На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками для осуществления их успешной социализации
Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками для осуществления их успешной социализации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.В. Соболева, педагог-психолог
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №194 «Капитошка», Тольятти (Россия),

Успешность социального развития каждого ребёнка всегда является актуальной и профессионально значимой задачей в процессе организации психологического сопровождения всех субъектов образовательного пространства.


В настоящее время социально-коммуникативное развитие личности представляет собой одну из основных образовательных областей при реализации требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Оно предполагает создание в детском саду комплексной системы условий для эффективной социализации личности дошкольников, направленную на присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Условиями психологически комфортного развития ребёнка в детском саду являются: развивающая предметно-пространственная среда, для которой характерны содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность; личностно ориентированный и гуманистический характер сотрудничества и общения всех участников образовательного процесса и разнообразные формы, виды и приёмы деятельности, соответствующие возрастным психологическим закономерностям развития и индивидуальным особенностям личности дошкольников.
В детском саду №194 «Капитошка» АНО ДО «Планета детства «Лада» городского округа Тольятти социально-коммуникативное развитие является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива. Это хорошо прослеживается в особенностях организации развивающего пространства, созданного в групповых и специальных помещениях, стиле взаимодействия педагогов с детьми и родителями, а также в выборе приёмов, обеспечивающих эффективное развитие социальной адаптивности и субъектности, т. е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающим, как в благоприятных, так и в проблемных ситуациях.
Многолетняя практика работы с дошкольниками в данном направлении свидетельствует о том, что психологическое сопровождение развития социально-коммуникативной сферы личности ребёнка весьма успешно осуществляется в процессе применения уже с первых шагов пребывания малышей в детском саду элементов комплексной сказкотерапии.
В основе метода сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл, являющийся ключевым механизмом для решения сложных жизненных ситуаций.


Психолого-педагогическая привлекательность сказок для воспитания и развития личности ребёнка, их главные достоинства заключаются в следующих особенностях:
- Отсутствие в сказках прямых нравоучений. В сказке никто специально не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого, предоставляя возможность не дидактично формировать представления детей о базовых жизненных ценностях.
- Неопределенность направления действий главного героя. Часто находясь в ситуации выбора, герой сам ищет путь решения сложных ситуаций, предоставляется множественность способов социального поведения.
- Образность и метафоричность сказочного языка, кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Одна и та же сказка может помочь ребёнку в различные периоды жизни разрешить разные актуальные проблемы социально-личностного характера.
- Победа добра и счастливый конец сказки поддерживают в детях ощущение психологической защищённости.
- Ореол тайны и волшебства. Сказка, как живой организм, - в ней всё дышит, в любой момент любой предмет, даже камень, может ожить и заговорить. Слушая сказку, ребёнок непроизвольно вживается в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем или с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребёнка децентрироваться, вставать на место другого, формируется его эмоциональный интеллект, закладываются основы самосознания.
Эффективность применения элементов метода комплексной сказкотерапии в работе с дошкольниками обусловлена их низкой рефлексивностью в отношении осознания и понимания особенностей своего поведения, недостаточной мотивированностью для проявления потребности в самоизменении, а также малой степенью развития эмоционального интеллекта, неумения соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость.
Взаимодействие ребёнка со сказочными образами в совместной с психологом и сверстниками игровой творческой деятельности не только помогает выявить его актуальные социальные и личностные проблемы, но и обеспечивает развитие способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, умения вставать на его место, смотреть на мир социальных отношений с разных позиций. Данный метод прихопрофилактической и развивающей работы способствует приобщению дошкольников к социальным ценностям, формирует их первичные представлений о себе и окружающем обществе, развивает у детей положительное самовосприятие, стимулирует потребность в проявлении личностной инициативы, любознательности, способности к творческому самовыражению. Кроме того, такое игровое сотрудничество детей активно развивает их коммуникативные навыки, сплачивает группу, повышает социальный статус непопулярных сверстников. Дети приобретают умение принимать участие в коллективных делах, договариваться, уступать, принимать и оказывать помощь, уважительно относиться к окружающим людям, спокойно отстаивать свою точку зрения, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, находить конструктивный выход из них.
Являясь участником творческой лаборатории педагогов-психологов, созданной на базе АНО ДО «Планета детства «Лада», занимающихся разработкой психопрофилактических программ для дошкольников с применением элементов комплексной сказкотерапии, хочу представить опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста и продемонстрировать возможности описанного метода в осуществлении их благоприятного социально-коммуникативного развития.
При составлении развивающих психопрофилактических программ, прежде всего, важно выделить наиболее характерные возрастные психологические особенности детей, присущие их поведенческим проявлениям и имеющие непосредственное отношение к социальному развитию личности. В связи с этим становится возможным определить основные значимые направления личностного и социально-коммуникативного развития конкретной группы детей, спланировать задачи предстоящего взаимодействия, осуществить подборку художественных сказок и продумать варианты форм и методов работы с ними.
Художественные сказки (народные и авторские) были выбраны не случайно, поскольку в них содержались и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Для народных сказок характерно единство человека и природы, использование принципа «оживотворения». Авторские художественные сказки более образны, чем народные. Они рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для организации психологического сопровождения успешного социального развития ребёнка.
Дошкольникам 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей с животными. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, любят копировать их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир людей, мир природы, мир вещей. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
Таким образом, в основу психопрофилактической программы с применением элементов комплексной сказкотерапии для детей младшего дошкольного возраста были заложены три значимых направления их личностного и социальнокоммуникативного развития: адаптация к условиям детского сада, осознание своего Я и взаимодействие с окружающими.
Задачами блока «Я пришёл в детский сад» являются: профилактика и преодоление стрессовых состояний у детей в период привыкания к посещению детского сада, формирование интереса к событиям, происходящим в детском саду, новым возможностям; снижение эмоционального и мышечного напряжения в ситуации разлуки с близкими родственниками; сплочение нового детского коллектива.
Блок программы, направленный на осознание ребёнком себя, предполагает следующие векторы: «Я расту», «Я сам!», «Я умею». При этом решаются такие задачи, как: расширение знаний о своём развитии, формирование представлений о собственном прошлом, настоящем и будущем; развитие положительного самопринятия, поддержка проявления самостоятельности; развитие чувства уверенности в себе, мотивирование детей на осуществление личностно и социально значимых достижений.
Последний блок программы, освещающий проблемы, возникающие у ребёнка младшего дошкольного возраста при взаимодействии с окружающими, имеет название «Я общаюсь». Его задачами являются: развитие коммуникативных навыков, формирование доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам, развитие эмоциональной отзывчивости, стремления принимать и оказывать помощь, обучение конструктивным способам выхода из простых конфликтных ситуаций.


