На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Современные модели социально-педагогической профилактики девиантного поведения молодежи
Современные модели социально-педагогической профилактики девиантного поведения молодежи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. Е. Никитина, С. В. Тетерский

Центр проблем дополнительного образования и детского движения ГНИИ семьи и воспитания РАО, Всероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (Москва).

Проблемное поле социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи формируется на основе реальных проблем и жизненных коллизий детско-молодежного контингента, специфики направлений обслуживания в аспекте ведомственной идентификации учреждений и служб, их типа и вида, а также профессионального багажа специалистов и волонтеров. При этом возможно выделение обобщенного ряда основных направлений и стержневых проблем социально-педагогической профилактической деятельности, таких как: привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий педагогическими средствами и методами; выявление запросов, потребностей клиентов и разработка мер социально-педагогической поддержки с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций и др.
Накопленные практикой и относительно подкрепленные научно-методически модели социальнопедагогической профилактики девиантного поведения молодежи возможно классифицировать по основанию стержневого комплекса средств и методик, в целом выражающих направленность проводимой работы.
Валеологические модели связаны с поддержкой молодых людей на пути их нравственного и психосексуального развития, полоролевой социализации, активного вхождения в пространство межполовых отношений; с формированием таких качеств зрелой личности, как ответственность и умение самостоятельно принимать оптимальные решения, ориентированные на ценности здорового образа жизни. Валеологиче- ские модели сосредоточены на пропаганде здорового образа жизни, ценности здоровья для каждого человека, следуют в русле социально-защитной деятельности государственных и общественных институтов.
Используемые в рамках данных моделей формы работы ориентированы, в основном, на профилактику отклонений (венерические болезни, проституция, правонарушения на сексуальной почве, аборты, раннее материнство и др.) и по сути представляют собой средство запугивания. Традиция запугивания очень давняя, однако современные технологии и социальные возможности позволяют ощутимо продвинуться в этом направлении профилактики. Так, в России получили большое распространение не только лекции, классные часы и беседы с врачом или инспектором по делам несовершеннолетних в рамках внеурочной работы, но и аутогенные тренировки, «экскурсии» в тюрьмы, кожно-венерологические, наркологические диспансеры, деловые игры и тренинги. В валеологических моделях центральное место занимают вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, профилактика курения, алкоголизма и наркомании, увеличивается количество учебных часов в средних общеобразовательных учреждениях на занятия подвижными играми, физической культурой, хореографией и т. п. в рамках так называемого школьного компонента образовательной программы.
Трудовые модели направлены на трудовое воспитание, профессиональную ориентацию, включение молодежи в реальные трудовые ситуации и процессы, в которых происходят самоопределение и самореализация личности, соединение форм школьного и начального профессионального обучения с непосредственным трудом на рабочих местах.
Экономические преобразования в России оказывают значительное влияние на динамику потребительского спроса на рынке труда. Наименее благоприятная ситуация складывается для подростков и молодежи, не имеющих соответствующей профессиональной квалификации и поэтому неконкурентоспособных в системе рыночной экономики. Общеобразовательная школа недостаточно оказывает помощи подросткам в их профессиональном самоопределении - 90% учащихся выбирают профессию под влиянием случайных факторов, слабо осуществляется психологическая, нравственная подготовка молодежи к рыночным отношениям, конкурентной борьбе на рынке труда.
Трудовая деятельность без отрыва от обучения, в дополнение к нему рассматривается в педагогическом плане не столько как средство жизнеобеспечения и экономической поддержки, сколько как способ самоопределения, утверждение себя как личности, возможность проверки и развития способностей и деловых качеств, процесс накопления жизненного опыта и профессионального ориентирования в период выбора предстоящего профессионального образования.
Обучение трудовым операциям помогает преодолеть комплекс неполноценности, возникающий у подростка, не слишком успешного в обучении, получить представление о новых технологиях и ситуации на рынке труда в интересующей его сфере, освоить нормы межличностного общения в трудовой деятельности, научиться ладить с окружающими людьми, сформировать собственный трудовой опыт, что важно не только для его профессионального, но и личностного самоопределения.
К сожалению, в современной России нарушено соотношение меры труда и потребления, в подростковой среде распространен культ «легких денег» в условиях бедности большей части населения России. Эти антипедагогические факторы приводят к тому, что трудовая деятельность подростка чаще всего бывает вынужденной и не соответствует педагогическим, юридическим, нравственным требованиям или же подросток бывает разочарован мизерностью оплаты, предлагаемой за соответствующий этим требованиям труд. Поэтому особо ценны программы и проекты, и сочетающие в себе интересы подростка, и соответствующие требованиям педагогической целесообразности. Такие проекты реализуют некоторые российские экологические организации, привлекая подростков и молодежь к экологическим операциям в летние каникулы и оплачивая их работу из грантов. В программе общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» «Трудовая инициатива» не предусмотрена оплата труда, однако множество школьников и подростков охотно участвуют в ней, т. к. программа основана на системе малых грантов под инициативные трудовые волонтерские проекты детей и молодежи. И если дети хотят покрасить забор одинокому ветерану, или отремонтировать свой подъезд, или разбить цветник в детской больнице, они пишут проект с бюджетным обоснованием и получают деньги на реализацию своей трудовой инициативы с последующим отчетом, как содержательным, так и финансовым. «Новые тимуровцы», в отличие от прежних, умеют написать проект, обосновать и защитить его целесообразность и эффекты от его реализации, умеют составить бюджет, потратить деньги и отчитаться за них. Как показал первый опыт, поведение и отношение к жизни и людям многих трудных подростков, участвующих в этой программе, существенно меняется в позитивную сторону. Некоторые образовательные учреждения, особенно сельские школы, детские дома поставили трудовое воспитание на такой высокий уровень, что трудовая деятельность детей приносит зримые результаты и позволяет существенно улучшить материальное оснащение учреждения. Это не подневольный, бесплатный, почти рабский и бессмысленный детский труд, вроде изготовления каких-то деталей к какому-то механизму изо дня в день, из года в год, называемый по недоразумению производительным трудом, или «шефская» помощь колхозникам в уборке урожая, который потом на глазах этих же детей гниет и портится. Это работа в хорошо поставленном общем хозяйстве по образцу модели, найденной А. С. Макаренко и талантливо показанной им в «Педагогической поэме».


