Страница 1 из 7 Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитатели недостаточно знают психологию маленького ребенка, применяют в обучении неадекватные возрасту методы: вместо игровых и практических методов и приемов используют беседу и др. словесные методы. Слабо владеют игровыми методами и приемами воспитания. Игнорируют такие особенности познавательной деятельности дошкольников как эмоциональность, недифференцированность восприятия, конкретность мышления, непроизвольность памяти и внимания. В воспитании детей воспитатели слабо владеют личностно ориентированным общением, не учитывают индивидуальные особенности детей. И главное - не умеют изучать психологические особенности детей.
1.1. Психологическая характеристика развития ребенка раннего возраста
Ранний возраст - это возраст от 1 до 3 лет. Основными факторами развития являются: ходьба, предметная деятельность и речь. Темп развития индивидуален. Предметная деятельность становится ведущей. Ее содержанием является - усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и стали его миром. Ее мотив заключен в самом предмете и способах его употребления. Ребенок целиком поглощен предметом. Однако самостоятельно овладеть предметом ребенок не может, ему нужна помощь взрослого. Социальная ситуация развития изменяется: ребенок-предмет-взрослый. Общение ребенка с взрослым становится формой организации предметной деятельности. Общение становится речевым. Предметная деятельность развивается в 2-х направлениях: 1.От совместной с взрослым до самостоятельной. 2. Осваиваются способы и средства предметной деятельности. Функции взрослого: - обучает способам употребления предметов и орудий; - организует действия ребенка; - ориентирует ребенка на результат действий. На 2-м году жизни ребенок овладевает функциональными действиями с предметами (ложкой едят, на стуле сидят, на кровати спят). Открытие функции предмета знаменует переход ребенка от манипулятивной к предметной деятельности. Занятия с предметами становятся длительными и устойчивыми. Особенностью предметного действия является его двойственный характер: - содержит значение предмета; - осуществляется определенными средствами. Ребенок усваивает эти 2 стороны не одновременно: сначала значением предмета, а затем учится действовать с ним в соответствии с этим назначением. Первая сторона определяется Д.Б. Элькониным как предметная игра, а вторая как практическая деятельность. На 2-м году общение взрослого и ребенка происходит в форме предметной игры, поскольку еще не сложились речевые контакты. На 3-м году жизни ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, вызывает взрослого на общение. Нормативные показатели развития. Показатели развития речи: - с 6 месяцев лепечет; - с 11-14 месяцев произносит отдельные слова; - к 18 месяцам ребенок разговаривает; - к 27 месяцам использует двухсловные предложения; - к 36 месяцам говорит понятно и использует в речи сложные предложения; - к 48 месяцам говорит развернутыми предложениями. Показатели развития движений: - в 6-8 месяцев начинает сидеть; - в 9-11 месяцев начинает стоять; - в 12-14 месяцев начинает ходить. Культурно-гигиенические навыки с 2-3 лет: - самостоятельно или при небольшой помощи взрослого моет руки, вытирает их полотенцем; - опрятно ест, держит ложку, пользуется салфеткой; - одевается и раздевается по порядку при небольшой помощи взрослого, замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводит себя в порядок. Особенности развития игровой деятельности Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная игра. На это указывают 2 момента: 1. Ребенок придает предмету различные несвойственные ему функциональные значения (ребенок кладет на голову кружок и называет: шляпа, карманчик, сумочка). По мере развития речи такие трансформации функций становятся все чаще. Это придает предметной игре элементы творчества. 2. Одушевление предметов, попытки разговаривать с ними. Побуждают к этому взрослые, которые говорят с предметами. Речь придает предметной игре сюжетное звучание, хотя она остается предметной, т.к. в центре ее предмет. Сущность предметной игры — это варьирование места, объекта, условий и способов действий, функций предмета и его одушевление. Игра в раннем возрасте носит процессуальный характер. Первые игровые действия появляются на втором году жизни. Они они однообразны, разрознены, кратковременны. Их содержанием является подражание взрослому. Игровым материалом служат реалистические игрушки. Мотив игры у взрослого: игра разворачивается преимущественно в его присутствии и требует его постоянного участия. Эмоциональная включенность ребенка в игру слабая. По данным Л.Н. Галигузовой, на 2-м году жизни игра проходит следующие этапы своего развития: 1. Ребенок наблюдает за игрой взрослого. 2. Присоединяется к ней, и они продолжают играть вместе. 3. Подражает по инициативе взрослого. 4. Самостоятельно подражает. Появляются варианты игровых действий. 5. 