышления дошкольников:
1 этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок решает задачу путем практического действия с предметами (формируется в 2,5-3 года, остается ведущим до 4-5 лет).
2 этап. Наглядно-образное мышление. Ребенок решает задачи в уме, опираясь на образные представления (формируется 2-3, 5-4 года, является ведущим до 4-5 лет).
3 этап. Наглядно-схематическое мышление. Ребенок устанавливает связи в уме, опираясь на схему или модель предмета (формируется с 5-5,5 лет, остается ведущим до 6-7 лет).
4 этап. Логическое мышление. Устанавливает скрытые связи с опорой на наглядность (формируется в 5,5-6 лет, становится ведущим в 7-8 лет)
Результат развития мышления: овладение разными видами мышления и их использование в зависимости от уровня развития мыслительных операций и решаемых задач.
Условия развития:
1. Использование в обучении проблемно-практических ситуаций.
2. Детское экспериментирование.
3. Использование знаково-символических средств (моделей, схем).
Память
В дошкольном возрасте преобладающим видом памяти является наглядно-образная память.
На тесную связь наглядно-образной памяти с мышлением указывают ряд исследований (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Л. А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, З.М. Истомина и др.)
Достигнутый уровень образной памяти оказывает существенное влияние на развитие у детей умственных операций, так как «перцептивные и мнемические действия участвуют не только в информационной подготовке мыслительного акта, но и его реализации. Новые стороны и связи между предметами и явлениями сначала выделяются в наглядно-образном плане, а затем становятся объектом понятийного мышления».
Наличие данной связи отмечалось и в работах: П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А. А. Смирнова, З.М. Истоминой. Они обратили внимание на существенную особенность мнемической деятельности дошкольников: «запоминая, дети преимущественно опираются на наглядно-воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактнологические отношения между понятиями».
В ряде работ было установлено, что именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для интенсивного развития образных форм отражения окружающей действительности: восприятия, наглядно-образного мышления, образной памяти (Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков).
В ряде исследований образная память изучалась в сравнении со словесной (З.М.Истомина, Б.Н. Зальцман, Н.А. Корниенко, Т.А. Корман). В работах установлено, что в дошкольном возрасте развиваются оба вида памяти: образная и словесно-логическая. Авторы отмечают, что темп развития словесной памяти выше, чем темп развития образной памяти. Однако абсолютная продуктивность образной памяти на всех возрастных этапах превышает продуктивность словесной памяти. Во всех возрастных группах дошкольного возраста лучше запоминается наглядный материал по сравнению с вербальным. Выявлено усиление регулирующей роли слова в процессе запоминания образного материала. В исследованиях Т.В. Розановой и З.М. Истоминой подчеркивается, что для того, чтобы речь выступала как средство произвольного управления образами, необходимо, чтобы между образами предметов и их словесными обозначениями складывались двухсторонние связи. В работах, выполненных под руководством З.М. Истоминой, изучались закономерности развития памяти у детей, пути ее совершенствования. В некоторых из них выявлены особенности запоминания образного материала у детей дошкольного возраста. Так в исследовании С.Б. Гонсировской установлено, что дети младшего дошкольного возраста сохраняли наглядный материал намного лучше вербального, у детей 5-6 лет разница в сохранении этих видов материала была незначительной. В работе Т.М. Капуновой было показано, что при усвоении конкретного наглядного материала дети чаще используют смысловую группировку, а при запоминании абстрактного словесного материала - смысловое соотнесение. В работе Н.В. Захарюта была доказана возможность овладения старшими дошкольниками смысловой группировкой (составлением плана) текста в мнемических целях.