Особенности трудовых моделей профилактики девиантного поведения подростков заключаются в следующем:
1) целевая группа - подростки с отклоняющимся поведением, не адаптированные к условиям учебных заведений, но имеющие желание самостоятельно попробовать себя в той или иной сфере продуктивной деятельности, материально себя обеспечить и расширить социальный опыт;
2) обучение подростков (грамотности, азам школьных предметов) в процессе профориентации и реальной трудовой деятельности; их раннее профессиональное самоопределение, культивирование профессионализма и компетентности; соединение элементов школьного и профессионального обучения, предоставление подросткам, которые бросили школу или не хотят поступать в профессиональное училище и вуз, альтернативного способа разносторонней профессиональной подготовки;
3) внедрение альтернативных форм профессионального и социокультурного самоопределения подростков - непосредственное включение молодежи в активную трудовую деятельность и использование их практического опыта;
4) создание совместных детско-взрослых производств, где наставники трудовой деятельности учащихся (обычно имеющие техническое или инженерное образование) были бы приравнены в правах к педагогическим работникам;
5) разноуровневая рефлексия - обсуждение практического опыта и возникающих проблем в группах вместе с наставниками и с использованием конкретных групповых психологических методик для осмысления и познания себя и окружающего мира;
5) выступление с инициативами по внесению изменений в трудовое и налоговое законодательства, связанных, прежде всего, с поддержкой предпринимательства и детско-взрослых производств в молодежной среде; с созданием условий для привлечения молодых специалистов к профессиональной работе с «трудными» подростками; с обеспечением финансовой заинтересованности образовательных учреждений создавать социальные производства и др.


