Страница 6 из 7
1.6. Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Темперамент - стиль поведения ребенка. Характер - способы поведения. Характер формируется на основе темперамента под влиянием воспитания. Проявление темперамента зависит от того, какие черты характера сформировались в человеке. Характер может маскировать темперамент, тормозить его проявления, усиливать те или иные его качества. Чем меньше по возрасту ребенок, тем легче обнаружить особенности его темперамента. С первых дней жизни проявляется быстрота или медлительность движений, их живость, впечатлительность. Уже в младшей группе черты темперамента детей сглаживаются под влиянием воспитания. Детей с разным темпераментом нужно воспитывать по-разному. Такое воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет их, опору на них. В этом и состоит индивидуальный подход в воспитании детей.
Ребенок-холерик. Все реакции носят ярко выраженный характер: не плачет, а кричит до посинения; не просто смеется, а хохочет; не сердится, а приходит в ярость. Мимика лица выразительная, жесты порывистые, речь громкая и быстрая. Поведение направлено на переделку окружающего в соответствии со своими желаниями и потребностями, при этом проявляет упорство. Склонен к частой смене настроения. Увлеченный делом, способен им заниматься долго. Любит подвижные игры и занятия. В играх предпочитает главные роли, пытается командовать взрослыми. Не умеет сдерживать себя, свои желания. С трудом засыпает, спит беспокойно, просыпается быстро и сразу включается в ритм жизни. В детском саду с этими детьми трудно: они шумные, подвижные, вспыльчивые, с трудом подчиняются правилам, конфликтуют из-за игрушек, обижаются на замечания взрослых. Сложности воспитания возникают из-за неправильного отношения к ним взрослых: либо усмиряют активность ребенка, либо разрешают ему все. Пути воспитания: - поддерживать полезные увлечения ребенка; - нельзя применять окрики, шлепки, угрозы; - говорить спокойно, но твердо; - ограничить излишние возбудители; - полезны занятия и игры, требующие усидчивости; - постоянные трудовые обязанности. Цель воспитания: учить управлять собой.
Ребенок-сангвиник. Активные дети с живой мимикой. Говорят быстро и громко, но мимика спокойная, движения не резкие, настроение ровное. Легко приспосабливаются к условиям, охотно выполняют порядок, подчиняются требованиям взрослых, выполняют охотно поручения. Контактны, любознательны. Отрицательные свойства: неустойчивость интересов и привязанностей. Быстро формируются навыки и привычки, но также быстро разрушаются. Цель воспитания: формировать устойчивость привязанностей и интересов. Пути воспитания: - проявлять строгость и контролировать действия и поступки; - обращать внимание на качество деятельности; - учить внимательно относиться к товарищам.
Ребенок-флегматик. Спокойный, много спит и редко плачет. После сна долго остается вялым. Смеется и плачет тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений. Речь не торопливая с паузами. Долго может заниматься однообразной деятельностью, не уставая. Поведение устойчиво. Навыки формируются долго, но отличаются прочностью. Долго адаптируется в новой среде, избегает игр с детьми. В привычной обстановке, без принуждения выполняет правила. Поручения выполняет добросовестно и аккуратно. В воспитании допускают ошибки: торопят ребенка или делают все за него. Цель воспитания: развивать интерес к движениям. Пути воспитания: - не торопить, быть терпеливыми, - вовлекать в совместную деятельность с детьми, - вовлекать в подвижные виды занятий и игр, - поощрять малейшие проявления быстроты.
Ребенок-меланхолик. Их не видно и неслышно в группе детей. Эмоции слабо выражены: не кричит, а попискивает, не смеется, а улыбается. Малоактивен, не инициативен. Склонен к спокойной деятельности в одиночестве. Быстро устает от шума, новых людей, замечаний. Быстро утомляется, замкнут, медлителен. Навыки формируются с трудом, но отличаются прочностью. Чувства глубокие, устойчивые. Проявляют чуткость, отзывчивость. Интересы и привязанности устойчивые. Дети внушаемые. Цель воспитания: формировать уверенность в себе. Пути воспитания: - не повышать голос и наказывать, - вовремя помочь, придти на помощь, - вовлекать в совместную деятельность с взрослым, а затем с детьми, - проявлять чуткость, доброжелательность.
