На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Анализ социально-психологического климата в детском коллективе
Анализ социально-психологического климата в детском коллективе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, социально-психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — отношений, настроений, чувств детей.


Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  1. хорошее настроение детей в течение всего дня;
  2. свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  3. доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  4. способность детей занять себя интересным делом;
  5. отсутствие детей-аутсайдеров;
  6. возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  7. отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  8. информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  9. высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  10. желание участвовать в коллективной деятельности;
  11. удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

На основании обозначенных признаков благоприятного психологического климата можно дать ему соответствующую оценку. Выше мы выделили 11 признаков. Следовательно, каждый из них можно оценить по трехбалльной системе: 1— критический уровень; 2 — норма; 3 — оптимальный. В табл. 1 представлены критерии оценки каждого признака.

Таблица 1


Оценка социально-психологического климата в группе воспитанников дошкольного учреждения

Признак

Критический уровень 1 балл

Норма 2 балла

Оптимальный уровень -  3 балла

1

Доминирующее настроение детей в течение дня

Преобладают уныние, отрицательный эмоциональный фон, усталость, беспокойство, разочарование в своих возможностях, пассивное отношение к деятельности, отсутствие интересов

Преобладает положительный эмоциональный фон, оптимистический подход к ситуации, как ожидание благоприятного исхода,
отсутствие усталости, беспокойства, удовлетворенность своей деятельностью

Устойчивый положительный эмоциональный фон, высокая оценка личностной успешности,
активность в деятельности и отношениях,
бесконфликтное разрешение возникающих проблем со сверстниками

2

Свободное отправление всех естественных потребностей детей

Дети должны спрашивать разрешения взрослых, не имеют свободного доступа к физкультурным снарядам и спортивному оборудованию

Дети докладывают воспитателю о своих намерениях и свободно отправляют свои естественные потребности, доступ к физкультурному оборудованию и спортинвентарю ограничен

Дети свободно отправляют свои естественные потребности, не нарушая установленных правил поведения, имеют свободный доступ к физкультурному оборудованию, могут самостоятельно играть на спортивной площадке. Безопасность обеспечена

3

Доброжелательность в отношениях

Преобладают вульгаризированные обращения с использованием прозвищ или только фамилии, дети демонстрируют жадность, неуступчивость, подозрительность в отношении друг друга, смеются над промахами товарища

Дети проявляют явные признаки симпатии в отношении друг друга, преимущественно называют друг друга по именам, при использовании фамилии называют также имя, положительно оценивают работы товарища, делятся игрушками, лакомствами, в основной массе уступчивы

Дети называют друг друга исключительно по имени, часто употребляют уменьшительно-ласкательные формы обращения (напр.,Танечка), охотно принимают сверстников в свои игры, способны к содействию, сдержанны в критической оценке поведения товарища, участливы и готовы к помощи. Группа детей достаточно сплоченна

4

Способность детей
занять себя интересным делом

Дети неспособны к длительной самостоятельной деятельности, их интересы неустойчивы, поверхностны, не закончив одного дела, переходят к другому, нуждаются в лидере, «заводиле»

В «свободное» время дети достаточно быстро объединяются для совместных игр, способны к длительному сосредоточению, имеют устойчивые индивидуальные интересы

У детей сложились микрогруппы по интересам, они способны к самостоятельной организации деятельности и длительному сосредоточению на ней

 

5

Отсутствие аутсайдеров

Имеются обособленные группы детей, не допускающие к себе других, и аутсайдеры

Группы свободно комплектуются в зависимости от конкретных интересов и вида деятельности. Могут быть аутсайдеры эпизодические, т.е. по конкретному виду деятельности, но ребенок быстро находит себе группу

Аутсайдеров нет, группа как единый сплоченный коллектив, межличностные связи детей многосторонние

6

Возможность уединения и отдыха

Такой возможности нет. Даже если для этого созданы условия, то мешают другие дети

Созданы условия и введены правила для детей, которые в целом соблюдаются

Условия для уединения и отдыха созданы, правила введены, но дети редко используют эту возможность в связи с тем, что не нуждаются в уединении и отдыхе от других

7

Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослых

Каждый день пребывания детей в детском саду жестко регламентирован и расписан по минутам. Соотношение времени свободной и организованной деятельности детей нерационально. Преобладают авторитарные методы руководства детским коллективом, которые не всегда обоснованны. Воспитанник — объект педагогического воздействия

Режим дня рационален, предусмотрено достаточно времени для свободного общения и деятельности детей. Авторитарные методы руководства обоснованны. В образовательном процессе имеет место субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка. Педагоги тяготеют к партнерскому стилю общения

