На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Обучение ребёнка чтению до школы: необходимость или дань моде
Обучение ребёнка чтению до школы: необходимость или дань моде
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шелопугин Даниил Егорович студент
Научный руководитель Митина Галина Валентиновна канд. пед. наук, доцент, доцент, преподаватель, доцент ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
г. Хабаровск, Хабаровский край




Каждому уважающему себя родителю приходил в голову вопрос: в каком возрасте лучше всего начинать учить своего ребенка чтению? Этот вопрос как никогда актуален, в настоящее время. Большинство родителей будущих первоклассников стараются научить читать своего ребенка непосредственно к 1 сентября, и это все помимо подготовки к школе, индивидуальных занятий с репетиторами и посещением факультативов и секций. К большому сожалению, курсы для подготовки к школе у дошкольников, как правило, не способны ни в коей мере сопровождать и способствовать интересам ребенка к обучению чтению в форме игрового взаимодействия. Поэтому в работе я поставил для себя цель: установить, так ли необходимо учить ребенка чтению до школы или нет.
В настоящем государственном стандарте дошкольного образования нет как такового официального требования по предварительной предметной подготовке детей в дошкольном возрасте, однако в нем также и присутствуют положения, которые указывают на важность (необходимость) сформированных у детей знаний и умений, которые будут очень востребованы в их дальнейшем (школьном) образовании. В нормативных документах появляются положения о разработке как можно более гибкой системы, благодаря которой может быть осуществлен переход ребёнка из ДОУ в школу, то есть современные тенденции образования ставят во главе важность (необходимость) преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой [7]. В частности, в одном из таких положений говорится о освоении детьми самых элементарных знаний по русскому языку, в то же время как перед сотрудниками ДОУ (воспитателями) может встать задача по обучению детей грамоте.
Вопрос: что такого может дать ребёнку раннее обучение чтению? Зачем? Ребёнок в возрасте 3-5 лет вступает в пору «речевой одарённости». Непосредственно в этот период детям гораздо проще будет научиться читать, чем в 7-8-летнем возрасте.
А если опереться на научную литературу, что говорят именитые авторы? В своих трудах Лев Семенович Выготский говорит о зоне ближайшего развития ребенка, не сложно подметить, что он выявил, а именно что у всех этот процесс проходит строго индивидуально [1, с. 245]. Если ребенок будет готов обучаться чтению, то он сам начнет интересоваться буквами. А если ребенку в активный период накопления их словарного запаса, то есть в 2-3 года, стали интересны буквы, и он даже откладывает в своей памяти названия всех этих букв, даже не осознанно, то имеет смысл помочь ему в его начинаниях и сопровождать его на пути к знаниям. Ребенок, рано овладевший чтением, хорошо развивает как свое мышление, так и внимание и память и даже логику. Чтение будет являться мощным катализатором для развития интеллекта и эмоциональной сферы и воображения ребенка. Мост между разговорным и книжным языком проводится с помощью чтения, и поэтому ребёнок, сумевший научиться читать раньше не читающих сверстников, владеет более развитой речью, чтение благоприятно влияет на его словарный запас.
Советский историк А.В. Шестаков писал о том, что родители, которые поддерживают стремления своего ребенка научиться читать в раннем возрасте, творят благое дело. Шестаков акцентировал внимание на том, что чем раньше дети приобщатся к сказкам Андерсена, Пушкина, братьев Гримм, Ершова и других, тем лучше для развития самого ребенка. Далее дети и сами заинтересуются различного рода беллетристикой и не только. Начнут читать приключенческие рассказы Жюля Верна. Таким образом они не только втянутся в чтение, но и познают мир через призму произведений мировой величины, разовьют память и воображение.
Самый важный аспект: когда у ребенка формируется фонематический слух, тогда он подступает к процессу чтения.
Более основательно родители могут помочь своим детям с фонематическим слухом, что означает способность распознавать и использовать отдельные звуки в произносимых словах [2, с. 36]. Например, дети могут слышать слово «собака», но не отдельные звуки. Чтобы самим научиться читать, дети должны научиться слышать эти звуки. В этом и могут как раз помочь языковые игры. Языковые игры и обучение звукам букв и названиям - важная работа, которую родители могут взять на себя, обучая своих детей чтению. Родители также должны продолжать читать своему ребенку книги, также читать вместе с ним, даже после того, как дети научились читать самостоятельно, считают авторы. Родители должны подавать пример своему ребенку и самим быть заинтересованными в чтении книг [3, с. 278].