В исследовании С.А. Лебедевой выявлены особенности развития наглядно-образной памяти дошкольников:
- представления о предметах и явлениях с возрастом приобретают полноту, точность, осознанность и произвольность;
- наглядно-образная память является одним из центральных психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. От уровня ее развития зависит развитие мышления и воображения у детей;
- под влиянием обучения изменяется характер образов памяти (представлений): от отражения в образе случайных, несущественных особенностей предмета к отражению в нем существенных его особенностей;
- с возрастом у детей происходит совершенствование оперирования образами-представлениями, которые приобретают все большую полноту, произвольность и обобщенность;
- дети лучше запоминают и актуализируют те виды наглядного и вербального материала, которые дают возможность опоры на образ.
Исследователи памяти детей отмечают следующие ее особенности:
- непроизвольность;
- непрочность;
- неточность;
- бессистемность;
- ребенок сначала запоминает, а затем анализирует материал.
Память развивается следующим образом:
- произвольная память,
- словесно-логическая память,
- культурная (опосредованная) память
- увеличивается продуктивность запоминания наглядного и вербального материала.
Этапы развития памяти по З.М. Истоминой:
1. 3-4 года. Ребенок запоминает и припоминает непроизвольно.
2. С 4-х лет начинает формироваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память. Развитие произвольной памяти обусловлено постановкой задач запоминания в процессе игр, занятий. При запоминании дети преимущественно опираются на наглядно-воспринимае- мые связи предметов. Увеличивается латентный период запоминания до 1 года на четвертом году жизни. Продолжается развитие образной памяти, ее объем составляет в среднем 5-6 предметов и 4-5 изображений одновременно. Дети начинают использовать для запоминания приемы: повторять материал, группировать и использовать группировку как опору запоминания; смысловое соотнесение (с помощью близкой по смыслу картинки запомнить слово). Дети осознают процесс запоминания, т.е. могут дать вполне обоснованный ответ на вопрос, как запоминали? («Внимательно смотрел», «Повторял», «Думал» и др.). В этом возрасте появляются достаточно полные представления об объектах, и дети могут словесно дать описание своего представления. Однако эти представления носят общий характер и включают в себя всю совокупность знаний об объекте, но мало отражают индивидуальные особенности объектов. Кроме того, память отличается быстротой забывания образов.
3. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическая память. Дети запоминают и воспроизводят небольшие по объему рассказы и сказки. Начинают овладевать способами запоминания (смысловым соотнесением и смысловой группировкой). Начинает формироваться мнемическая деятельность.
Результат развития: ребенок может управлять своей памятью, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Условия развития:
1. Организация активной мыслительной деятельности ребенка с запоминаемым материалом.
2. Включение игровой мотивации в процесс запоминания.
3. Обучение способам запоминания.
Воображение
Особенности воображения ребенка:
- эмоционально;
- непроизвольно;
- некритично;
- сходно с игрой (воображаемая ситуация).
Закономерности развития:
1. Развитие воссоздающего воображения.
2. Развитие творческого воображения.
3. Развитие произвольного воображения.
Стадии:
1. От 2 до 4 лет. Непроизвольный характер возникновения образов воображения в соответствии с ситуацией. Преобладает воспроизводящее воображение.
2. От 4 до 6 лет. Воображение становится произвольным вначале по инициативе взрослого (взрослый просит ребенка нарисовать дерево, сложить дом из кубиков). Позднее ребенок использует произвольное воображение самостоятельно. Развивается творческое воображение. Это проявляется в детских играх. Ребенок 4-5 лет рисует, строит, играет в соответствии со своим замыслом. Воображение начинает выполнять 2 функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая помогает ребенку накапливать опыт, а вторая регулировать психические состояния. Она заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены практически. Ребенок освобождается от возникающего напряжения. Примером эмоционально-защитных функций организма являются детские «страшилки». К 6 годам воображение достигает такого уровня, который позволяет ребенку жить в выдуманном мире. Дети легко создают сюжет игры и воплощают его на практике.
3. Воображение позволяет ребенку в возрасте 4-6 лет планировать поэтапно свою деятельность, а в возрасте 6-7 лет осуществлять целостное планирование.
Результат развития воображения: разнообразие сюжетов и содержания детских игр, сочинение сказок, создание оригинальных рисунков и поделок.