5. Самостоятельно играет. Игровые действия определяются наглядной ситуацией и действиями взрослого в воображаемом плане. Часто играет с куклой и самим собой. На 3-м году жизни: • Увеличивается самостоятельность в игре. • Игровые действия становятся разнообразными. В центре игры не кукла, а предмет, выполняющий роль средства. • В игру прочно входит замещение - это главное изменение (ребенок сам выбирает заместители, изменяет функции предметов, дает им оригинальные названия - это свидетельство творческого характера игры). Символическое использование детьми предметов в играх является магистральной линией ее развития и средством развития мышления и речи. В развитии символических действий можно выделить этапы: 1 этап - ребенок еще не использует заместители, а замещения, используемые взрослым, интереса не вызывают. 2 этап - ребенок проявляет интерес к замещениям взрослого и подражает им неосознанно. 3 этап - осознанно копирует замещения взрослого, подбирает заместитель похожий на предмет. Использует речь. 4 этап - появляются самостоятельные замещения, но дает им реалистические названия (варит пирамидки). Особенностью замещений в раннем возрасте является их гибкость (ребенок может употреблять один и тот же предмет в разных функциях в одной и той же ситуации). Дошкольники заместитель используют только в одной функции. К концу раннего возраста складывается полноценный способ использования замещений. Ребенок видит сходство и различие между обозначаемым и обозначающим. При выборе заместителя ребенок ориентируется на форму предмета. Игра ребенка нуждается в поддержке и поощрении взрослых. Развитие познавательной сферы детей Ребенок познает мир на эмоционально-чувственной основе; усваивает лишь то, что лежит на поверхности и доступно пониманию. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, у него формируются представления о нем. Второй год жизни является сензитивным периодом развития предпосылок высокого интеллекта. Доказана прямая зависимость между здоровьем ребенка и уровнем его умственного развития. Дети отличаются высокой познавательной активностью. Умственное развитие в основном зависит от социального окружения, развивающей среды, системы игр и занятий, развивающих активную ориентировку и умение предвидеть ситуацию. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как возрасте интенсивного развития восприятия. Точность восприятия велика, но само оно своеобразно: - ребенок фиксирует одно качество предмета, по которому затем его узнает; - восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практической деятельностью; - ребенок выделяет наиболее яркие, несущественные признаки предметов; - основой узнавания предметов служит форма. К концу раннего возраста ребенок может различать 5-6 форм и 8 цветов, но ошибаться в их назывании. - восприятие развивается на основе внешних ориентировочных действий (подбор предметов по форме, цвету и величине), опираясь на практическое и зрительное соотнесение и сравнение предметов. Под влиянием восприятия происходит развитие других познавательных процессов. Мышление носит практический характер и развивается в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый обучает ребенка способам действий с предметами, дает обобщенные названия предметам (посуда, овощи), создает элементы проблемных ситуаций (накормить куклу из тарелочки, не дав ложки). Ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по сходным признакам и сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенных знаний. На основе практической деятельности и словесных обобщений формируются элементы наглядно-образного мышления. На третьем году формируется знаковая (символическая) функция сознания. Она позволяет выполнять действия с заместителями предметов и осваивать игровую и продуктивную деятельность. Для данного периода характерно, что разные стороны мышления не связаны между собой. Этим объясняются ошибки детей при сравнении и обобщении. Память и внимание в раннем возрасте носят непроизвольный характер. Память требует повторений действий, слов. Внимание зависит от особенностей предметов и действий с ними. При положительном отношении взрослого к ребенку его активность значительно возрастает. Период с 1,5 до 3 лет является сензитивным к развитию речи. Любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот период приводит к речевому недоразвитию. В развитии речи можно отметить следующие тенденции: 1. Пассивная речь опережает активную речь. 2. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. 3. Ребенок делает несколько языковых открытий: - первое лингвистическое открытие является результатом практического освоения языка в совместной деятельности ребенка и взрослого - каждый предмет имеет свое название (В. Штерн). С этого момента ребенок становится инициатором развития своего словаря, часто задает вопросы взрослым: что это? Кто это? - второе открытие флективной природы языка (К. Бюлер) возникает на границе 2-3 -го года жизни. Ребенок открывает связь слов в предложении. 