Основные направления трудовых моделей:
1) профессиональная подготовка и обучение подростков - освоение различных видов профессиональной деятельности (профессиональные пробы) на начальном уровне без присвоения квалификации; овладение приемами самопознания, самооценки и самоанализа; знакомство с миром профессий;
2) обучение в деятельности ученических кооперативов, малых предприятий и школьных фирм;
3) обучение на межшкольных факультативных курсах по прикладным специальностям (информатика, вычислительная техника по выбору);
4) обучение непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и непроизводственной сферы на основе договоров и «индивидуальных программ продуктивного обучения»;
5) профессиональное обучение подростков с 13 лет (совместно со службой занятости), оставивших школу по разным причинам; их профессиональная диагностика и консультирование; профессиональное самоопределение; коррекционное обучение в разновозрастных классах с разноуровневым базовым образованием;
6) довузовская подготовка путем включения подростков 10-11 классов в продуктивную практику на договорной основе и на основе «индивидуальных программ продуктивного обучения» с последующим зачислением на первые курсы вузов при успешном прохождении курса обучения;
7) предоставление подросткам рабочих мест на договорной основе (после прохождения ими курса профессиональной адаптации).


Социально-политические модели профилактики связаны с деятельностью различных общественнополитических структур (партий, выборных штабов, органов государственной власти в городе). Обычно такие модели и мероприятия маскируют под трудовые или благотворительные акции. Например, когда молодежная общественная организация «Идущие вместе» устроила «субботник» после праздничной демонстрации коммунистов и молодые люди в чистых футболках с изображением Президента, с совками и вениками в руках торжественно продемонстрировали на всю страну по общероссийскому телевидению два подобранных окурка, всем понятно, что эта трудовая акция общероссийского масштаба с приездом молодежи из других городов в Москву носит политический характер и преследует цели, о которых большинство юных участников даже не подозревает. Таким образом, это не трудовая, а политическая модель использования энтузиазма молодых и их естественного стремления собираться вместе. Бесплатная раздача презервативов или одноразовых шприцев на молодежных дискотеках и других массовых мероприятиях декларируется как социально-педагогическая профилактическая мера, на самом деле является частью хорошо замаскированных под благотворительность или заботу о здоровье молодежи политических, экономических или рекламных проектов.
Благотворительные модели профилактики выступают в форме разовых акций или протяженных во времени, но конечных проектов общественно значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), направленных на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста, осознание полного человеческого потенциала, оказание помощи нуждающимся. Благотворительная деятельность обычно осуществляется либо разово лицом, имеющим средства, либо общественными организациями, получившими грант от какого-либо фонда под благотворительный проект или уполномоченными спонсором. Надо отметить, что профилактической благотворительной деятельностью занимаются в России не только богатые люди или профилированные общественные организации. Много инициатив, направленных на спасение детей и подростков от беспризорности, осуществляется религиозными конфессиями или прихожанами различных церквей. При многих храмах и монастырях в России открыты приюты, школы, детские лагеря, мастерские, лечебницы, столовые, подростковые клубы.
По-прежнему в российских городах популярны подростковые клубы по месту жительства, куда охотно приходят подростки, которым неуютно в школе, дома и на улице. Получают распространение и поддерживаются различные акции для сельских детей и молодежи (сбор книг, оснащение компьютерами школ, ремонт клубов и школьных зданий, концерты, выездные парикмахерские и др.). В нескольких сельских школах Ярославской области ярославские студенты в течение двух лет вели Школу правовых знаний для подростков, занимались с ними иностранными языками, организовали выпуск газеты. В 8 городах России реализуется технология социально-педагогической поддержки проблемных детей и подростков из неполных семей волонтерами, специально обученными для моральной и психологической помощи ребенку в сложной ситуации деформированных семейных отношений, на основе модели парного взаимодействия «волонтер-ребенок» при кураторстве специально подобранной пары психологом или социальным педагогом и непосредственной поддержке матери или отца (неполная семья). Эти программы являются составной частью Международной программы «Большие братья/Большие сестры».
Культурно-образовательные и информационные модели предполагают создание единого информационно-педагогического пространства в учебной и домашней обстановке, включают различные имитационные и деятельностные методы, неразрывно связанные обучающий (информационно-просветительский и инструментальный) и воспитательный (личностно-ориентированный) компоненты, обеспечивающие формирование у обучающихся адекватных этических норм, ценностных ориентации, знаний. Используемые в данных моделях формы работы (тренинги, деловые игры, дискуссии и др.) носят профилактический характер и ориентируются на норму и положительные аспекты человеческого бытия, а не на отклонения, направлены на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм), позволяя воздействовать на самооценку, укрепить уверенность в себе, развить силу воли, навыки конструктивного взаимодействия, исследовать, менять и совершенствовать групповые роли. Кроме того, используется разнообразный методический инструментарий, реализация которого позволяет перевести молодежь в позицию субъектов образовательного процесса: «мозговой штурм», ролевые игры, анализ случая (ситуации), видеофильмы, викторины, различные виды работы в малых группах и др. Специфика культурно-образовательных моделей - в доброжелательной, доверительной и психологически безопасной для молодежи атмосфере, позволяющей открыто обсуждать вопросы нравственности, сексуальности, половых отношений, гигиены и здоровья, ответственности перед семьей, образовательным учреждением, собственной совестью.
В 2002-2003 гг. ДИМСИ, Центр психолого-педагогической реабилитации и психического развития детей и подростков города Мытищи Московской области, Ассоциация детских психиатров и психологов при поддержке Глобальной инициативы УКНПП ООН/ВОЗ по первичной профилактике злоупотребления психоактивных веществ разработали и реализовали дополнительную образовательную программу «Семинар-тренинг «Здоровый образ жизни - мой выбор».