Если они время от времени будут читать ребёнку книги, будут обсуждать с ним, что прочитали, то и у самого дошкольника естественно появится желание научиться читать, в ударных темпах начнёт развиваться мотивация е чтению, будет расти основательное и открытое отношение к чтению книг, и со временем оно может перерасти в потребность у новому. Кроме того, важно, чтобы ребенок читал вслух, а не слушал, как читает родитель, чтобы заставить учащихся думать о содержании и словарном запасе.
Почему фонематический слух так важен? Согласно трудам Джулиана Эллиотта и Елены Григоренко в их книге 2014 года «Дебаты о дислексии», гипотеза фонологического дефицита была доминирующим когнитивным объяснением дислексии на протяжении более четырех десятилетий. Согласно этой гипотезе, «детям с дислексией мешает неправильная репрезентация звуков речи, что приводит к проблемам с точной обработкой произносимых слов» [4].
Оценка и улучшение когнитивной обработки произнесенных слов должны быть целью каждой дошкольной программы, программы детского сада и начальной школы, потому что фонематический слух является предпосылкой для набора критически важных навыков, включая декодирование звуков букв, быстрое распознавание и понимание слова и беглое чтение. Много различных исследований показало, что ключевая роль фонематического слуха - предиктор индивидуальных особенностей в развитии чтения [6].
Способность слышать отдельные звуки в произносимых словах и управлять ими является важным навыком, предшествующим чтению. Существует особая корреляция между фонетическим слухом учащихся и их успехами в обучении чтению. Родителям за своим ребенком стоит особенно следить в возрасте 4-5 лет - в период, когда дети задают много различных вопросов, когда видят знакомую букву или же слово и сами задаются вопросами, что именно они написали или пытаются понять значение слов. Во всяком случае, к моменту поступления в школу, то есть к 6-7 годам у ребенка входит в привычку - задавать вопросы о событиях книги, об авторе и т. д., и таким образом узнавать новое, расширять кругозор, то есть дети сами могут заинтересоваться книгами и захотеть научиться читать, без непосредственного участия или «подталкивания» со стороны взрослых.
Безответственно со стороны родителей приступать к процессу чтения, если их ребенок совсем не понимает принцип анализа и синтеза. Процесс чтения - это слишком сложный процесс, чтобы относиться к нему спустя рукава, и состоит он из техники, которая включает в себя сначала умение выделить, потом слить звуки, потом идентифицировать их, выстроить на основе денных гипотезу, и наконец, сличить реальность с возникшей гипотезой [5, с. 14]. Этап понимания прочитанного - это итог, к которому мы стремимся. Если учить ребенка читать не звуками, а буквами, то это очень усложняет процесс.
Но начинать обучение чтению без желания ребёнка ни в коем случае нельзя. Чтение со своим ребенком через силу приведет только к тому, что у ребенка вообще не появится желания к тому, чтобы научиться читать, его мотивация исчезнет. И тогда возникает следующий вопрос: и как же пробудить это желание? Необходимо книжное окружение, читающая среда. Чтобы с раннего возраста чтение воспринималось детьми, как необходимый и естественный элемент их жизни, читающая среда должна быть воссоздана прежде всего в самой семье ребёнка, но это должно происходить постепенно и естественно [5, с. 27].
Можно проверить готовность ребенка к обучению чтению в простейшем лингвистическом варианте, который доступен всем родителям, и заключается он в следующем:
1) ребенок умеет называть знакомые буквы, способен находить их в тексте и может прочитать в тексте знакомые короткие слова;
2) можно дополнительно проверить готовность зрительного анализатора, достаточно попросить ребенка начертить букву по образцу, но скрыв его;
3) проверить готовность слухового анализатора можно с помощью задания на выделение повторяющихся звуков из предложения или же первого звука из слова.
«Только чтения родителями в слух своему ребенку недостаточно, чтобы дошкольник смог стать умелым читателем», - написал в электронном письме Уайли Блевинс, автор и эксперт по фонетике. «Равное количество времени должно быть потрачено на формирование их словарного запаса и знаний по содержанию. Все эти аспекты работают только вместе, все они нацелены на то, чтобы обучающиеся могли читать все более сложные тексты по мере продвижения в обучении и в дальнейшем в начальной школе».
