На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Помогающее поведение как составляющая структуры личности
Помогающее поведение как составляющая структуры личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А.В. Черей
МИУ, ф-т правоведения, студентка 5-го курса
Научный руководитель: И.Т. Кавецкий, к.психол.н., доцент

В последнее время наблюдается увеличение количества нуждающихся людей, что связано со многими факторами демографическими, психологическими, социальными и экономическими. Поэтому изучение феномена помогающего поведения имеет большую значимость, его смысл заключается в оказании помощи тому, кто в ней нуждается.


Помогающее поведение в социальной психологии описывает взаимодействие между людьми, оказывающими помощь, и теми, кто ее принимает. Люди, оказывающие помощь, всегда чего-то лишаются (денег, времени и т.п.), а принимающие помощь - всегда что-то приобретают, причем получаемое ими обычно дороже для них, чем затраченное первыми [1].
Помогающее поведение это своего рода действия, которые направлены на благо других и за которые не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений [2].
Помощь другому - одна из основных и всеобщих ценностей. Реализовать ее удается не каждому и не всегда, поэтому человек, оказывающий помощь другому, чувствует, что совершает благородный поступок.
На уровне обыденного сознания, оказывать помощь - значит давать другому человеку что-то, в чем он нуждается, и тогда, когда он этого заслужил. Это представление прежде всего распространяется на ситуации, связанные с материально-бытовыми трудностями, например, с нищетой, болезнью, лишениями. В этих и подобных ситуациях первостепенное значение имеет добрая воля помогающего и средства, которыми он располагает.
Люди более всего склонны к помощи, если видят, что кто-то другой уже помогает или если они располагают свободным временем. Немаловажное значение имеют личностные факторы, например настроение [3].
Целью представляемого пилотажного исследования является выявление некоторых личностных детерминант, влияющих на особенность проявления помощи незнакомому человеку.
Выборка составила 200 человек, из них 100 респондентов - лица, которые работают в коммерческих или государственных организациях, и 100 респондентов, являющихся студентами вузов.
В процессе исследования применялись следующие методы: анкетирование, контент-анализ, психологическое тестирование. При проведении тестирования использовались методики: «Диагностика доброжелательности» (по шкале Кэмпбелла), «Диагностика личностной установки альтруизм-эгоизм», «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя), «Диагностика социальной эмпатии», «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов) [4,5].


Литература
1. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.
2. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
3. Майерс, Дэвид. Социальная психология. 7-е изд. / Дэвид Майерс. - СПб.: Питер, 2006. - 794 с.
4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, ГМ. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
5. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерма- нова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.


Источник: Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХV Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2012 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. - Минск: Изд-во МИУ, 2012. - 240 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.