На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Формирование личности дошкольника
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Формирование личности дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста
Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Деятельность дошкольника
Познавательная сфера дошкольника
Формирование личности дошкольника
Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе
Все страницы

 

1.5. Формирование личности дошкольника


Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте складываются психологические механизмы личности, личностного поведения, происходит открытие своей внутренней жизни, развивается самосознание.
Формирование личности происходит по следующим направлениям:
1. Усвоение нравственных норм и мотивов.
2. Формирование произвольного поведения.
3. Формирование мотивационной сферы.
Начало формирования личности А.Н. Леонтьев связывает с появляющимся в начале дошкольного возраста и развивающемся на всем его протяжении соподчинением мотивов. Деятельность ребенка побуждается не отдельными, а системой взаимно соподчиненных мотивов.
Соподчинение мотивов - это выражение столкновения между тенденцией ребенка к непосредственному поведению и прямыми или косвенными требованиями взрослых действовать по заданному образцу.
Соподчинение мотивов развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Формируется механизм соподчинения.
2. Усваиваются более высокие по содержанию мотивы.
Рассмотрим второе направление.
Типичными для дошкольников являются следующие мотивы:
1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, проявляются в желании действовать как взрослый, быть похожим на него. Реализуются в повседневной жизни и игре.
2. Игровые мотивы проявляются в интересе к процессу игры, желании ребенка превратить любое дело в игру.
3. Мотивы установления положительных отношений со взрослыми и сверстниками. Проявляются в стремлении заслужить их похвалу, признание, одобрение, установлении положительных взаимоотношений, стремлении следовать их мнению, выполнять установленные правила, получить оценку своим действиям и поступкам.
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Проявляются в стремлении быть уважаемым другими, чтобы с его мнением считались окружающие и слушались. Проявляются в притязании на главные роли в играх. В первой половине дошкольного возраста могут проявляться в приписывании себе положительных качеств, которыми не обладают.
5. Познавательные и соревновательные.
Познавательные мотивы проявляются в вопросах детей. В старшем дошкольном возрасте могут стать самостоятельным мотивом поведения, проявляющимся в стремлении к знаниям.
Соревновательные мотивы проявляются в стремлении быть первым, выиграть, в сравнении своих успехов, остром переживании неудач.
6. Нравственные мотивы. Развиваются в связи с усвоением нравственных норм, пониманием значения своих поступков для людей. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами лишь к взрослым и детям, которым особенно симпатизируют (делятся игрушками, сладостями). Старшие дошкольники понимают значение нравственных норм и распространяют нравственное поведение на более широкий круг людей. Используют нормы для оценки собственного поведения и поведения литературных персонажей. По мнению А.В. Запорожца старшие дошкольники аргументирую свою оценку, указывая на общественное значение поступка.
7. Общественные мотивы проявляются в желании помочь другим, сделать что-то полезное. Дети начинают использовать их по собственной инициативе в возрасте 4-5 лет. Они понимают, что могут приносить пользу другим людям.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста появляются новые мотивы и изменяется содержание мотивов.
Как формируется механизм соподчинения мотивов?
Исследования К.М. Гуревича показали, что в начале дошкольного возраста ребенок переходит от побуждений, направленных на предметы к желаниям в плане представлений. Действие не связывается прямо с привлекательным предметом и желанием непосредственно им обладать. Ребенок стремиться на основе представления о предмете обладать им в будущем.
В исследовании Матюшиной было установлено, что прямой запрет взрослого является наиболее слабым ограничителем действий детей. Мотив поощрения сильнее мотива наказания. Мотив собственного слова действует только в старшем дошкольном возрасте. В возрасте 3-5 лет наиболее сильным является мотив поощрения и взыскания. У детей 5-7 лет сильными являются мотивы: самолюбия, соревнования и моральные. В качестве мотивов могут выступать: содержание деятельности, успех или неудачи в ней.
Если младший дошкольник действует под влиянием сиюминутных желаний и не может объяснить своих поступков. То старший дошкольник может дать объяснение своим действиям и поступкам.
Между разными мотивами возникает соподчинение, один из мотивов подчиняет себе другие. Появляются доминирующие установки в зависимости от воспитания: у одних детей - эгоистические, у других - альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха.
Зарождаются потребности в признании, автономии, уважении. Удовлетворение этих потребностей способствует формированию самоуважения - фундаментальной потребности человека.
Нравственное развитие ребенка определяется:
1. Знанием норм общества.
2. Осознанием этих норм.
3. Развитием чувств гордости и стыда.
4. Эмоциональным отношением к правилам поведения.
5. Переживанием успеха и неудач в деятельности и социальном функционировании.
6. Привычками поведения, которые формируются в общении с другими людьми.
Соподчинение мотивов проходит путь от личного «хочу» - в младшем возрасте к общественному - «надо» в старшем дошкольном возрасте. Это новообразование личности, свидетельствующее о ее направленности. У детей закладывается истинно мотивационное поведение, направленного на достижение поставленных целей.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера преобладает над другими сторонами психической жизни ребенка. Эмоции и чувства ребенка развиваются под влиянием общения и совместной деятельности.