Исходя из всего вышеперечисленного, у родителей появляется прекрасная возможность осуществить индивидуальный подход к обучению своего подопечного, имеется ввиду, они станут учитывать особенности характера конкретно своего ребенка, когда надо, смогут простимулировать его интерес, и все это пока они занимаются обучением ребёнка чтению в непринужденной, часто в игровой обстановке. Но бывает, что родители сами не понимают, чему учат своего ребенка, и они не способны в полной мере донести информацию, чтобы малыш не сбился с пути познания. Такие дети, как правило, смешивают звуки и буквы, и читают по буквам. Позднее, уже в школе, учителю пришлось бы потратить уйму времени, чтобы переучить первоклассника, а это, как водится, в разы сложнее и дольше по времени, чем с самого начала научить читать ребенка, как положено. По этой причине, если сами родители не уверены в своей компетентности в вопросе обучения чтению своего ребенка, то им рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, но в таком случае не будет реализован индивидуальный подход, на главную роль выйдет групповая форма обучения.
Авторы все как один твердят о том, что надо в первую очередь самого ребенка заинтересовать книгами, а пока он не умеет самостоятельно читать, родители обязаны сами проявлять инициативу в этом направлении.
Причем, читать как можно чаще. Чтобы у их малыша сформировалось тяга к чтению [8, с. 18]. Но ни в коем случае не насильно садить за книгу и ожидать результата, что он сам всему научится. Не надо наказывать своего ребенка чтением, создавать конфликт: с одной стороны, из благих намерений, однако с другой, запрещая ему гулять и играть. Сперва создать и поддерживать комфортную атмосферу - превыше всего и тогда у ребенка не возникнет желания все бросить.
Несколько советов по семейному чтению.
Читать ребенку как можно чаще
Любите детей, читайте им! Даже прежде, чем ваш ребенок начнет понимать слова, которые вы ему говорите, ему или ей нравится, когда его держат на руках и слушать звук вашего голоса. Начните читать вслух, как только ваш ребенок родится.
Принимать глупости и ребячество
Быть глупым - это нормально в детстве. Читайте глупые и смешные книжки, придумывайте слова, которые звучат смешно, и пусть ваш ребенок расскажет вам «небылицу», с очинит историю, как он, например, поймал большого ужа за хвост и съел его. Это пробудит воображение вашего ребенка и проложит ваш путь чтения с удовольствием.
Поощрять своего ребенка
Когда ваш ребенок говорит вам последние слова на странице или помогает вам «прочитать» историю, так отпразднуйте это вместе! Это только начало обучения чтению, но очень важный этап, на котором можно повысить его или ее уверенность в том, что он или она станет читателем.
Сделать совместное чтение привычкой
Когда вы читаете своему ребенку каждый день, это становится приятной рутиной, которую ваш ребенок будет вспоминать как утешение. Совместное чтение дает вам время побыть со своим ребенком, разделить радость и приключения книг.
Сопоставлять книги с занятиями
Всякий раз, когда вы выходите с ребенком куда-нибудь - в магазин, гуляете в парке или дети играют дома, тогда предложите им почитать книгу о растениях, птицах или животных, которые водятся в парке. Это знакомит вашего ребенка с новыми словами, которые он или она может использовать для описания деятельности и событий.
Знать, когда сделать паузу
Если родители видят, что их малышу становится скучно и он хочет уйти и, например, поиграть, тогда пришло время прекратить чтение. Не надо форсировать время чтения. Проводите это время весело и приятно. Чем дети старше, тем больше и продолжительность концентрации внимания, и тем больше им нравится слушать книги, которые читают вслух.
Игра со словами
Измените слова любимой книги, вставьте в книгу имя вашего ребенка вместо персонажа или сочините собственные стишки, как в книге. Это все так весело и не обычно, а главное расширяет воображение вашего ребенка.
Внимание к деталям
Обращайте внимание на детали и небольшие изменения в иллюстрациях книги. Это будет способствовать наблюдательности ребенка и со временем он научится видеть различия в формах букв при обучении чтению.
Энтузиазм
При чтении вслух не бойтесь «переборщить»! Делайте разные голоса для разных персонажей. Покажите ребенку волнением в голосе, что книга вам тоже нравится!
Иллюстрации к истории
Рисование - это особый способ для вашего ребенка пересказать или создать новую историю. Запишите, что ваш ребенок говорит вам о картинке, которую он или она делает.
Пересказ истории
Если дети могут пересказать историю, то это значит, что они действительно поняли значение слов в книге. Использование собственных слов для рассказа истории также увеличивает словарный запас.