Условия развития:
1. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности.
2. Продуктивная и художественно-речевая деятельность.
3. Обучение способам создания образов воображения.
Внимание
Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на чем-либо.
Впервые месяцы жизни ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок реагирует только на внешние раздражители и только при их резкой смене (при переходе от темноты к свету, температуры, громких звуках).
Начиная с 3-го месяца жизни, ребенок все больше интересуется внешними объектами, близкими к нему.
В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот. Проявляет интерес к новым, ярким и блестящим предметам, что свидетельствует об интенсивном развитии непроизвольного внимания.
Зачатки произвольного сознательного внимания появляются к концу первого началу второго года. Это связано с воспитанием ребенка. Дети вынуждены обращать внимание на требуемое действие. В игровой деятельности ребенок учиться координировать свои действия задачам игры и ее правилам.
К 5-6 годам начинает активно развиваться произвольное внимание. Это проявляется в длительности сосредоточения как на объектах, так и на выполнении деятельности. Развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение. К 5-6 годам произвольное внимание все больше проявляется: если ребенок в 3-4 года рассматривает картинку 6-8 сек., то в 5-6 лет - 15-20 сек. То же самое происходит и с деятельностью детей. Она становится длительнее.
Особенности внимания детей:
- неустойчивость;
- мал объем;
- слабость распределения и переключения;
- непроизвольно;
- внимание и интерес ребенка не разделимы.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается:
- произвольное внимание;
- свойства внимания.
Результат развития: внимание начинает выполнять функцию контроля деятельности и поведения ребенка.
Условия развития внимания:
1. Включение игровой мотивации в процесс обучения.
2. Усиление роли речи в процессе организации внимания детей.
3. Развитие воли и произвольности поведения.
Речь в дошкольном возрасте
Развиваются стороны, формы и функции речи: звуковая и грамматическая, связная речь. Интеллектуальная функция речи, которая планирует и регулирует практические действия ребенка. Развиваются диалогическая и монологическая формы речи.
Словарный запас возрастает в 3 раза. Он зависит от общения ребенка с взрослыми. По данным В. Штерна в 1,5 года ребенок использует 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет -2500-3000 слов.
В развитии грамматического строя речи ребенок усваивает тонкие закономерности морфологического порядка: (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
В период 3-5 лет дети творчески осваивают язык: период словотворчества: улавливает значения взрослых слов, связь между изменением слова и изменение смысла. От мятных лепешек во рту сквознячок, у лысого человека голова босиком). Усвоение грамматического строя позволяет ребенку в конце дошкольного возраста перейти к контекстной связной речи: ребенок может пересказать сказку, рассказ, описать картину, передать впечатления об увиденном. В монологах ребенок передает свои мысли, чувства, замыслы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь: указания, оценки, согласование действий. Развивается фонематический слух и к концу дошкольного возраста ребенок хорошо дифференцирует слова и звуки, правильно их произносит.
С помощью специального обучения грамоте в 5 лет ребенок осваивает звуковой анализ слов, а в 6 лет усваивает гласные и согласные звуки и осваивает чтение.
Изменяются функции речи:
- коммуникативная проявляется в ситуативной и контекстной речи, объяснительной;
- планирующая функция сливается с мышлением. К 5-6 годам ребенок планирует свои действия и выражает их в речи;
- знаковая функция используется для хранения и передачи информации. Развивается в игре, рисовании и предметной деятельности. Ребенок открывает для себя связь знаков и значений.
В развитии речи выделены следующие этапы:
1. С 2,5 лет начинается новый этап речевого развития в процессе речевой практики. Ребенок освобождается от опоры на воспринимаемый объект, жест, действие.
Речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. До этого мышление являлось опорой для развития речи.
Ребенок задумывается о морфологии и синтаксисе языка, осваивает речь по подражанию речи взрослых, начинает проявлять творчество в формировании новых слов по аналогии слов взрослых (жирафленочек).
