Чулкова Елизавета Николаевна воспитатель МБОУ «СОШ №17» г. Серпухов, Московская область Ключевые слова: психологический климат, педагогический коллектив, образовательная организация.
В современных условиях модернизации и реформирования системы образования все более острым становится вопрос формирования благоприятного психологического климата в коллективе образовательных организаций, оказывающего благоприятное влияние на эффективность трудовой деятельность. При этом на сегодняшний день, несмотря на то что данный вопрос получил достаточно широкое и разностороннее освещение в трудах исследователей, ряд проблем в данной области остаются открытыми, в частности, взаимосвязи между психологическим климатом в коллективе и эффективностью учебного процесса, влияния отношения сотрудников к своему труду на психологический климат в целом и ряд других аспектов.
Педагогический коллектив образовательных организаций, преимущественно, состоит из женщин, которые достаточно часто выполняют сверхурочную работу (с учетом специфики труда педагога), связанную с высоким уровнем физических и психологических нагрузок, что, в свою очередь, выступает фактором негативного влияния на трудовой процесс. В связи с чем вопросы формирования благоприятного психологического климата в образовательной организации стоят на сегодняшний день достаточно остро.
Также следует отметить, что при изучении факторов формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе следует учитывать, что он, с одной стороны, обладает общими признаками, присущими любому коллективу работников, а, с другой стороны, необходим учет следующих специфических особенностей: - полифункциональности и самоуправляемости; - ненормированность рабочего дня педагогического работника; - недостатка свободного времени для профессионального развития в связи с высокой перегрузкой педагогов; - женского коллектива (большая эмоциональность, подверженность смене настроения, конфликтность и пр.).
Анализ научной и специализированной литературы позволяет сформулировать мнение о том, что в настоящее время отсутствует единый подход к пониманию сущности психологического климата в коллективе. В частности, в современной литературе можно встретить четыре основные подходы понимания психологического климата в коллективе: - состояние коллективного сознания; - настроение группы людей; - стиль взаимоотношения между людьми; - совместимость членов группы.
На основании обобщения источников литературы можно отметить, что психологический климат в педагогическом коллективе представляет собой совокупность взаимосвязей, находящих свое проявление в эмоциональном настрое и результатах деятельности коллектива. В связи с отсутствием единого понимания самой сущности благоприятного психологического климата в педагогической коллективе, в современной литературе отсутствует и единый подход к выделению факторов, формирующих данный климат.
В частности, А.М. Нагимовой выделены следующие факторов оптимального психологического климата в коллективе [2]: - непосредственные условия трудовой деятельности; - содержание трудовой деятельности.
В работах Г. Минцберга в качестве основных факторов формирования благоприятного психологического климата названы индивидуальность и эмоциональность каждого отдельного члена коллектива [1]. В целом, на основании проведенного анализа различных психологических подходов к вопросу формирования благоприятного психологического климата в коллективе можно отметить, что психологический климат педагогического коллектива формируется из следующих элементов: - отношения внутри коллектива; - отношения педагогов к своему труду; - отношения к окружающим членам коллектива.
В целом можно также отметить, что именно от психологического климата внутри педагогического коллектива и включения каждого сотрудника в трудовую деятельность зависит эффективность работы всего коллектива и, как следствие, эффективность образовательного процесса в целом. Одним из наиболее значимых факторов формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе выступает его специфика, в частности, что, преимущественно, коллектив женский, а также то, что сама деятельность педагогического работника протекает в тесной взаимосвязи с детским коллективом (обучающимися). При этом, решение педагогических задач непосредственным образом зависит от того, на сколько используется потенциал обучающихся. Важная роль в формировании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе принадлежит руководителю образовательной организации, для которого обязательными условиями становятся знание и соблюдение социально-психологических принципов управления коллективом, стиля взаимодействия с членами коллектива и пр. Таким образом, в современных нестабильных условиях важным аспектом деятельности каждого руководителя образовательной организации становится формирование благоприятного психологического климата в коллективе, оказывающего непосредственного влияние на эффективность образовательного процесса в целом.
Список литературы 1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг; пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.: ил. (Серия «Деловой бестселлер»). 2. Нагимова А.М. Влияние психологического климата на продуктивность деятельности работников предприятий со сложной организационной структурой: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. - Тверь, 2000. - 111 с.: ил. 3. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2019. - 616 с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с. |