Организация жизнедеятельности детей соответствует принципам «гибкого» режима. Ребенок — субъект выбора и волеизъявления. В межличностном взаимодействии преобладает партнерский стиль.
В педагогическом процессе взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиции субъект-субъектного взаимодействия.
Педагоги четко ориентированы на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития каждого воспитанника

8

Информированность детей о том, чем они будут
заниматься в течение дня

Отсутствует правило сообщать и напоминать детям программу дня и главные ее цели

Детям сообщают программу деятельности, но не всегда обозначают ее цели.
Рефлексия деятельности в конце дня организуется не всегда

Дети информированы о том, чем будут заниматься, не только устно, но и наглядно. Им предоставляется возможность оценить себя после каждого вида деятельности. В конце дня организуется рефлексия «прожитого», «строятся» и обсуждаются планы следующего дня

Признак

Критический уровень 1 балл

Норма 2 балла

Оптимальный уровень 3 балла

9

Высокая степень эмоциональной включенности в ситуациях, вызывающих фрустрацию у товарищей

Дети в большинстве равнодушны к проблемам товарища, сопереживания не проявляют, могут дразнить или выражать свое превосходство над теми, кто не успешен

Дети в своем большинстве способны сочувствовать, утешать товарища, по возможности содействуют ему, стремятся чем-нибудь порадовать

Дети принимают близко к сердцу неудачи товарища, помогают ему, интересуются его успехами, не злорадствуют

10

Желание участвовать в коллективной деятельности

Выражено крайне слабо. Дети предпочитают быть «наедине с собой» или быть с кем-либо в паре

Дети с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности

Дети стремятся к коллективным играм, самостоятельно организуют коллективные игры, вовлекая в них большое число участников, любят соревноваться командами

11

Удовлетворенность детей своим дошкольным учреждением и принадлежностью к данной возрастной группе

Дети предпочитают связи в семейном кругу. Критически относятся к большинству сверстников. Не замечают их положительных сторон. Не стремятся что-либо узнать друг о друге. Посещение детского сада воспринимают как вынужденное

Дети в целом удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу. Активно интересуются сверстниками, в основном характеризуют их с положительной стороны. Охотно посещают детский сад

Дети проявляют симпатию и любовь друг к другу, удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу.
Скучают по сверстникам, охотно посещают детский сад, охотно и много положительного рассказывают о нем

 

Итого баллов

11

22

33

 

Оценка

От 11 до 18 баллов
критический уровень социально-психологического климата

От 18 до 26 баллов
норма

От 26 до 33 баллов
уровень социально-психологического климата оптимальный

Это самый простой анализ психологического климата в возрастной группе воспитанников дошкольного учреждения. Разумеется, абсолютно точной оценки он не дает, так как по большей части основан на наблюдении и фиксации имеющегося психического состояния. Проследить динамику психологического климата, возникновение, развитие и исчезновение его переменных с помощью предложенного выше метода затруднительно. Необходимо сделать несколько срезов. Но тем не менее по результатам подобного анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной возрастной группе и определить пути и средства его возможной коррекции.

Динамичную картину можно получить, используя лонгитюдное исследование, направленное на длительное изучение некоторых переменных психологического климата в детском коллективе. Методика такого исследования («Климатическое облако»), предложенная

А.Н. Лутошкиным, адаптированная и апробированная автором лекции к детской группе, является компактной и несложной процедурой. Сущность методики «Климатическое облако» состоит в оценке психологического климата по двум параметрам: тональности настроения и общей активности. Таким образом, психологический климат — это общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности воспитанников. Использование этого диагностического метода ограничено возрастом детей, так как принимать участие в подобном исследовании могут только старшие дошкольники. Порядок исследования заключается в следующем:

  1. Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на специальном стенде свое настроение. При этом следует ориентироваться на следующую шкалу: +3 — восторженное; +2 — радостное; + 1 — хорошее, приятное; 0 — спокойное, уравновешенное; -1 — грустное; -2 — тревожное; -3 — плохое.
  2. Взрослый (исследователь) ежедневно в конце дня отмечает уровень активности каждого воспитанника: был ли он больше активен или больше пассивен. Степень активности может быть определена с учетом следующих критериев:
  1. интенсивность активности: инициативность, исполнительность, уклонение от деятельности;
  2. временные характеристики активности (в течение какого времени проявлялась активность);
  3. результативность действий (каких успехов добился воспитанник).