Формирование характера На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и любовь - принятие ребенка. Эти два показателя представляют собой континуум от полной самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку.
Рис. 1. Стили семейного воспитания (по Шеферу)
В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением (воспитание по типу Золушки), то дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к людям с недоверием, часто проявляют жестокость. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - ведет к вседозволенности, поведение подростка становится непредсказуемым, зависит от внешних влияний (возможны наркомания и другие формы асоциального поведения). Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке - гиперопека - приводит к несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении, становится тормозом на пути развития. Завышенные ожидания родителей в отношении своего ребенка, когда ребенок должен реализовать то, что не удалось в свое время родителям (например, выбрать профессию, о которой мечтал отец), часто ведет к утрате духовного контакта с родителями, если же при этом ребенку навязывается повышенная моральная ответственность, это может привести к невротическому развитию. Для формирования характера важно упражнять детей в положительных поступках. Предъявлять единые требования. Если обнаруживаются недостатки в характере ребенка, то необходимо найти его причину и принять меры к исправлению. При формировании характера следует учитывать возрастные особенности: - неустойчивость, немотивированность, противоречивость поведения; - подражательность и внушаемость; - не умение предвидеть последствия своих действий и поступков; - нормы не стали мотивами поведения. Причинами отрицательных черт характера могут быть: - не достаточное осознание своих поступков; - трудности роста детской самостоятельности; - противоречивость требований взрослых; - искаженные формы воспитания и отсутствие воспитания. Отрицательные черты характера у старших дошкольников могут быть причиной девиаций поведения: непослушание устойчивое, грубость, агрессия, недисциплинированность, воровство. Развитие способностей детей Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Во-первых, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, или навыкам, которые выработаны у человека. В них включаются те показатели, которые являются условиями успешности деятельности. Во-вторых, о способностях свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности. В- третьих, о способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна. Психические способности - это свойства нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира. Эта способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить. Общие свойства нервной системы проявляются в продуктивности деятельности, работоспособности, активности, произвольной и непроизвольной регуляции, мнемических способностях. А вербальные и невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием полушарий. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Н.Н. Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии). Обучаемость - это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Основным критерием обучаемости в широком смысле является «экономичность» мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале. Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как «бессознательную» первичную общую способность и эксплицитную «сознательную» обучаемость. Рассматривая соотношение интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин выделяет в них 2 уровня. 1-й определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития функций - это функциональный уровень, детерминированный природной организацией индивида. 2-й уровень - операциональный - социально обусловленный, определяется степенью сформированности операций, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и относятся к характеристике человека как субъекта деятельности (рис. 2).
Уровни
|
Интеллект
|
Креативность
|
Обучаемость
|
1-й
|
Свободный, текучий
|
Потенциальная
|
Имплицитная
|
2-й
|
Связанный, кристаллизованный
|
Актуальная
|
Эксплицитная
|
Рис. 2. Двухуровневая структура способностей
Таким образом, в структуре способностей тесно переплетаются природно-обусловленные функциональные и социально-обусловленные операциональные механизмы. Некоторые авторы включают в структуру способностей стилевые характеристики, к которым, прежде всего, относят познавательные стили. Познавательные стили - это устойчивые индивидуальные особенности, проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации человеком. Общие способности человека связаны с темпераментом и проявляются в общей работоспособности, активности, типах саморегуляции. Анализ психофизиологических основ общих способностей показывает, что разные типы активности связаны с доминированием полушарий. При этом «правополушарные» характеризуются большей активированностью, сильной нервной системой, высокой лабильностью, высоким развитием невербальных функций. Эти люди лучше учатся, решают задачи в условиях дефицита времени, они устойчивы к стрессу, предпочитают интенсивные формы