На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Междисциплинарный подход к скринингу деструктивного поведения у студентов
Междисциплинарный подход к скринингу деструктивного поведения у студентов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пронин Сергей Владимирович канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Васютина Елена Николаевна магистр, педагог-психолог Колледж телекоммуникаций и информатики ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» Чухров Александр Семенович канд. техн. наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» г. Новосибирск, Новосибирская область



Молодежь, и особенно подростки, считаются группой риска по различным видам девиантного и рискованного поведения, потребления психоактивных веществ (ПАВ), а также суицидов. Существует проблема своевременного выявления расстройств поведения и психоэмоциональных нарушений у студентов колледжей и вузов, особенно у первокурсников, которые не смогли адаптироваться к условиям учебы. Объективная диагностика внутренней картины болезни у потенциальных суицидентов, наркологических аддиктов, а также у лиц, находящихся в непривычной и 316 Педагогика, психология, общество: от теории к практике психотравмирующей психологической обстановке, представляет известную проблему. Их текущее состояние чаще всего может не проявляться в поведении и не вербализоваться ими. Поэтому необходимы биологические маркеры таких внутренних состояний и возможность их алгоритмизированной интерпретации.

Особую озабоченность вызывает аутоагрессивность, в том числе у подростков, которая существует в разных формах: рискованном поведении, самоповреждениях, вплоть до суицидальных попыток. Подростковый суицид вызывает резонанс во всех слоях общества. Аутоагрессивность может быть в структуре психических и поведенческих нарушений, вызванных приемом психоактивных веществ, реактивной и энодогенной депрессии, шизофрении, посттравматическом стрессорном расстройстве. Потери государства из-за самоубийств в России в трудоспособном возрасте достигают 4 млрд рублей в год.
Наши многолетние исследования показывают, что существуют надежные ассоциации вариабельности сердечного ритма (ВСР) с аутоагрессивностью, в связи с чем нами была предложена гипотеза гемодинамического континуума психоэмоциональных нарушений, и разработана поведенческая модель, которая приемлема для прогноза поведенческих и психических нарушений при проведении скрининговых обследований различных коллективов, в том числе подростковых, а также отдельных лиц.

 

Почему выбор биомаркера для прогноза рискового поведения, обоснование использования шкалы «аутоагрессивность» в информационной системе нами ассоциирован с вариабельностью сердечного ритма (ВСР)? Это следующие аргументы:
1) доказанность взаимосвязи состояния центральной гемодинамики с психическими паттернами и возможностью предсказания поведенческих отклонений [1-4];
2) неинвазивность методики, возможность скрытой цели обследования.


Нами показана возможность индикации на основе ВСР таких состояний, как психотические нарушения, оценка уровня самоконтроля, прогноз при тревожных расстройствах, разделение состояний интоксикация-ремиссия у наркологических больных, неадаптивное и рисковое поведение, уровень депрессии, синдром эмоционального выгорания. Вариабельность сердечного ритма полимодальна, и позволяет оценивать состояние центральной нервной системы, активность некоторых рецепторных полей коры головного мозга, включенность в ответные реакции гипоталамо-ги- пофизарной и вегетативной нервной системы.
Цель исследования - обоснование возможности неинвазивной приборной оценки на основе ВСР «аутоагрессивности» и ее интеграции в информационную систему анализа и принятия решений.


Дизайн исследования - открытое, проспективное, нерандомизированное. Для разработки диагностических правил и алгоритмов использованы данные 2261 пациента (период 2007-2020 гг.). Группы пациентов: больные алкоголизмом с суицидальными тенденциями в анамнезе (68 чел., возраст 36 + 5,2 года), группа наркоманов с опийной зависимостью (153 чел., возраст 25 + 3,4 года), группа здоровых лиц (50 чел., возраст 29 + 6,7 года), группа лиц, находящихся под стражей в местах лишения свободы (32 чел., возраст 31 + 4,4 года, из них с суицидальными тенденциями 18 чел.), здоровые подростки одного из колледжей г. Новосибирска (156 чел., возраст 16 + 2,1 года).


Методология создания шкалы прогноза рискового поведения включала методы: клинического наблюдения, психопатологических оценок, анализ анамнестических сведений. Изучена ассоциированность центральной гемодинамики, вариабельности сердечного ритма, с рядом шкал опросника Бека. Использован статпакет SPSS 21 версия.


Результаты.


На основе анализа ВСР у пациентов с девиантными, деструктивными, делинквентными и аддиктивными нарушениями, а также у здоровых лиц, был открыт диапазон гемодинамического континуума, в рамках которого минимизированы психические и поведенческие нарушения. Разработана классификация групп риска на основе ответных реакций центральной гемодинамики и вероятность направленности рискового поведения.
В основу шкалирования положена оценка следующих критериев - активности рецепторных полей, т.е. вероятности влечения к определенному типу поведения или психоактивному препарату, состояние центральной гемодинамики и расчет некоторых общесоматических индексов, которые могут ассоциироваться с депрессией, тревожность и т. п. Оценивалась ко- морбидность и влияние наследственной детерминации (эндофенотип) и предсказывался риск возможных поведенческих отклонений и аутоагрессивности. Использование методики ВСР, позволило рассчитать уровень терапевтического воздействия и коррекционных программ. Чувствительность и информативность предлагаемого метода составляет SP 67% SE - 69% соответственно.
Разработаны формы индивидуального отражения психофизического состояния. Доклинический уровень оценок по шкале «аутоагрессивность» среди референтной группы испытуемых (здоровые лица) позволяет своевременно предупредить нежелательные реакции.


Выводы:
1. Показана возможность неинвазивного приборного отражения с помощью анализа ВСР опасного уровня аутоагрессивности.
2. Представленные возможности данного диагностического подхода позволяют рекомендовать его для междисциплинарного использования и мониторинга рискового поведения, оценки эффективности лечения у психиатрических и наркологических больных, индивидуальном скрининге здоровья.
3. Использование данного метода в качестве скринингового позволяет выявлять группы риска поведенческих и психоэмоциональных расстройств в подростковых коллективах (школы, колледжи, вузы и пр.) как наиболее уязвимых для девиаций групп.


Список литературы
1. Adolph D., Teismann T., Forkmann T. [et al.]. High frequency heart rate variability: Evidence for a transdiagnostic association with suicide ideation // Biol. Psychol. - 2018. - 138. - P. 165-171. - doi: 10.1016/j.biopsycho.2018.09.006.
2. Пронин С.В. Трансдиагностические биомаркеры в оценке суицидальной предиспозиции у наркотических аддиктов / С.В. Пронин, М.Г. Чухрова // Суицидология. - 2018. - 9 (4). - P. 109-118. - doi.org/10.32878/suiciderus.18-09-04(33)-109-118.
3. Wilson S.T., Chesin M., Fertuck E., Keilp J., et al. Heart rate variability and suicidal behavior // Psychiatry Res. - 2016. - 240. - P. 241-7. - doi: 10.1016/j.psychres.2016.04.033.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.