Карасева А.В.
Развитие творческих и музыкальных способностей детей дошкольного возраста должны начинаться с того, чтобы привить к детям любовь к самому процессу творения. Интерес к искусству пробуждается при их активном действии, непосредственном участии в «создании» музыки, самостоятельном поиске и открытий новых знаний. Тютюнникова Т.Э. отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем должен принимать участие, вовлекаться педагогом в процесс активного творчества.
Одним из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольника в мир музыкального искусства является элементарное музицирование. Этот вид музыкальной деятельности даёт каждому ребёнку возможность выразить себя, развить творческие способности: сочинить музыкальную интонацию, мотив или короткую песенку, изменить уже придуманную, сочетать музыку с движением и жестом, словом и рисунком. Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование - это не абстрактно-интеллектуальная деятельность, а практическая. Оно предполагает личное участие ребёнка. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Несмотря на широкое употребление понятия «музицирование», оно не имеет чёткого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под ним подразумевают занятия музыкой, игру на музыкальных инструментах. Сторонница и последователь идей музицирования Тютюнникова Т.Э. даёт следующее определение: «Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке...». Сущность элементарного музицирования состоит в познании музыки через активное творческое овладение её элементами (ритмом, мелодией, динамикой, темпом, тембром). Также это возможность приобретения многообразного опыта музыкальной деятельности: движения и речи, слушателя, композитора, исполнителя и актёра, общения и переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности. Существует метод творческого овладения элементами музыки - пятитомная антология музыки для детей «Шульверк» К. Орфа. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Он показал доступность своей методики для детей разных возрастных групп, включая занятия с умственно отсталыми детьми. Сегодня возможности элементарного музицирования увеличиваются и поражают многообразием целей: это развитие творческих способностей, овладение теорией музыки, повышение мотивации к музыкальным занятиям и развитие коммуникации, формирование произвольности познавательных процессов у старших дошкольников, что является особенно актуальным в процессе подготовки детей к школе. Программа Тютюнниковой Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками» родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец - импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Программа создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются: импровизационно-творческая деятельность и игра, которые позволяют охватить основные виды музыкальной деятельности: игра на детских музыкальных инструментах, слушание, пение, музыкально-ритмические движения. Данную программу можно рассматривать и как образовательную технологию, которая имеет ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Как известно, «первым инструментом» человека было его собственное тело. Познать происхождение музыки и ощутить чувство метра-ритма через тела помогают так называемые «звучащие жесты» - это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Дети с интересом включаются в игру, открывают новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляют стихи, потешки, поют песни, аккомпанируя жестами, и придумывают мини-сказки. Звучащие жесты также можно «переносить» на инструменты. Например, хлопки - деревянные ложки или ксилофон, шлепки по бедрам - тарелки или металлофон, притопы - барабаны и т.д. Если нет инструментов, то их звучание можно заменить простейшими предметами обихода: коробочкой, наполненной крупой, бусинками, карандашами и др. Очень важно изучать с детьми свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, бумажных, деревянных), чтобы потом сравнить их и найти похожее звучание со звуками тела. Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание и озвучивание сказок- шумелок. Текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить (шум дождя, тиканье часиков, бег зайца и др.) шумом либо звучанием музыкальных инструментов. Проявляется также и самостоятельная художественная деятельность детей в процессе сочинения сказок и составлении собственных рассказов. Озвучивание стихотворений и ритмичное проговаривание текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами и игрой на музыкальных инструментах, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением. Пение песенок без аккомпанемента фортепиано, а с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов - ксилофонов, металлофонов и разнообразных шумовых, звучащих жестов, позволяют пробудить мысль и фантазию ребёнка. Такие маленькие песенки-бусинки разработала Тютюнникова Т.Э. Мелодии состоят из простейших «интонаций-кубиков» (трихорд, тетрахорд, малая терция, квартовый ход на тонику и др.), которые иногда повторяются с целью слухового и вокально-моторного закрепления их у детей. Речь, музыка и жесты очень тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А это, в свою очередь, помогает добиться чистоты интонирования и выразительности в пении, развивает детскую эмоциональность, движения приобретают плавность, пластичность. Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества. Без движения музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение - одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки. Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать...), становится их словарём для двигательного переживания музыки. Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки. Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески. Элементарное музицирование способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей: способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а также и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Литература 1. Виноградов Л.В. Элементарное музицирование. - М.: Полири, 2001. 2. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. 3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 2000.
Источник: Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2020». Выпуск III (июль-сентябрь) / Отв. ред. О.В. Тюкинеева. - Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2020. - 120 с. |