Ориентироваться при подведении итогов можно на следующую шкалу оценок:
+3 — При выполнении заданий и поручений ребенок подходил к решению поставленной задачи творчески, вызывался помочь взрослым или сверстникам, сам находил для себя интересную деятельность, часто был инициатором детской деятельности, результаты деятельности в большей части оптимальны. Отношения с окружающими можно характеризовать как активно-положительные.
+2 — Ребенок не отказывается от поручений и заданий, охотно выполняет их с хорошими результатами, охотно примыкает к деятельности, организуемой взрослыми и детьми; инициативу проявлял редко, не стремился уединиться от сверстников. Отношения с окружающим характеризуются как активно-положительные.
+1 — Ребенок участвовал в разнообразной совместной деятельности с детьми и взрослыми, добивался хороших и средних результатов, инициативы не проявлял, но охотно «следовал» за деятельными товарищами, с удовольствием выполнял задания взрослых. Отношения можно характеризовать как активно-положительные.


0 — Ребенок не уклонялся от деятельности, но и не стремился в ней участвовать по собственной инициативе. Примыкал к деятельности после настоятельной просьбы, результаты деятельности большей частью средние, но иногда и достаточно высокие. Отношения с окружающими пассивно-положительные.

-1 — Активность ребенка колебалась в зависимости от ситуации, а также от того, насколько он был уверен в своих возможностях; инициативы не проявлял, результаты деятельности напрямую зависят от настроения. Что может делать хорошо, делает «спустя рукава». К уединению не стремился, но от игр с большим числом участников и контактов с воспитателем уклонялся. Отношения с окружающими неопределенные.
-2 — Активность ребенка в течение дня низкая. Он старался уклониться от предложенной деятельности и не участвовал в ней, если не было «давления» со стороны взрослых. Результаты деятельности могли бы быть высокими, но поскольку ребенок ею не увлечен, они достаточно скромные. Стремился к уединению, плохо шел на контакт с детьми, уклонялся от контактов с взрослыми. Часто подходил к окну, а вечером напряженно ждал родителей. Отношения с окружающими безразличные.
-3 — Ребенок не был активен, активно уходил от контактов. В играх сверстников участия не принимал, несмотря на настоятельные приглашения. Результаты своей деятельности на занятиях его не интересовали; играл один, но игровые действия носили предметно-манипулятивный характер; ребенок «не слышит» обращенного к нему вопроса; с трудом заснул в тихий час или не спал вовсе. Испытывал явное облегчение при виде родителей. Отношения с окружающими либо активно-отрицательные, либо пассивно-отрицательные.


Обработка результатов.

Подсчитываются средние значения по обоим параметрам по формуле
КСр = [Р, (+) + Р2 (-)] : п,
где Кср — средние значения одного из параметров психологического климата; Р — сумма всех положительных оценок по этому параметру; Р2 — сумма отрицательных оценок; п — число обследуемых воспитанников.
После того как получены результаты дня, они заносятся в протокол. Примерная форма протокола представлена ниже.


Протокол оценки психологического климата в детском коллективе

Дни наблюдений

1

 

т

Настроение

Активность

Настроение

Активность

Настроение

Активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения должны быть достаточно долговременными (минимум две недели). Для каждого дня наблюдений на психологическом климатическом круге (рис. 5) отмечается общее состояние возрастной группы детей по средним значениям наблюдаемых параметров.

социограмма

 

Зоны «психологического климатического круга» интерпретируются следующим образом:


Зона бодрого, мажорного настроения. Дети активны, полны энтузиазма, легко отзываются на призыв к действию, доброжелательны, знают программу дня и ее цели. Однако если оба показателя приближаются к оценке +3, то можно говорить о чрезмерном возбуждении, понижении критичности к своему поведению и действиям, об ослаблении внимания педагогов к каждому ребенку.
Зона приятного, благодушного настроения. Чувства детей проявляются не так ярко, даже пассивно, деятельность замедлена (не хватает времени, хотя объем был рассчитан верно). Конфликтов не наблюдается, дети спокойны и дружелюбны.
Зона пессимизма и уныния. Отмечается потеря интереса к деятельности, взаимодействию, апатия. Нахождение в этой зоне может быть связано с неумелым руководством детским коллективом и организацией межличностного взаимодействия детей.
Зона неудовлетворенности, тревожности. У детей не наблюдается положительного эмоционального состояния. Может наблюдаться повышенная активность, как стремление дать выход накопившейся энергии. Наблюдаются проявления агрессивности детей по отношению друг к другу и конфликты по ничтожному поводу. Нахождение в этой зоне возможно, когда к детям предъявляются повышенные требования, а также превышены объем и доступность восприятия в образовательной деятельности.
Зона спокойного, уравновешенного тона. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Нахождение в этой зоне связано с профессиональным управлением детским коллективом и психоэмоциональным состоянием воспитанников, рациональностью режима жизнедеятельности, насыщенностью дня положительными впечатлениями.
В психологической практике существуют и другие методы оценки социально-психологического климата, но большинство из них рассчитаны на анализ производственных коллективов, семьи и не могут быть использованы в практике дошкольного учреждения.

Источник: журнал "Дошкольное образование", №11, 2011г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.