2. В 4-5 лет развитие речи связано с развитием логического рассуждающего мышления. Ребенок переходит к употреблению различных сложных, связанных между собой предложений.
Однако с семантической стороны речь детей бедна. Значения слов недостаточно точны. С трудом дети могут сделать речь предметом анализа.
3. Начало изучения языка в конце дошкольного возраста.
Связь речи и мышления проявляется в развитии внутренней речи. Она позволяет оперировать понятиями. Вначале эта речь сопровождает действия ребенка вслух. Затем про себя ребенок называет предметы и действия с ними, фиксируя результаты деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания. И служит средством кратковременной оперативной памяти. По содержанию речь ребенка обращена на самого себя. Постепенно эгоцентризм речи переносится на саму деятельность и начинает выполнять функцию планирования. Планирование становится внутренним процессом, а эгоцентрическая речь исчезает и замещается внутренней. Динамика развития речи отражает динамику развития мышления.
Знаково-символическая деятельность в дошкольном возрасте
Существуют разные виды познавательной деятельности. Их особенности определяются различными средствами, с помощью которых обучают детей. Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов.
Чем глубже и тоньше познание ребенком окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется его сознание.
Это особый вид деятельности, содержанием которой является использование и преобразование знаковых средств.
Важным показателем умственного развития ребенка интеллектуальной готовности к школе является его умение использовать в деятельности знаково-символические средства, которые ребенок учится понимать, оперировать ими в своей деятельности.
Ребенок переходит от любопытства, ситуативного интереса к деятельности познания, основанной на любознательности.
Виды знаково-символических средств:
• Замещение.
• Кодирование.
• Моделирование.
• Схематизация.
Знаково-символическая деятельность осваивается поэтапно:
Этап 1 - нулевой. Ребенок начинает использовать ЗСС по подражанию, не осознавая их (голос на голос, жест на жест). Общение и совместная деятельность ребенка и взрослого приводят к связыванию детских звуков, действий, каракуль с некоторым содержанием. Появляются заместители.
Этап 2 - ребенок осваивает замещение - перенос значения с одного предмета на другой. Смысл замещения в функциональном использовании предмета-заместителя. Действия ребенка с предметами-заместителями придают предмету функцию знака. На протяжении дошкольного возраста замещение качественно изменяется. По мере освоения игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. Одно и то же содержание ребенок учится выражать на разных языках (графическом, языке действий).
Этап 3 - на смену функциональным заместителям приходит новый вид ЗСС - моделирование. Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых связях и отношениях. В них общее преобладает над единичным. Моделирование позволяет представить объект, описывать его, исследовать с целью получения новой информации о свойствах и качествах.
Л.А. Венгер показал, что дошкольники работают успешно с тремя видами моделей:
1. Модели, отражающие структуру объекта.
2. Модели, отражающие структуру класса объектов.
3. Условно-символические.
Схематизация - это знаково-символическая деятельность целью которой является ориентировка в реальности (структурирование изучаемого материала и выявление в нем связей).
В схематизации в качестве заместителей реальных объектов используют схемы. В отличие от моделирования, обучающиеся работают с реальностью, а не с моделью.
Схематизация осуществляется с помощью следующих операций: предварительного анализа, построения схемы (или восприятия готовой схемы) и работа с реальностью при помощи схемы. Схемы выступают как орудие деятельности, а модели как объект.
В 3-4 года в рамках предметной деятельности детей появляется возможность создавать первые схемы и модели. В игровой деятельности ребенок не только создает схемы и модели, но и оперирует ими.
В нашей работе дети учатся использовать 2 вида схем:
1. Схемы отдельных объектов (игрушки, предметы, предметные картинки).
2. Схемы логически связанных объектов (предложения, тексты рассказов и сказок, группы предметов).
Схемы и модели способствуют более глубокому познанию ребенком окружающего мира, расширяют границы психических интеллектуальных возможностей детей.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.