На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и перспективы
Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и перспективы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Селезнева Майя Валерьевна Магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область воспитатель
МБОУ «Центр образования №5 им. Героя Российской Федерации С.С. Громова» Научный руководитель Романов Владимир Алексеевич д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой


Обычно, когда мы говорим о переходе от одной ступени образования к другой, а именно о переходе от дошкольного образования к начальному, мы подразумеваем что ребенок психологически готов к обучению в школе, и что между двумя образовательными организациями выстроена некая система преемственности.
Школа и детский сад - две неразрывно связанные между собой ступени образования. Ведь успехи новоиспеченного школьника напрямую зависят от знаний, умений и навыков, освоенных им в дошкольной организации.
Неподготовленный ребенок в новой обстановке будет чувствовать себя некомфортно, зажато. Почему же так происходит?
Начнем с определения «ребенок дошкольного возраста». Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, ребенок дошкольного возраста - это ребенок в возрасте от 3 до 8 лет.

Ведущей деятельностью данной возрастной группы является игра. Согласно ФГОС ДО работа в дошкольной организации осуществляется по девяти направлениям деятельности.
1. Игровая деятельность.
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
3. Коммуникативная деятельность.
4. Двигательная деятельность
5. Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность.
6. Изобразительная деятельность
7. Конструирование и ручной труд.
8. Музыкальная деятельность.
9. Восприятие художественной литературы.

Несмотря на такое большое количество направлений деятельности, через каждое из них проходит связующая нить в виде игры. Сам А.М. Г орький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».
В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и сама личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития она создает для ребенка зону ближайшего развития и служит основой для становления будущей учебной деятельности.
По достижении семилетнего возраста каждого дошкольника ждет переход на новую ступень образования - школу. В этот же промежуток времени у ребенка меняется и ведающая деятельность - от игровой к учебной. Ребенок уже не готов столько играть, а готов впитывать новые знания «как губка». Но так ли это на самом деле?
Смена обстановки, педагога, новая социальная роль, новый коллектив - все это, как огромный снежный ком, обрушивается на первоклассника. Ребенок испытывает стресс, он пытается подстроиться под новые условия и тратит очень много энергии на адаптацию к новым социальным условиям. Пытаясь справится с новыми социальными условиями, учебная деятельность отходит на второй план и именно в этот момент, должна четко прослеживаться преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Понятие преемственности в философии обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка. Под преемственностью понимается последовательный переход от дошкольного образования к школе, которые выражается в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов и технологий обучения.
Главной целью преемственности мы видим обеспечение полноценного личностного развития, психологическое благополучие ребенка в период смены ступени образования. Педагогам начального и дошкольного образования следует стремиться к созданию единого мира - комфортного, доступного и понятного для детей.
Преемственность в работе данных образовательных организаций должна заключаться в том, что в первый класс идут только те дети, которые психологически готовы к обучению в школе. Для этого педагоги дошкольного звена два раза в год в подготовительной к школе группе проводят диагностику готовности к обучению совместно с педагогом-психологом. Детям, которые по тем или иным причинам не готовы к обучению в школе, создают индивидуальный маршрут, по которому ведется индивидуальная работа по подготовке дошкольника.
Хорошо развитые навыки коммуникации также помогают дошкольнику легче адаптироваться к новым условиям. Именно они способствуют комфортному входу ребёнка в новый коллектив взрослых и детей. Умение общаться с педагогом и другими детьми помогает ребенку побороть стеснение, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в коллективе.


Для того, чтобы дошкольники, переходя в школу, чувствовали себя комфортно в ДОО разработан план работы по психологической подготовке детей к школе, сюда входят такие мероприятия, как
- чтение художественной литературы о школе;
- сюжетно-ролевая игра «Школа»;
- праздник «День знаний», тематические занятия, посвященные Дню знаний;
- спортивные праздники;
- экскурсии в школу, посещение школьного музея;
- встреча с выпускниками-школьниками.


Конечно, если действия по подготовке детей к школе будут исходить только от дошкольной образовательной организации, то дети, придя в первый класс все равно столкнутся с огромным количеством трудностей.
Исходя из этого, мы считаем, что правомерно готовить не только детей к переходу от одной ступени образования к другой, но и педагогов, а именно воспитателей и учителей. Только совместная, слаженная работа педагогического коллектива, родителей и детей, и будет называться преемственностью между дошкольным и начальным образованием.


Для себя мы определили три основных направления работы по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным образованием:
1) педагог - педагог;
2) педагог - родитель;
3) педагог - ребенок.


Самым нереализуемым на данный момент, мы видим пункт «педагог - педагог». Для достижения понимания работы дошкольной организации учителями и понимания воспитателями методик начального образования, мы предлагаем рассматривать такие формы работы, как
- методические встречи педагогов дошкольного и начального образования на темы:
- адаптация первоклассника к школе;
- психологическая готовность к школе;
- задачи школы, детского сада и родителей по подготовке детей в школе;
- беседы;
- проведение совместных педагогических советов с обозначением целей и задач по подготовке детей к обучению в школе.


Также одной из эффективных форм работы между педагогами, мы видим проведение открытых занятий в садах, на которые приглашаются учителя начальных классов, которые будут набирать детей на новый учебный год. После таких открытых занятий обязательно должно быть обсуждение проблем, методик, которые используют воспитатели, рассмотрены психологические особенности каждого ребенка.


Направление «педагог-родитель» тоже должно в полной мере раскрывать психологические особенности будущих первоклассников. Для родителей должны быть разработаны памятки на темы
- «Мой ребенок - первоклассник. Психологические особенности ребенка»;
- «Режим дня ребенка-школьника. Как избежать переутомления» и т. д.


Воспитателями и учителями начальных классов должны проводиться родительские собрания, на которых будут рассматривать «типичные проблемы и ошибки» при переходе от одной ступени образования к другой. Педагогами должны проводиться индивидуальные консультации для родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что именно такое сотрудничество педагогов, образовательных организаций, родителей и детей позволит добиться положительных результатов работы.
В завершение хотелось бы отметить, что сам В.А. Сухомлинский говорил о том, что «школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера... Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений».
Список литературы
1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов / Т.Д. Марцинковская. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: дата введения 29.12.2013 г. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. - 35 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 10.03.2023).
5. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 мая 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 228 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.