Особенности эмоциональной сферы:
1. Чувства непроизвольны, они быстро вспыхивают и гаснут, ярко выражены.
2. Управлять эмоциями ребенок еще не может.
3. Эмоции управляют поведением ребенка.
4. Чем младше ребенок по возрасту, тем больше слиты у него характеристики объекта и субъективное переживание (плохая тетя - врач, делающий ребенку укол).
5. В отличие от преддошкольника, дошкольник начинает радоваться не только, когда удовлетворены его потребности, но и тогда, когда ему удается выполнить свои обязанности, оказать помощь, поступить справедливо.
Настроение ребенка во многом определяется его отношениями со взрослыми и сверстниками. В целом детям присуще бодрое, жизнерадостное настроение.
Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его личность, то ребенок испытывает эмоциональное благополучие, у него формируются положительные качества, доброжелательное отношение к людям. Нарушение привычных ситуаций, неудовлетворение или подавление потребностей может привести к возникновению аффективных реакций: страхов, фрустраций, агрессии.
Когда ребенок рисует себя в непривычных ситуациях или видит страшные сны - это сигнал эмоционального неблагополучия.
В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные (любознательность, удивление, прекрасное, комическое, гордость, стыд, дружба).
В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца указывается, что формирование высших чувств происходит в процессе усвоения социальных ценностей, норм, идеалов, которые при определенных условиях становятся достоянием личности, мотивами ее поведения. В результате такого усвоения ребенок оценивает наблюдаемые явления как привлекательные или как отталкивающие, добрые или злые, красивые или безобразные.
Как показывают исследования для того, чтобы ребенок понял объективное значение норм и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, чтобы они стали критериями оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний взрослых, необходим личный опыт ребенка, содержательная деятельность с другими людьми.
Однако не все компоненты деятельности играют одинаковую роль в развитии эмоций. Важная роль принадлежит мотивам и целям деятельности, а способы ее выполнения оказывают косвенное влияние на возникновение чувств.
В условиях правильного воспитания к концу дошкольного возраста высшие чувства становятся мотивами поведения ребенка, регулируют его поведение, действия и желания.
Условия развития эмоций и чувств детей:
1. Образец авторитетного взрослого, его эмоционального отношения к людям.
2. Такая организация деятельности, при которой ребенок является полноценным ее участником.
3. Отсутствие жесткой регламентации деятельности детей.
4. Совместная деятельность детей формирует сочувствие друг к другу.
5. Игра позволяет ребенку изживать страхи, неуверенность в себе, отрицательное отношение к окружающим.
6. Развитие интеллекта создает предпосылки для формирования высших чувств, требующих понимания смысла переживаемых явлений.
Развитие воли и произвольного поведения
Исследования Е.О. Смирновой показали, что произвольность и воля имеют разное содержание и разные линии развития.
Развитие произвольного поведения обусловлено освоением средствами его управления.
Развитие воли связано с формированием мотивационной сферы.
Произвольность - это способность овладеть собой. Этапы развития произвольности определяются уровнем осознания своего поведения и средствами его организации.
Произвольное действие направлено на себя и требует рефлексивной работы сознания (осознания своих действий и поступков). Условия и предпосылки становления произвольного поведения лежат в содержании общения взрослого и ребенка.
Произвольное поведение поддается тренировке, обучению. Цель и задачи произвольного поведения задаются взрослыми и могут приниматься или не приниматься ребенком. Взрослые вводят правила и средства их выполнения. Под влиянием воспитания эти правила и средства начинают сознательно использоваться ребенком.
Волевое действие направлено на предметы внешнего мира, на его достижение или преобразование, опирается на бытовой слой сознания.
Как отмечает Д.Б. Эльконин, возникновение собственных желаний способствует возникновению волевого поведения. Развитие воли предполагает становление мотивов поведения, которые, по мнению Л.С. Выготского, возникают в отношениях ребенка и взрослого. Мотивы задаются взрослым через механизмы вовлечения, внушения, заражения, сопереживания. Здесь невозможно прямое подражание или обучение.
Волевое действие является инициативным и исходит от самого ребенка. Оно может быть непосредственным.
Формирование воли ребенка происходит в процессе воспитания устойчивых ценностей и нравственных мотивов.
Воля и произвольность развиваются в единстве: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, которые не только подчиняют себе старые, но и побуждают к овладению собственным поведением.
Однако произвольное и волевое действия не всегда совпадают: ребенок может вести себя непосредственно, не контролировать себя. В то же время действия ребенка по правилу не являются волевыми, поскольку их мотивы задаются взрослыми и не исходят от самого ребенка.
Несмотря на разное содержание, воля и произвольность выполняют общую функцию в жизни человека - это преодоление сложившихся стереотипов и торможение спонтанной активности.
Волевое и произвольное действие занимают разное место в структуре деятельности. Волевое действие предполагает осознание цели в ее отношении к мотиву деятельности. А произвольное действие предполагает отношение цели к средствам ее достижения. Общим для этих действий является цель.
Уровни и этапы волевого и произвольного поведения должны определяться специфическим для каждого возраста содержанием мотивов деятельности и формами, опосредующими его поведение.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.