Унанян Артем Арутюнович студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, кибербуллинг, умышленное издевательство в Интернете, травля.
В современном мире очень много случаев издевательств над школьниками. Сверстники или другие обучающиеся могут себе позволить применять травлю по отношению к другим учащимся. Такое отношение может проявляться как в реальной жизни, так и в виртуальной, через сеть Интернет в социальных сетях. Кибербуллинг - это травля в социальных сетях с помощью новейших технологий. Возможности, которые открывает Интернет перед подростком, безграничны, это не только получение образовательных услуг и возможность выбора разного вида информации из мирового информационного пространства, но и виртуальное общение. Наиболее часто с данной формой психологического террора сталкиваются подростки, поскольку нуждаются в одобрении и поддержке значимых людей, и в первую очередь сверстников.
Кибербуллинг легко отличить от подшучивания над школьниками по следующим отличительным чертам: 1. Намеренные действия, а не случайное оскорбление. 2. Постоянное повторение травли. 3. Использование Интернета. 4. Вредное воздействие.
Повторяющиеся издевательства приводят к тому, что подростком овладевает гнев, обида, разочарование, беспокойство, тревога, боязнь встретить обидчика в реальной жизни, внимание фокусируется только на данной проблеме, невозможность сосредоточиться на чем-либо другом, таким образом, отравляя жизнь человеку и заставляя переживать социальную изоляцию, депрессию и даже может привести к суициду. Учащиеся, которые подвергались травле, обычно имеют низкую самооценку, не имеют авторитета и уважения среди других учащихся образовательного учреждения, из этого следует, что кибербуллинг - уничтожающее сознание ученика понятие. Травля в Интернете обычно переливается в травлю и в реальной жизни. Все начинается со школьной среды. Агрессору может не понравится поведение жертвы или его способы мышления, и он начнет его травить сначала в интернете, потом и в школе при каждой встрече. Жертвы начинают избегать окружения, социума, приобретают страх многолюдности, боятся начинать общение с людьми. В этой неблагоприятной среде и возникают отклонения в здоровье и успеваемости ученика. Он начинает больше времени проводить вне школы, чаще в одиночестве дома или на улице, только чтобы избежать контакта с агрессором.
Есть два вида кибербуллинга: 1. Прямой кибербуллинг (атака на ученика через сообщения). 2. Косвенный кибербуллинг (травля осуществляется не от самого агрессора, а от третьих лиц).
Кибербуллинг имеет разновидности проявления, которые рассмотрим ниже: 1. Флейминг - разновидность травли, которая насыщена всплеском эмоций и сопровождается ссорой на публике агрессора и жертвы. 2. Киберхарассмент - постоянное оскорбление жертвы в Интернете, из-за чего она чувствует себя подавленной. 3. Киберсталкинг - травля жертвы с помощью угроз через сообщения. 4. Клевета - публичная рассылка неправедной информации о жертве, которая наносит вред ее репутации. 5. Раскрытие секретов - публичное заявление тайн жертвы. 6. Исключение ученика из круга общения - публичное удаление из круга общения подростка.
Согласно данным опросов, 58% детей сталкивались с кибербуллингом, 17% детей готовы обратиться к родителям в случае травли, 3% детей готовы обратиться к учителям в случае травли. Таким образом, кибербуллинг в образовательной среде как намеренное действие, умышленное издевательство со стороны сверстников с использованием современных информационных технологий и являющееся мощным фактором, способствующим дезадаптации подростка-жертвы. Кибербуллинг представляет широкий спектр всевозможных действий, начиная от поступков, которые с трудом распознаются окружающими как преследование, до жестокого психологического террора, порой приводящего жертву к суициду. Образовательная среда оказывает существенное влияние на социальное, интеллектуальное и поведенческое развитие ученика. Безопасная среда возникает в ситуации, когда ученики чувствуют себя значимыми и признанными своими сверстниками и взрослыми. Поэтому важное значение необходимо придавать формированию в современном обществе ценности взаимного уважения и сотрудничества между людьми.
Список литературы 1. Бочавер А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / A. А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11, №3. - С. 177-191. 2. Иванова А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы / А.К. Иванова // Мир науки. - 2018. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com 3. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей / Э.В. Патраков // Сибирский психологический журнал. - 2019. - №72. - С. 129-144. 4. Путинцева А.В. Развитие феномена «кибербуллинг»: анализ подходов к определению / А.В. Путинцева // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2020. - №3 (89). - С. 51-57. 5. Пэтчин Д. Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным / Д. Пэтчин, С. Хиндуя. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 184 с. 6. Бородина В.Н. Кибербуллинг как проблема безопасности образовательной среды / B. Н. Бородина
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с. |