Предсказание истории
А что будет дальше? Попросите ребенка угадать, что будет на следующей странице книги, которую вы читаете вместе. Ваш ребенок узнает, что события происходят в последовательности.
В одном из рассказов Леонида Пантелеева «Буква «ты» героиня - девочка Иринушка совсем в раннем возрасте, в 4 года, сумела научиться читать в течение всего лишь десяти дней, в кратчайшие сроки, наполненных слез, эмоций и внимания со стороны взрослого. Иринушку читать учит не учитель, нанятый родителями, а их сосед, простой прохожий, который от скуки решил скоротать таким образом время, постепенно и сам втягиваясь в процесс. Чтобы случайно не запутаться, они изучают буквы по очереди, а когда выучили букву, то читают слова с ней. В рассказе выясняется, что девочка схватывала все буквы на лету, однако, когда осталось изучить букву «я», то на ней обучение и застопорилось. Чтобы донести до ребенка значение новой буквы незадачливый учитель пальцем указал на себя, а Иринушка поняла эту букву буквально, как слово, и озадаченно спросила: «Это буква «ты»?» Сосед хотел было рассмеяться детской непонятливости, но его временная ученица уверенно и серьезно начала читать такие слова «тыблоко, тыкорь, Тыков». «Да что же это, - возмущается учитель, - это не я, а буква «я»!» Ребенок не понимает юмора и испытывает буру эмоций, в уголках глаз начинали скапливаться слезы. Приложив много усилий и наконец успокоив Иринушку, он призвал ее еще раз прочитать те же слова: «яблоко, якорь, Яков», наконец, достигнув успеха, ребенок был счастлив. Какие выводы можно сделать, обучая ребенка без какой- либо методики можно споткнуться на пути к знаниям, но, если использовать довольно не стандартный подход и идти на хитрости, можно достичь успеха! Кто бы не хотел добиться того же результата - научить читать не читающего ребенка всего за две недели, какое чудо, успех обеспеченный посильной и главное своевременной поддержкой не совсем равнодушного взрослого!
В случае, если все усилия родителей, которые были направлены на то, чтобы развить потребность и желание в ребёнке к чтению не увенчались успехом, стоит ставить на нем крест? Тогда ребёнок, который не научился читать до школы будет неуспешным в ней? Конечно же, это в корне не так. На практике оказывается так, что многие дети, которые пришли в школу и не умели читать, очень быстро догоняют и даже перегоняют по скорости чтения своих рано научившихся читать одноклассников.
Чтобы подвести итоги и ответить наконец на вопрос можно сделать несколько выводов.
Если у родителей ребенка появилось желание самостоятельно научить его читать до школы, и поскольку они уверены в собственной подготовке и базе, в их способности научить его чтению, то это имеет место быть, однако, если такой уверенности нет, чтобы не запутать ребенка и не усложнять работу учителю, они должны обратиться к специалистам. Следовательно, если начато дошкольное обучение чтению непосредственно со специалистом, то каждый взрослый участник этого процесса обязан учитывать возрастные особенности и всячески способствовать увлеченности, мотивировать ребёнка, чтобы он сам хотел участвовать в данном процессе, ни в коем случае нельзя его принуждать к чему - либо. До сих пор ни в одном нормативном документе прямо не было сказано, о том, что к школе все дети ДОУ должны научиться читать, поскольку они ставят акцент на том, чтобы ребёнок был, в первую очередь, психологически подготовлен к школе, т.е. у него были развиты в полной мере психические процессы, такие как: внимание, мышление, память, речь, а также все те умения и навыки. В общем, все те психологические аспекты развития ребенка, о которых говорила психолог школы в консультации для родителей при приеме детей в школу, а вот как родители поспособствуют этому самому развитию своего ребенка, то есть сосредоточатся на чтении или же развивающих играх и упражнениях - решать только им.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. - С. 217-347.
2. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: из опыта работы / И.Л. Гаркунова. - М., 2011. - 143 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
4. Григоренко Е.Л. Дебаты о дислексии / Е.Л. Григоренко, Дж. Эллиотт. - 2014.
5. Жукова Г.Д. Родительское собрание по детскому чтению / Г.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 115 с.
6. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать... / Г.М. Первова // Практика управления ДОУ. - 2017. - №4.
7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: сб. нормативных образовательных документов Минобрнауки РФ. - М.: МФЦ, 2014. - 340 с.
8. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 28 марта 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 292 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.