На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Факторы, влияющие на формирование агрессивности в младшем школьном возрасте
Факторы, влияющие на формирование агрессивности в младшем школьном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Разумная Наталья Николаевна учитель МОБУ «Гимназия №2» г. Новокубанск, Краснодарский край

Как отмечает Л.В. Берковиц, основными факторами, связанными с проявлениями агрессии у младших школьников, являются [2]:

- индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;
- условия семейного воспитания;
- система и характер воспитания, которые способствуют превращению агрессивной поведения в привычное средство достижения ребенком собственных нужд;
- взаимодействие с ровесниками;
- моральные поведенческие нормы, заданные определенными социальными условиями;
- модели агрессивного поведения, транслированные в СМИ;
- политическое и социально-экономическое положение современного общества;
- физические условия людей в большом городе);
- ослаблено здоровье, соматическое неблагополучие, психические заболевания.
Идея о том, что в основе детской агрессии лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. В частности, К. Горшечникова выделяет две основные причины детской агрессии:
- страх быть травмированным, обиженным, поддаваться нападения, получить повреждения; при этом концентрация агрессии прямо пропорциональная ощущению страха;
- пережитая обида, или душевная травма, или же нападение [3].
А. Адлер усматривал причины детской агрессии в том, что в течение всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности в отношении родителей, братьев, сестер и окружающих. Незрелость и несамостоятельность в сочетании с неуверенностью в себе провоцируют у ребенка болезненное переживание своего подчиненного положения в отношении более сильных, которое развивает у него чувство неполноценности, неполноценности. Подобное чувство в свою очередь порождает у ребенка тревогу, стремление утвердиться, компенсировать свою физическую и психическую неполноценность. Результатом данного процесса является возникновение фиктивной идеи и целевой установки на предпочтение [1].
Затем ребенок пытается добиться преимущества с помощью прямой агрессии. Таким образом, с позиции А. Адлера, агрессия - это способ достижение цели преимущества, инструмент преодоления ощущения неполноценности.
А.Г. Долгова предлагает более детальный перечень возможных источников возникновения детской агрессивности. Основными факторами, которые обуславливают появление агрессивности у детей, она признает имеющийся в семье стиль воспитания (гипо- и гиперопека), социокультурный статус семьи, нестабильность современных социально-экономических условий, повсеместную демонстрацию сцен насилия, а также индивидуальные особенности младшего школьника (низкий уровень активного торможения, снижена произвольность). Кроме того, исследовательница указывает на ряд других источников возникновения детской агрессивности: различные виды страха (страх утраты родительской любви, страх перед разлукой, перед телесными повреждениями), научение агрессии во время непосредственного приобретения ребенком отрицательного опыта, пережитые негативные ощущения, хроническое переутомление, отсутствие условий для активной деятельности, любой стрессовый фактор (поступление ребенка в школу) [4].
Н.М. Ениколопов считает, что на закрепление агрессивной поведенческой модели ребенка объективно могут влиять особенности общения в семье, нарушения психического развития, а также бесконтрольный просмотр телевидения, перегрузки детской психики агрессивными компьютерными играми [5]. Отметим, что негативный пример СМИ на сегодня действительно становится одним из факторов, в значительной степени формируют характер и поведение ребенка.
Так, по данным «Центра цифровых технологий будущего», 25% взрослых обеспокоены тем, что их дети проводят в сети Интернет слишком много времени, 63% родителей взволнованы через общение их детей в виртуальных обществах, а 76% родителей не знают, какие конкретно сайты посещают их дети. Как следствие, негативное влияние СМИ на психику детей приводит к их неуравновешенности, а в результате постоянного созерцания насилия оно воспринимается школьником как вполне нормальное явление.
По нашему мнению, можно классифицировать определенные проблемы, которые могут выступать причинами детской агрессивности, по их значимости для младшего школьника. То есть предложенная нами классификация рассматривает проблемы с точки зрения ученика младшего школьного возраста. Согласно ей, основными проблемами, с которыми сталкивается младший школьник (и которые могут вызвать агрессивность и агрессивное поведение) являются:
1. Расхождение между уровнем желаний школьника и реальными возможностями их реализации [7].
В этом контексте оценка учителем деятельности ученика (как и критика, к которой школьник в этом возрасте является чрезвычайно чувствительным) играет важную роль, ведь именно в младшей школе обучение становится ведущей деятельностью индивида. Ребенку довольно сложно заметить разницу между собственной степенью подготовки материала и степенью его подготовки одноклассниками. В результате возникает чувство несправедливости в отношении учителя, который нередко подкрепляется негативной настроенностью родителей против ученика. Ребенок сердится, сердится и, в конце концов, выплескивает накопившуюся агрессию на окружающих или, что значительно хуже, держит ее в себе.
Бурную реакцию можно объяснить кризисом саморегуляции (неумением сдерживать свои чувства, управлять ими), которая приходится на седьмой год жизни человека. Указанная проблема может также принимать форму потребности школьника в получении определенного статуса в референтной группе, неудовлетворение которой развивает у него чувство собственной неполноценности и, как результат - асоциальность и агрессию [6].
2. Невнимание родителей, или стиль семейного руководства.
3. Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками. Ребенок может научиться агрессии при взаимодействии со сверстниками (например, в подвижных играх, где дети толкаются, догоняя друг друга, стараются причинить друг другу какой-то вред, передразнивают). Негативный опыт может приобретаться, если школьник становится жертвой агрессивного поведения.
На агрессию также влияют физические условия среды, что окружает ребенка (высокая концентрация людей в больших городах, невозможность остаться в одиночестве и т. др.). Важнейшими из них мы считаем особенности социального положения и общего эмоционального состояния здоровья ребенка в конкретной ситуации. Конечно, не меньшую роль играют склонность детей к агрессивности, прирожденный темперамент, отражением которого является поведение ребенка, его конституционные данные.
Мы рассмотрели лишь некоторые причины и факторы, вызывающие формирование и закрепление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, они являются наиболее важными и типичными.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.
2. Берковиц Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.В. Берковиц. - СПб., 2001. - 83 с.
3. Горшечникова Т.Б. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков / Т.Б. Горшечникова, Л.Н. Дородницына. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с.
4. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 62 с.
5. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - №1. - 50 с.
6. Кудрявцева Н.Н. Изменение экспрессии моноаминергических генов под влиянием повторного опыта агностических взаимодействий: от поведения к гену / Н.Н. Кудрявцева, М.Л. Филиппенко, И.В. Бакштановская [и др.] // Генетика. - 2004. - Т. 40. №6. - С. 732-748.
7. Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 96 с.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.