Страница 1 из 3 Обеспечение преемственности в формировании здорового образа жизни у детей в рамках учебно-педагогического комплекса "Детский сад-школа"
Л.П.Краснова
Школа – радостный, прекрасный мир, в котором ребёнок получает знания, формируется и совершенствуется. Он вступает в этот мир совсем ещё маленьким несмышлёнышем и выходит личностью, готовой начать самостоятельную жизнь. Воспитание личности. Наверное, это и есть основная задача школы. И под таким углом мы привыкли рассматривать ребёнка, сидящего за партой. Между прочим, ни много ни мало, а целых 11 лет. Но ведь все эти годы ребёнок формируется не только как личность.
Он растёт! В его организме происходят важнейшие изменения. Он становится взрослым. Учёные сказали бы: "Развивается как биологический организм". Вот почему одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Охрана здоровья детей рассматривается как приоритетное направление деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься полезным трудом. Современное общество уже не удовлетворяет традиционная система образования, в которой критерием оценки эффективности служит только уровень обученности и воспитанности учеников. Возникает новая социальная потребность, которая заключается в организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей условия физического и психического становления подрастающего поколения. Проблему здоровьесбережения следует рассматривать в национальном аспекте. В настоящее время в республике принимаются действенные меры по культивированию здорового образа жизни. Потому 2008 год объявлен Годом здоровья. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать "школой здоровья", а сохранение и укрепление здоровья обучающихся – её приоритетной функцией. Задача учителя: дать ребёнку знания, выпустить из школы умную, зрелую личность. Вот и получается, что хороший педагог, образно выражаясь, стоит между двух огней. С одной стороны учить, а с другой – оберегать. Но возможно ли это: соединить несоединимое? Можно ли выпустить из школы личность не только умную, но и здоровую? Можно! Что для этого делать? Осваивать оздоровительные технологии, овладевать способами и приёмами сохранения и укрепления здоровья детей в педагогическом процессе. Но единой технологии не существует. Только комплексный подход к обучению школьников (медико-гигиенический, физкультурно-оздоровительный, экологический и др.) помогут решить задачи формирования и укрепления здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству педагогов методы и приёмы, цель которых – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в жизни. Мы хорошо понимаем, что привычку следить за своим здоровьем нужно прививать ребёнку с момента рождения. Тогда это станет необходимостью, как воздух, как пища. Основа этого великого дела должна быть заложена в семье, а школа достойно подхватывает эстафету и ведёт её дальше. Работа по формированию ЗОЖ начинается с детского сада. Воспитатели развивают у детей представления об окружающем мире, о своём организме, здоровье, вредных привычках, прививают умения самостоятельного гигиенического ухода и заботы о собственном здоровье. В дошкольной группе подобраны подвижные игры и упражнения с оздоровительной направленностью. Проводятся ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни продолжается в начальных классах. Учителя придумывают различные педагогические средства, чтобы научить их самим сохранять своё здоровье. Они интересно, нетрадиционно преподносят детям знания о культуре питания, поведения, об основных принципах закаливания, о вредных привычках. В этом учителям начальной школы помогает факультатив "Здоровый образ жизни", который в нашей школе ведется с 2000 года. Работу по формированию навыков ЗОЖ учителя ведут в системе и строят её при совместном участии школы, семьи и медработников участковой больницы. Одна из форм занятий – традиционное, тематическое: "Хлеб – всему голова", "Картофель – второй хлеб"; занятия-исследования: "Как молоко приходит к нам на стол", "Где скрываются жиры?"; занятия-дискуссии: "Соль – друг, соль – враг", "Сигарета – твой друг или враг"; устные журналы: "Незнакомая еда со всего света", "Удивительное и невероятное о питании". Проведено много уроков-экскурсий. Сделать процесс познания интересным помогают игры: "Да – нет", "Запрещается – разрешается", "Полезно-вредно"; викторины, составление и разгадывание кроссвордов, загадок, использование стихотворений, пословиц и поговорок. Интересно проводятся уроки-сказки, уроки-путешествия в Страну Здоровья. Красочно оформлены уголки "Помоги себе сам", "Уроки Мойдодыра". Мы понимаем, что обучение в школе, особенно в начальной, должно строиться на принципах охраны здоровья детей. Режим учебного дня, насыщенный всеми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий, является определяющим фактором укрепления здоровья учащихся. С этой целью до начала учебных занятий проводится утренняя гимнастика, на уроках обязательно проводятся физкультминутки как необходимый кратковременный отдых для органов зрения, слуха, мышц туловища. Для проведения динамической перемены в начальных классах подобраны подвижные игры и упражнения оздоровительной направленности. Уроки физкультуры в основном проводятся на свежем воздухе. Ежемесячно проводится День здоровья. Средние и старшие классы продолжают традиции, начатые в начальной школе. Вся работа по ЗОЖ планируется по трём направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическим коллективом. Традиционными мероприятиями по формированию ЗОЖ стали: КТД "Строим Дом здоровья", "Против вредных привычек помогает спорт отлично", "Вредные привычки и их профилактика", конкурсы плакатов "Мир без наркотиков", "Скажем СПИДу – нет!" Проводятся конкурсы знатоков здоровья, брейн-ринги, демонстрация видеофильмов с последующим обсуждением, мини-сочинения "Мы и здоровье", акция "Пусть не погаснет твоя свеча". Уроки-путешествия, устные журналы, уроки-конференции, пятиминутки по ЗОЖ помогают ребятам быть теоретически подготовленными, способствуют развитию навыков и умений грамотно вести себя в экстремальной ситуации. Для родителей работает лекторий "Здоровый образ жизни", где проводятся тематические лекции, беседы по следующей тематике: "Психофизическое развитие подростков", "Воспитание потребности у детей в ЗОЖ", "Профилактика вредных привычек", "Здоровье ребенка в режиме дня"; круглые столы и конференции по обмену опытом воспитательной работы. На таких занятиях раскрывается семейный опыт здорового образа жизни. Результатом работы педагогического коллектива является отсутствие дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма среди учащихся. Регулярные медицинские осмотры показали, что уменьшилось количество школьников с нарушениями осанки, органов зрения, кишечно-желудочных заболеваний, уменьшилось число ребят, имеющих вредные привычки, снизилась заболеваемость вирусными инфекциями. Поиск новых форм работы по укреплению здоровья детей, формированию навыков ЗОЖ – первостепенная задача педагогического коллектива. Конечно, сиюминутных больших результатов не может быть. Однако важно, что наши педагоги делают важное государственное дело – учат детей быть здоровыми.
|