В качестве примера проведённой подборки сказок для психопрофилактической и развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста продемонстрируем перечень произведений для реализации задач блока «Я общаюсь»:
1. С.Я Маршак «О глупом мышонке»
2. Н. Никитина «Слоненок с шариками»
3. С. Прокофьева «Сказка про башмачки»
4. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
5. Русская народная сказка «Заяц - хваста»
6. Русская народная сказка «Маша и медведь»
7. Русская народная сказка в обработке К.Д. Ушинского «Козлятки и волк»
8. С. Прокофьева «Когда можно плакать»
9. С.Прокофьева «Сказка о высунутом язычке»
10. С. Прокофьева «Сказка о грубом слове «уходи»
11. С. Прокофьева «Сказка про маленький дубок»
12. 0. Панку - Яттть «Не только в детском саду»
13. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
14. Русская народная сказка «Пузырь, соломинка, да лапоть»
15. С. Прокофьева «Сказка о первых ягодах»
16. О.В. Хухлаева «Случай в лесу»
17. В. Сутеев «Кораблик»
18. С. Михалков «Песенка друзей».


При разработке занятий нашей программы, в процессе составления конспектов мы, как и авторы, которые применяют данный метод, опирались на структуру сказко- терапевтического занятия, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Для того чтобы дети смогли погрузиться в воображаемую ситуацию необходимо, во-первых, создать особую сказочную среду, воссоздающую у детей чувство защищённости и тайны. Психолог может стать волшебником, надев корону, накидку, сказочное платье, и создать вокруг себя Волшебную страну, регулируя освещение в помещении, используя сказочные элементы: блестящие легкие ткани, декорации. Каждый предмет, который дети увидят в комнате, может принимать участие в сказочном процессе. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная медитативная, уравновешивающая, расслабляющая музыка. Комнату, где проходят занятия, лучше освободить от привычной для детей мебели и игрушек. Если обычную обстановку невозможно изменить, то стоит задрапировать ее ширмами и тканями. Дети, входя в привычную комнату и не узнавая ее, уже начинают настраиваться на восприятие нового и необычного.
Во-вторых, следует осуществить ритуал «входа в сказку», окончательно настроить малышей на совместную работу. В качестве такого ритуала в своей программе мы использовали наряду с постоянно повторяющейся речёвкой разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики, в которых вспоминается главный герой сказки или имеется прямая связь с её темой. Выбор пальчиковой гимнастики в работе с младшими дошкольниками неслучаен. Именно с помощью стихотворного ритма, заложенного в каждом игровом упражнении, дети легче концентрируют внимание, массаж пальцев и кистей рук снижает мышечное и эмоциональное напряжение, активизируется работа речевых центров коры головного мозга и развивается мелкая моторика, необходимая для успешного овладения навыками самообслуживания и различными видами продуктивной деятельности.
Следующий этап занятия - повторение. Психолог задаёт детям вопросы о том, что происходило на пошлой встрече со сказкой; получилось ли у малышей использовать новый опыт в течение тех дней, пока не было встреч.
Далее используется этап расширения. Он предполагает рассказывание детям новой сказки. Психолог спрашивает, хотят ли дети попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.
Затем на этапе закрепления совершаются символические путешествия и превращения, проводятся игры, позволяющие приобрести новый опыт, проявить социально и индивидуально значимые качества личности ребёнка.
Весьма важно осуществить интеграцию, проанализировав вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни можно применить новый опыт, подаренный сказкой.
Резюмирование помогает связать приобретённый опыт с уже имеющимся у конкретного ребёнка. При этом психолог спрашивает малышей: бывало ли подобное с ними или их друзьями и как теперь они поступили бы, познакомившись с данной сказкой.
При завершении путешествия по сказке, необходимо подготовить детей к взаимодействию в привычной социальной среде. Для этого используется ритуал «выхода из сказки». В рамках реализации нашей программы в конце занятия мы использовали рифмованную речёвку, в которой дети прощались со сказкой и совершали символические действия для сохранения в своей душе самого важного, чем поделилась с ними сказка.
Для того, чтобы постоянно поддерживать интерес детей к работе со сказками существует множество разнообразных форм, которые всегда являются как организационными, так и психологическими ресурсами взаимодействия.