4. Ребенок осваивает значение слов: от многозначных к первым функциональным обобщениям на основе практических действий. 5. К концу раннего возраста ребенок, по мнению Гвоздева, овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями через общение. 6. Развиваются функции речи: от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей). Отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний. Чрезмерно интенсивное развитие речи при сопутствующих неблагоприятных факторах может стать причиной возрастного заикания. Однако отставание в развитии речи в этот период может иметь обратимый функционально-динамический характер (кроме системных речевых расстройств при органических поражениях мозга). Становление эмоций и личности ребенка в раннем возрасте Эмоциональная жизнь ребенка должна быть предметом пристального внимания взрослых. Для периода раннего возраста характерны следующие особенности эмоциональной сферы: - неустойчивость (лабильность) под влиянием ситуаций; - дети чутко реагируют на настроение взрослого, стараются эмоционально подражать ему; - эмоциональные реакции взрослого являются средством понимания какой-либо ситуации (по выражению лица взрослого малыш определяет поступки окружающих и отношение к своим поступкам); - по выражению лица взрослого малыш определяет поступки окружающих и отношение к своим поступкам; - в новой ситуации ребенок всматривается в лицо взрослого и в зависимости от этого реагирует на ситуацию; - ребенок начинает понимать эмоциональное состояние других людей и свое собственное. Все эмоции (положительные и отрицательные) играют важную роль в развитии ребенка, каждая чему-то учит. Радость появляется в 6 недель, гнев в 4 месяца, печаль в 5-7 месяцев, страх в 6-9 месяцев. К концу раннего возраста эмоции дифференцируются: радость может проявляться в удовлетворении, удовольствии, возбуждении. С рождения до 3-х лет дети переживают 2 эмоциональные стадии: 1. Доверие (зависимость). 2. Автономия (самостоятельность). Эти стадии надстраиваются одна над другой. Здоровое эмоциональное развитие обеспечивается: - взрослые должны эмоционально поддержать ребенка, проявлять теплоту, отзывчивость, уважение; - помочь ребенку понять собственные эмоции и чувства других людей, научить понимать их эмоциональное состояние (ты обидел мальчика, так нельзя, пожалей его); - общение со взрослым должно создавать ситуации успеха, положительного результата; - овладеть своими эмоциями. Отклонения в эмоциональной сфере могут проявляться: - в отсутствии положительных эмоций; - фиксировании только на отрицательных эмоциях. Формирование личности ребенка начинается с первых месяцев жизни по 2-м взаимосвязанным направлениям: 1. Осознание ребенком себя как субъекта деятельности. 2. Осознание себя и других членов семьи как членов общности в совместной деятельности. Большую роль в формировании личности ребенка играют язык, культура, обычаи, традиции, с которыми знакомят малыша. Индикатором развития личности является сознательное употребление ребенком местоимений «я - ты», «мы - они». В возрасте 2-3 лет ребенок начинает тяготиться зависимостью от взрослого и часто употребляет выражение «я сам». Ребенок не только стремится к самостоятельности, но и любит ее демонстрировать, стремясь заслужить одобрение взрослого и детей. Под влиянием оценок окружающих у ребенка формируется самооценка. Образцы поведения, пояснения взрослых, эмоциональное одобрение поступков ребенка способствуют усвоению правил поведения. Ребенок способен реагировать не только на слово «нельзя», «можно», но и «нужно». Препятствуя самостоятельности ребенка, взрослые создают ситуации для проявления отрицательных форм поведения: негативизма, упрямства, агрессии, тревожности, замкнутости, которые могут стать устойчивыми свойствами личности. Общая характеристика кризиса 3 лет Д.Б. Эльконин назвал кризис 3 лет кризисом социальных отношений, которые существовали до сих пор. Ребенок отделяется от взрослого и в громкой речи выражает разницу между собой и другими лицами, которые вместе с ним находятся в данной ситуации. Появляется желание проявлять свое «я» и ребенок ищет поводы для этого. Новообразование «я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе 3 лет. Желания ребенка становятся обобщенными и аффективными. Их содержанием является стремление ребенка действовать самому и как взрослый. Важно понять действительное содержание этих желаний. Ребенок преддошкольник часто желает то, что хочет взрослый (легко воспитывать путем переключения внимания). Взрослый выступает как образец, и ребенок хочет действовать как взрослый. Если взрослые препятствуют самостоятельности ребенка, то, по мнению Э. Келлера, возникает негативная симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых. А.Н. Леонтьев указывал на 2 пути преодоления остроты кризиса 3 лет: 1. Расширение прав и самостоятельности ребенка. 2. Включение ребенка в игровую деятельность, удовлетворяющую потребность ребенка действовать как взрослый.
|