Лунева Дарья Юрьевна ассистент Заболотникова Екатерина Владимировна студентка ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область На сегодняшний день формирование нравственности становится одной из ключевых задач нынешней системы образования, кроме того выступает в роли значимой составляющей образовательного социального заказа.
Определяя сущность формирования нравственности, необходимо опираться на базовые национальные ценности, благодаря чему нравственное воспитание приобретет сформированный характер направленности за счет конкретного разделения ценностей социума и организации их передачи в обществе. Именно поэтому в современных школах было принято ввести «Разговор о важном», в ходе которого освещаются значимые темы, связанные с характерными чертами жизни человека в современной России.
Подростковый возраст является наиболее значимым периодом становления личности в силу того, что именно в это время происходит ряд изменений, сопровождающихся переменой в социальном поведении [6]. Именно в подростковом возрасте формирование основ нравственности приобретает особый интерес. Исходя из этого, в обществе вопрос нравственного воспитания подростков становится все более актуальным, так как нравственное воспитание является важнейшей составляющей развития личности человека. Следовательно, особенно важно сделать упор на воспитание нравственности конкретно в этот период [1]. Изучением нравственности в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Л.И. Божович и Н.И. Крылов, А.Н. Леонтьев, достаточно информации на эту тему можно найти в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова и др. Наиболее интересными нам представились труды советского психолога, основоположника коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики Льва Семёновича Выготского, знаменитого советского педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского и русского композитора, пианиста, музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна. Анализируя труды многих ученых, Л.С. Выготский сделал вывод, что составляющие потребностей и основные интересы подросткового возраста первостепенно возможно определить опираясь на социально-классовую принадлежность ребенка в этот период. Он писал: «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев» [2, с. 103]. Л.С. Выготский рассматривает среду, в которой растет и развивается подросток, в качестве главного источника формирования личности. В ходе своего становления человек перенимает как культурный опыт и его основы, так и ключевые аспекты нравственного поведения. В развитии подростков он отмечает два основных момента: естественный рост и созревание; освоение норм морали, культурных особенностей, методов и способов мышления, поведения. Василий Александрович Сухомлинский по вопросу особенностей формирования нравственности личности в подростковом возрасте писал о необходимости воспитания в ребенке умения чувствовать других людей, относиться внимательнее к своему окружению. Раз за разом ребенку необходимо осваиваться в новом коллективе, проходить через ситуации, в которых ему придется столкнуться с непростым нравственным выбором. Поэтому ребенку на своем примере необходимо преподавать нормы морали, проводить беседы о нравственности, говорить о возможных ошибках и учить исправлять их. Говоря об этом, В.А. Сухомлинский отмечал, что развить понимание нравственности в человеке возможно в любом возрасте [3, с. 93]. Антон Григорьевич Рубинштейн говорил о формировании нравственности с точки зрения заинтересованности человека в этом процессе. Подросток способен понять сущность нравственности непосредственно участвуя в этом процессе благодаря анализу собственных действий, мыслей, оценки не только своих поступков, но и поступков своего окружения. Только так, через истинный интерес и включенность в понятие нравственности он полностью осознает значимость того, что ему прививают. Духовно-нравственное развитие - это непрерывный процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся на протяжении всей жизни, направленный на получение обществом знаний и общепринятых способов оценки действий [6, с. 72]. Развивать нравственность возможно благодаря разным методам, средствам и ситуациям, включая беседы, отношения со сверстниками, а также с людьми старше и младше, в которые вступает подросток. Все это непосредственно влияет на формирование нравственности, но не стоит забывать об условиях, представленных в качестве критериев нравственного воспитания личности [4]. Их принято распределять на: природные, социальные и педагогические. При грамотном использовании данных критериев станет возможным организация необходимых условий для приобретения нравственного опыта личности. Кроме того, стоит отметить традиционные источники нравственности. Ими являются: - патриотизм, выражающийся в любви к Родине, к народу своей страны, в служении Отчизне; - социальная солидарность, представленная свободой личности и нации, доверием к человечеству, справедливостью, милосердием, добротой, честью, честностью, достоинством; - труд и творчество в качестве творчества и созидания, целеустремленности и настойчивости, трудолюбия, бережливости; - семья в лице любви и верности, здоровья, достатка, почитания старших, заботе о них, продолжения рода; - гражданственность как долг перед Отечеством; - искусство и литература, включающие красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; - наука в роли познания, истины, научной картины мира, экологического сознания; - природа; - человечество в лице мира во всем мире, многообразия культуры и народов, прогресса человечества, международного сотрудничества [3, с. 104]. Не стоит забывать о значимости такого фактора, как понятие представления всей системы нравственных ценностей у подростка. Именно для этого следует учесть каждую из выше перечисленных групп базовых ценностей, формируя целостную систему воспитания. Обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственности личности в подростковом возрасте необходимо учитывать множество аспектов и уметь объединять их в систему для грамотного воспитания нравственности в личности.
Список литературы 1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 534 с. 2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1991. - №4. - 103 с. 3. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 1979. - 277 с. 4. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608 с. 5. Пирязева М.В. Психология подросткового возраста: принятие решений в ситуации неопределенности / М.В. Пирязева, Е.А. Никитская // Современные векторы образования: теория и практика: статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Коломна, 24 декабря 2019 года) / под общ. ред. С.А. Ермолаевой. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. - С. 209213. - EDN DQOUIG. 6. Тихонова Э.В. О природе нравственного долга и сущности морали (к 160-летию со дня рождения философа А.И. Введенского) / Э.В. Тихонова // Воспитание школьников. - 2016. - №7. - С. 71-78. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.
|