На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Неблагоприятный образовательный климат: безопасность обучения
Неблагоприятный образовательный климат: безопасность обучения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Спиридонов Никита Игоревич
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ: БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, неблагоприятный образовательный климат, безопасность обучения.


Безопасность и защищенность от каких-либо внешних воздействия ставится на первое место, особенно у учеников. Главный механизм социализации, становления личности, это обучение.
Процесс обучения будет иметь хороший результат, если среда образования будет безопасной для психики учащихся.
Ребенок идет в детский сад, там он получает свой первый опыт взаимодействия между ровесниками. В школе процесс взаимодействия между друг другом сложнее, так как там ребенок должен научиться общаться не только со своими ровесниками, но и с большим количеством педагогов. Для подростка общение усложняется переходным периодом, который включает в себя физическое развитие, половое созревание и формирование личности.
Для участников образовательной среды важен благоприятный психологический климат. Важным условием во взаимоотношениях участников образовательной среды является психологическая безопасность.
Учащиеся в подростковом возрасте не чувствуют себя в безопасности, так как родители и педагоги не всегда их понимают. В этом возрасте они склонны к вредным привычкам, проступкам и девиантному поведению. Это всё происходит по причине того, что подростки не чувствуют себя в безопасной образовательной среде.
Психологический климат - совокупность механизмов общения людей между собой в каком-либо обществе, например, как в нашем случае, в образовательной среде.
Если взаимоотношения в коллективе подростков будут позитивными, добрыми и честными, тогда и психологический климат будет благоприятным. Но если в коллективе появится человек, который не будет следовать принципам, формирующим благоприятный климат, то обстановка будет иметь негативное направление.


Для того чтобы можно было адекватно оценить психологический климат, нужно понимать его характеристики. Рассмотрим характерные признаки для неблагоприятного психологического климата в коллективе подростков:
1. Плохое настроение, злость, конфликтность и видение во всем плохого.
2. Нет места справедливости и доброте.
3. Отсутствие честности и ответственности.
4. Имеется бездельничество, лень, но никак не трудолюбие.
5. Сложная организация работы в коллективе.
6. Конфликт групп между собой.


Условия создания безопасной образовательной среды:
- степень защищенности, исключение каких-либо форм насилия при взаимодействии составляет эмоциональную атмосферу школы и представляет собой один из наиболее существенных факторов, благотворно влияющих на динамику развития школы;
- взаимодействия ребенка с учителем;
- получение необходимой помощи;
- совместная работа учащихся и обеспечение психологической безопасности работы.
Главную роль в образовании безопасного климата в социуме учреждения играет педагог. Как педагог будет себя вести, так и обучающиеся возьмут пример с взрослого.
Когда учащийся видит, что преподаватель обходится с ним вежливо, улыбчиво, такой ученик будет лучше воспринимать сказанное этим учителем. А если учитель будет плохо обращаться с обучающимся, то у ученика пропадет желание посещать уроки такого педагога.
Рассмотрим безопасную образовательную среду, как «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)».


Критерии психологически безопасного образовательного климата:
1. Отсутствие насилия психики при работе в социуме.
2. Удовлетворение потребностей людей.
3. Укрепление здорового состояния человека.
4. Ликвидация каких-либо угроз человеку.
5. Организация правильной, безопасной жизни в образовательном учреждении.


Этот вопрос психологической безопасности необходимо рассматривать с нескольких точек зрения:
1. На уровне общества - характеристика безопасности социума в образовательных учреждениях.
2. На уровне среды жизнедеятельности - среди ближайшего окружения.
3. На уровне индивида - переживание за свою личную защищенность в социуме.


При обеспечении безопасности образования выделяют следующие задачи:
1. Определение причин и факторов стрессов у учащихся.
2. Совещание с педагогами о правильной организации поведения в среде.
3. Выяснение условий жизни в безопасной среде обучения.
4. Определение комплексов стилей, методов преподавания.
5. Индивидуальный подход к каждому ученику.


Признаки безопасной образовательной среды могут быть следующие:
1. Формирование здоровых отношений.
2. Сотрудничество.
3. Решение вопросов с помощью диалогов.
4. Уважение и доброта в окружении.
Таким образом, работа по созданию благоприятной образовательной среды очень важна и сложна. Для организации такого климата необходимо для хорошего усвоения материала по дисциплинам.


Список литературы
1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / И. А. Баева, И. А. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. - М.: Эконом-Информ, 2009. - 248 с.
2. Бобрышева И.В. К вопросу о психологической безопасности образовательной среды / И.В. Бобрышева // Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I Региональных педагогических чтений (13-14 ноября 2008 г.) / под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2009. - C. 26-28.
3. Ермолаева В.С. Особенности обеспечения психологической безопасности личности в образовательном пространстве детского сада / В.С. Ермолаева // Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I Региональных педагогических чтений (13-14 ноября 2008 г.) / под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2009. - C. 30-31.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.