обучения. «Левополушарные» характеризуются низкой активированностью, они лучше учатся по гуманитарным предметам, лучше планируют свою деятельность, у них выше точность выполнения работы. Хорошо развита саморегуляция и вербальные функции. В то же время они характеризуются инертностью и слабостью нервной системы. Способности являются результатом развития задатков. Задатки — это природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могу и не превратиться. Сензитивным периодом для развития способностей является ранний и дошкольный возраст. Необходимы условия для развития способностей: - нужна не любая, а интересная ребенку деятельность; - поддержка интересов и потребностей ребенка; - создание образовательно-развивающей среды. Возрастными предпосылками развития способностей детей является повышенная восприимчивость к воздействиям, доверчивое отношение к знаниям, вера в истинность того, чему учат. Важными факторами развития способностей детей являются: активность и саморегуляция, повышенная впечатлительность, любопытство, нестандартность мышления, склонность к фантазированию. Источником активности служит природная потребность ребенка в новых впечатлениях. А саморегуляция проявляется в настойчивости и целеустремленности ребенка, выносливости, устойчивости работы. Своеобразие способностей определяется свойствами нервной системы. Уровень развития способностей зависит от социальной среды, воспитания. В дошкольном возрасте - это уровень образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков и умений. Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи. Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет Способности могут выравниваться с возрастом и проявляться в более поздние сроки. В условиях определенной деятельности способности могут развиться до ранней одаренности. Развитие способностей зависит и от характера ребенка, склада его личности. Показатели развития способностей: - быстрый темп развития, - результаты деятельности. Негативно влияют на развитие способностей детей: 1. Недостатки характера: недостаточность трудолюбия, упорства, воли. 2. Изменения направленности личности с возрастом. 3. Искусственная акселерация развития ребенка. Развитие самосознания и образа «я» в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте ребенок не только познает мир, но и себя в нем. В этом процессе самосознание выполняет центральную регулирующую функцию. Развивается самосознание: В 3 года - отделяет себя от взрослого. В 4 года -слушает мнение других людей, оценивает себя на основе оценок старших, стремится существовать в соответствии со своим полом. В 5 лет - оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам. В 6 лет - оценка становится мерой норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет - стремится оценивать себя правильно. Центром самосознания является самооценка. В дошкольном возрасте она формируется на основе взаимодействия с окружающими, все больше дифференцируется и усложняется: Первоначально ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с пониманием представленных ему взрослыми требований и правил), позднее ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий ожиданиям и требованиям окружающих. Условием успешного развития самосознания ребенка, как подчеркивал К. Роджерс, является удовлетворение его потребности в позитивном внимании. Образ «я» включает: - осознание особенностей своего тела и своих физических возможностей; - идентификация себя с определенным полом; - восприятие себя членом социальной группы. Зеркалом и надежным показателем самосознания является самооценка. У дошкольников она формируется на основе: - оценок взрослых и их отношения к ребенку; - переживания успехов и неудач в разных видах деятельности и социальном функционировании. В разных видах деятельности самооценка может быть разной: - в одних - правильной; - в других - заниженной; - в третьих - завышенной. Ребенок раньше осознает те качества и особенности своего поведения, которые чаще всего оценивают взрослые (и не только вербальных). Критерии самооценки зависят от взрослых и системы воспитательной работы. Если взрослые равнодушны к ребенку, мало внимания уделяют ему, то формируется негативный образ «я» и низкая самооценка. В результате усиливаются механизмы психологической защиты: плач, крик, ярость, задержка развития умственных и социальных умений, происходят нарушения в эмоциональной сфере. Отмечается: - дети, выделяющие себя через деятельность, завышают самооценку; - дети, выделяющие свое «я» через сферу отношений - занижают самооценку; - дети, имеющие разный статус в группе, по-разному себя оценивают. Непопулярные - переоценивают. Завышенная самооценка может привести к высокомерию и агрессии. Заниженная самооценка порождает неуверенность в себе. Дети с высокой самооценкой уверены в себе, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели. Взрослый должен помочь ребенку осознать свою деятельность, поведение, отношения с окружающими. Помочь сформировать адекватную самооценку. В дошкольном возрасте формируются: эмпатия и самоконтроль, которые во многом определяют нравственную ориентацию и поведение ребенка.
|