Целевые установки программы «Здоровый образ жизни - мой выбор»:
- минимизация факторов наркориска психологического характера;
- овладение учащимися технологиями преобразования негативных установок в личностноразвивающие;
- открытие новых эмоциональных и познавательных ресурсов, способности получать поддержку от себя и других;
- развитие здорового самосознания.


Согласно определению ВОЗ, здоровье понимается как «комплекс соматических, познавательных, эмоциональных и других социальных аспектов бытия человека», что, таким образом, делает образовательную подготовку школьников к здоровому образу жизни междисциплинарной по своей природе и лежащей на пересечении обществоведческих, медико-биологических и психолого-педагогических областей научного и прикладного знания. В соответствии с данным определением, программа с заданным объемом в 60 учебных часов рассматривается как наставническая и призвана ориентировать на здоровый образ жизни, поддержать молодых людей на пути их нравственного и психосексуального развития, формирования таких качеств зрелой личности, как ответственность и умение самостоятельно принимать оптимальные решения на базе имеющихся ценностей и знаний.


В программу «Здоровый образ жизни - мой выбор» включены деловые игры, являющиеся одним из самых эффективных способов привлечения детей и молодежи к здоровому образу жизни, общественно значимой деятельности, элементом их мотивации на служение, действенным механизмом поддержки и развития общественных инициатив. Организация деловых игр предполагает соблюдение четырех главных подходов:
- свобода участия;
- мотивирование на участие посредством чувства успеха;
- ориентация на личностный рост каждого;
- чувство юмора в процессе работы.


В деловые игры включены элементы социально-психологического тренинга, ведущего свою историю от техники психодрамы Дж. Морено и направленного на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм). При этом тренинги становятся средством формирования культуры выхода из кризисов с помощью рефлексии. Пребывание в роли "начальника", "подчиненного", "заинтересованного", "равнодушного", "лидера", "звезды" и т. п. позволяет участникам деловой игры прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов, получить опыт "тренинга сензитивности", используемого в практике профессиональной подготовки умелых руководителей и деловых партнеров. Тренинги позволяют:
- воздействовать на самооценку;
- укрепить уверенность в себе;
- развить силу воли;
- развить навыки конструктивного взаимодействия;
- исследовать, менять и совершенствовать групповые роли.


