На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Расстрыгина Анастасия Андреевна
учитель МБОУ «СОШ №9» студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, факторы риска, психологическое здоровье.


Главной задачей обновления содержания образовательного процесса являются идеи признания самоценности личности, её права на свободное самоопределение, полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей. Хорошо известно, что людям необходимо чувствовать себя в безопасности, чтобы свободно выражать свою индивидуальность.
Потребность в безопасности и защищенности считается первичной потребностью в шкале потребностей, разработанной известным американским психологом А. Маслоу.
Вопрос о безопасной образовательной среде имеет много аспектов:
- безопасность физического здоровья ребенка (санитария, медицинская поддержка, физическая активность и т. д.);
- психологическая безопасность.
В этой статье мы сосредоточимся на психологическом здоровье детей как показателе психологической безопасности образовательной среды.
Современная образовательная психология определяет «образовательную среду» как условия, в которых происходит обучение и преподавание.
Образовательная среда - это система влияний, условий и возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственном окружении.
Образовательная среда - это совокупность всех возможностей для обучения, развития и личностного роста, как положительных, так и отрицательных.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищенности и способность личности и окружающей среды противостоять неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям. Психологическая безопасность личности и окружающей среды не разделимы и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования личности во взаимодействии с окружающей средой.
Согласно социологическим исследованиям, значительная часть родителей (75%) обеспокоена безопасностью своих детей в образовательной среде. Родители обеспокоены тем, что права и достоинство их детей не всегда защищены в детских садах и школах, и обеспокоены конфликтами в отношениях между детьми и учителями. Родителей волнует, чувствуют ли их дети понимание, принятие, положительную оценку и уважение в образовательной среде, независимо от их академических успехов или неудач. Кроме того, родители обеспокоены тем, что их дети могут подвергаться деструктивному влиянию на психику со стороны сверстников и старших детей.
Одной из значимых психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личном и доверительном общении, что приводит к деструктивному поведению, негативному отношению к учебному заведению и склонности к проблемам психического и физического здоровья.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: снижение активности учителей и учеников; недостаточная материально-техническая база и кадровое обеспечение школы; отсутствие практических и социальных навыков, опыта и компетентности; уровень культуры и образования; характер участников образовательного процесса; отсутствие профилактики проблем психического и физического здоровья. В совокупности можно выделить следующие факторы риска:
1) факторы учебной нагрузки (которые представляют информационную сторону организации обучения: объем заданий, объем преподавания, распределение учебной нагрузки по классам, четвертям, неделям и учебным дням);
2) факторы условий обучения (сюда входят фактические условия учебного процесса: размер учебной мебели, освещение, параметры печати учебников, вентиляция класса и т. д.;
3) реляционные факторы (которые обобщают стиль отношений между учеником и учителем, такие как оценка учителем результатов обучения ученика и отношения между учеником и родителями). Нарушения в этих реляционных системах отражаются на психическом состоянии учеников.
Сочетание этих факторов ставит под угрозу образовательную среду и развитие личности учащегося.
Школьная среда и ее участники могут быть подвержены как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относятся внутренний дисбаланс личности, психологическая напряженность, психологические расстройства, неустойчивость и нарушение психического развития и здоровья, а к внешним угрозам - неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и невосприимчивость к влияниям со стороны других людей и групп.
На уровне образовательной среды основными внутренними угрозами являются негативное отношение участников к образовательной среде, нарушение мира и порядка в учреждении, трудности коммуникации между участниками среды; внешними угрозами являются социальные, технологические и экологические чрезвычайные ситуации, криминализация общественных отношений.
Таким образом, определяя психологическую безопасность как состояние психической стабильности, психологи заявили, что она означает поддержание определенного баланса между устойчивостью человека и негативными влияниями окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга и представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
К психологическим характеристикам образовательной среды учебных заведений, способствующим поддержанию и обеспечению психологической безопасности, относятся следующие
- Приветствие.
- Высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение навыкам социального взаимодействия.
- Более активное участие родителей и общественности.
- Поддержка обучающихся, переживающих возрастные кризисы.
- Удовлетворенность взаимоотношениями тех, кто вовлечен в образовательную среду в школах.
- Любезность.
Усилия по поддержанию и обеспечению психологической безопасности в образовательной среде учебных заведений должны поддерживаться самими учащимися, учителями, администраторами и родителями.
Психологическая безопасность в образовательной среде учебных заведений может быть обеспечена совместной деятельностью преподавателей и студентов. В процессе общения с преподавателем формируется отношение и система личности учащегося на примере его отношений с обществом, с другими людьми и с самим собой.
Педагоги могут научить учащихся решать конфликтные ситуации с помощью ненасильственных средств.
- Возможность с уважением выслушать истории друг друга.
- Выражение собственных точек зрения и взглядов на проблемы.
- Знание различных точек зрения.
- Решение сложных ситуаций; прошлый опыт работы в группе.
- Разобраться в своих чувствах.
Как уже говорилось, психологическая безопасность является важнейшим условием для полноценного развития детей, сохранения и укрепления их психологического здоровья.
Психологическое здоровье - это основа жизненной силы ребенка. В детстве и подростковом возрасте детям приходится сталкиваться с вызовами жизни: овладевать собственным телом и поведением; учиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности и создавать собственный образ!
Здоровье детей можно трактовать как неотъемлемую часть качественного современного образования, востребованного государством, обществом и личностью. Другими словами, современные школы должны серьезно и по-настоящему задуматься о том, чтобы стать местом, где детей не только учат, но и где они могут полноценно развиваться.
Что можно сказать о психическом здоровье ребенка? Конечно же, наличие положительных эмоциональных состояний и настроения.
Критерии благоприятных душевных состояний включают наличие позитивных эмоциональных состояний, или настроений, которые включают эмоциональную стабильность (самоконтроль), соответствующую возрас
ту эмоциональную зрелость, управление негативными эмоциями (страх, гнев, ревность и т. д.) и свободное и естественное выражение эмоций и чувств.
Таким образом, нежелательные душевные состояния, то есть деструктивные эмоциональные состояния (тревога, страх, гнев, перепады настроения).
Таким образом, существуют два основных признака, определяющих психологическое здоровье человека.
Первый признак - это позитивное настроение человека.
Второй признак - это уровень психических способностей выходить из различных ситуаций, таких как тревога, страх и неудачи.
Уровень психических способностей, с другой стороны, связан с генетическими факторами, то есть с особенностями нервной системы человека. Например, одни люди рождаются легко возбудимыми и склонными к нервным срывам, а другие, напротив, меньше волнуются и быстрее выходят из негативных психических состояний.
Психические способности, с другой стороны, зависят от способности управлять своим душевным состоянием и поведением, несмотря на различные негативные влияния. Способность управлять своим психическим состоянием является типичным показателем психического здоровья.
Поэтому психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников позитивно относятся к образовательной среде, имеют высокий уровень удовлетворенности особенностями образовательной среды и защищены от психологического насилия при взаимодействии.


Список литературы
1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева. - СПб., 2006.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. - СПб., 2002.
3. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] / Е.В. Бурмистрова. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.
4. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.