Рассказывание и анализ сказок может быть построен в форме групповой дискуссии, где каждый ребёнок высказывает своё мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. Однако младшие дошкольники, слушая сказки, часто внедряются в их содержание, непроизвольно устанавливая аналогии с собственным жизненным опытом. Поэтому для данного возраста эффективен приём сочинения собственного конца сказочной истории. При этом ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она даёт возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения социального развития.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление преобладает, хотя начинают постепенно формироваться предпосылки наглядно-образного мышления. Именно поэтому важно проиллюстрировать малышам сказочные события, сделать их видимыми и осязаемыми. Как нельзя лучше подходят для этого приёмы сказочной куклотерапии и «оживления» сказки в песочнице посредством техники ведомой игры.
Хорошо разыгранное сказочное действие захватывает детей, создаёт у них ощущение сопричастности к событиям. Работа с разными видами кукол (куклы- марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы) и коллекцией миниатюрных фигурок для песочницы позволяют совершенствовать и выражать через них те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Использование телесно-ориентированных техник способствует развитию понимания языка прикосновений, телесная коммуникация, сопровождаемая сказочными образами, формирует у малышей опыт позитивной невербальной коммуникации, что влияет на сплочение детских коллективов, установление доверительных и доброжелательных межличностных отношений.
В контексте сказкотерапии возможно применение арт-терапевтических приёмов. С младшими дошкольниками это, как правило, спонтанное рисование на бумаге и песке, так как свободные ассоциации проявляются в рисунке и помогают глубже затронуть эмоциональную составляющую восприятия, сделать полученные знания личност- но значимыми.
Главной задачей при комбинировании различных форм работы со сказками остаётся создание условий для осознания ребёнком внутри сказочной ситуации собственных возможностей, развитие мотивации для того, чтобы научиться применять их в реальной жизни.
Особо эффективным приёмом в работе с дошкольниками является сказочная игротерапия, именно она помогает смоделировать условия для переноса полученных знаний и пережитых в процессе восприятия сказки эмоций в реальную социальную обстановку, проявить при взаимодействии со сверстниками значимые созидательные качества, испытать внутренние личностные силы и получить поддержку окружающих.
Учёт взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов при формировании социально-коммуникативных навыков у дошкольников является основным подходом к организации развивающей деятельности.
Эмоциональный фон, является необходимым условием для получения ребёнком личностного знания. Благодаря эмоциональной окрашенности личностное знание может оказывать гораздо большее влияние на поведение ребёнка, стать частью его личного опыта, что маловероятно при предоставлении дошкольникам, в силу их возрастных особенностей, знаний общего характера. Поэтому конкретные жизненные ситуации, происходящие с детьми и разыгранные в виде сказочных образов, являются источником их развития и накопления социально-личностного опыта.
Устойчивый интерес детей к занятиям с использованием элементов комплексной сказкотерапии, их оживлённое и охотное участие при каждой форме работы во время встречи со сказкой, а также положительные отзыва воспитателей и родителей, отмечающие в своих наблюдениях благоприятные изменения в состоянии социального микроклимата в группе и оптимизацию межличностных отношений детей, свидетельствуют об эффективности данного метода для успешной социализации дошкольников.
Практика применения данной технологии в работе с детьми на базе детского сада №194 «Капитошка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» городского округа Тольятти ежедневно убеждает в том, что она соответствует возрастным психологическим особенностям, возможностям и потребностям младших дошкольников, является доступной и интересной формой их развивающего психологического сопровождения, способствуя развитию позитивной вербальной и невербальной коммуникации, формированию активной жизненной позиции, обучает детей находить внутренние ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций, создания комфорта вокруг и внутри себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 176с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006. 240с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Ерабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 208с.
4. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2006. 176с.
5. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбила (и др.). Тольятти: ТГУ, 2009. 114с.
6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработанный во главе с директором Федерального института развития А. Асмоловым. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, 20013.

Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.