Кроме того, в деловые игры включены процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т. д.) и изменение состояния сознания.
Школьникам-участникам деловых игр предлагается принять участие в специально организованной серии деловых игр-тренингов, во время которых они определяют актуальные социальные проблемы, находят пути их решения, учатся создавать общественные организации, социальные учреждения, службы, писать проекты, рассчитывать подробный бюджет их реализации, определять возможные источники финансирования, обсуждают преимущества и недостатки проектов своих товарищей.
Реализуя данную программу, ее организаторы способствуют формированию новой жизненной позиции подростка, связанной с самоанализом, самопринятием, самообязательствами, саморуководством, самоконтролем и самореализацией.


В рамках программы были проведены наблюдения за динамикой «Цветописи настроения», социометрия и методики ценностных ориентаций Рокича, которые показали:
- в группе обучающихся создана благоприятная психоэмоциональная атмосфера;
- налажены благополучные отношения с окружающими;
- дети овладели несколькими способами саморегуляции;
- взаимоподдержка в группе позволяет активно участвовать в поиске путей разрешения актуальных проблем ребенка, семьи, волонтера, социума.


В результате проведенного сравнения показателей начального и заключительного этапов реализации программы «Здоровый образ жизни - мой выбор» сделаны следующие выводы. У группы детей и подростков, прошедших специальную подготовку в Проектной школе общественных инициатив, происходит:
- снижение уровня экспериментирования в употреблении наркотиков, спиртных напитков, курении и т. п.;
- снижение уровня правонарушений;
- снижение показателей проявления агрессивного поведения;
- улучшение учебных (академических) показателей.


Участникам программы (300 учащихся и 32 педагога) были предложены анкеты до и после окончания программы, анализ которых показал:
- благодаря тренингам знания детей и подростков о здоровом образе жизни существенно расширились;
- каждый третий школьник за время тренинга изменил свое отношение к началу половой жизни: либо «сдвинул» возрастные рамки на более поздние сроки (старше 18 лет), либо ставит начало половой жизни в зависимость от сформированности личности;
- участники тренинга стали более скептически относиться к объему своих знаний по здоровому образу жизни;
- каждый четвертый участник изменил свою позицию по поводу самого эффективного средства от беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Если до начала тренинга «волшебным» средством являлся презерватив, то по окончании тренинга молодые люди стали смотреть на эту проблему шире.


В рамках дополнительной образовательной программы «Семинар-тренинг «Здоровый образ жизни - мой выбор» учащимся и педагогам была предложена нетрадиционная форма рефлексии - экспертное заключение, благодаря которому каждый участник программы выступил в роли эксперта и предложил собственное видение совершенствования программы. Результаты экспертных заключений каждого участника программы во время и после проводимых тренингов показывают, что каждый подросток неожиданно для себя открыл и увидел в себе что-то новое, познавая свою личность, решая скрытые личные проблемы. «Человек после таких занятий верит в себя...» - Ольга Б. «Тренинг помогает разобраться в тех проблемах, о
которых просто так говорить стесняешься!!!» - Лена О. Не все участники объяснили свои оценки, но общее настроение, пожелания и замечания они высказали в двух фразах «Было классно!», «Вы помогли мне. Спасибо вам за это!»


Благодаря внедрению программы «Здоровый образ жизни - мой выбор» происходит уменьшение финансовых затрат на решение проблем девиантного поведения детей и подростков и профилактики их асоциального поведения; рационально используется труд волонтеров и привлеченных специалистов.
Негативные явления в среде современной молодежи обусловлены не только возрастными кризисами, недоработками социальных институтов, социально-экономическими трудностями, провоцирующей ролью шоу-бизнеса и средств массовой информации, но и недостаточным распространением и внедрением нового опыта, инновационных социально-педагогических моделей профилактики, слабой работой научнометодических и информационных служб в социальной сфере. Поэтому обсуждение широкой общественностью вопросов преодоления негативных явлений в детской и молодежной среде концентрирует на них внимание всего общества и способствует укреплению социальных связей и солидарности различных слоев и социальных групп в деле воспитания подрастающих поколений в контексте повышения общественной безопасности.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.