На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические основания творческого долголетия
Психологические основания творческого долголетия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.М. Поставнев
Замысел нашего исследования состоит в том, чтобы при изучении психологических оснований творческого долголетия ученых и деятелей искусства выявить объективные и субъективные факторы, опосредующие творческую деятельность человека на протяжении всей жизни.
Нами были проанализированы интервью с пожилыми творческими персонами и обработаны методом реконструкции рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей. Выявлены особенности личности пожилых. включенных в творческую деятельность и сумевших сохранить высокую продуктивность.


Социальные представления о вариантах старости. Проблемы психологии людей пожилого возраста глубоко укоренены в психологии личности и других областях знаний.
В общественном сознании сложились представления о благоприятном, желательном варианте старости. Анализ благоприятных вариантов старости дает богатый материал для оценки факторов, определяющих творческую продуктивность пожилых людей, понимания их отношения к жизни и способы реализации творческого потенциала.
Представляется, что изучение результатов рефлексии творческих пожилых персон на различные аспекты своей жизни позволит приблизиться к пониманию природы уникальной творческой активности таких людей.
Методом реконструкции нами проводился специальный анализ рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей. В качестве примера приведем суждения Ч. Дарвина, И.II. Павлова, И.М. Франка, Г. Селье, А. Маслоу.
Рефлексия на себя Ч. Дарвином. Отвечая на вопросы анкеты, разосланной Ф. Гальтоном ряду ученых. Ч. Дарвин не отметил у себя абсолютно никаких достоинств, никаких знаний математики и иностранных языков. Он считал, что особых талантов у него нет. Его врожденная склонность к естествознанию укрепилась и приобрела определенное направление благодаря путешествию на «Бигле».
Ч. Дарвин отмечал, что наука была его страстным увлечением. Он отличался настойчивостью. усердием, большой любознательностью по отношению к фактам и их смыслу, независимостью в суждениях. Умственная энергия проявлялась в упорной и продолжительной работе над одним предметом, например в двадцатилетней работе над происхождением видов [2].
Рефлексия на свой творческий потенциал И. II. Павловым. Безусловно, значим опыт глубокой рефлексии на себя И. П. Павлова. Он пытался понять тайны творческого познания и ума человека. К свойствам ума, определяющим успехи в научном творчестве, И. 11. Павлов относил: «Первое, самое общее свойство, качество ума — это постоянное сосредоточение мысли на определенном вопросе, предмете». Ученый полагал, что с предметом, в области которого работает исследователь, не должно расставаться ни па минуту. Поистине ученый должен с ним засыпать. с ним пробуждаться, и только тогда можно рассчитывать, что настанет момент, когда стоящая перед исследователем загадка раскроется, будет разгадана [9, с. 98]. Второе свойство творческого ума — сосредоточение на том, что скрыто от познания. И. П. Павлов указывал, что в процессе познания нового возможна ошибка, заблуждение ума. Возможно, что «фальсификация действительности может достигнуть огромнейших размеров» [9, с. 100]. Третье свойство ума — «это абсолютная свобода мысли, свобода, о которой в обыденной жизни нельзя составить себе даже и отдаленного представления... Действительность велика, беспредельна, бесконечна и разнообразна, она никогда не укладывается в рамки наших признанных понятий, наших самых последних знаний... Без абсолютной свободы мысли нельзя увидеть ничего истинно нового, что не являлось бы прямым выводом из того, что вам уже известно» [9, с. 101]. Четвертое свойство ума — ^абсолютное беспристрастие мысли». Это значит, что, как бы исследователь ни увлекся какой-нибудь идеей, сколько бы времени ни потратил на ее разработку, — он должен ее откинуть, отказаться от нее, если встречается факт, который ей противоречит и ее опровергает |9, с. 102]. Пятое свойство ума — чрезвычайное внимание к перипетиям жизни, ее горизонтам и иным путям. Важно «чтобы другой человек, читая ваш случай, мог бы заметить все в образе так, как эго видели вы» [9, с. 104]. И. П. Павлов подчеркивал необходимость максимальной полноты восприятия: «Вы должны, сколько хватит вашего внимания, охватить все подробности, все условия...» [9. с. 104]. Шестое свойство ума — простота, полная ясность, полное понимание. «Признак истины — простота, и все гении просты своими истинами» [9, с. 104]. Седьмое свойство ума, «поистине увенчивающее все, — это смирение мысли, скромность мысли» |9, с. 106]. Свойства ума. которые определяют успехи в научном творчестве, И. П. Павлов рассматривал в неразрывной связи с личностью исследователя. Устремленность к поиску истины и правдивость в профессиональной деятельности и отношении к людям характеризуют настоящего ученого.
Илья Михайлович Франк о пути в пауку, учителях и духовной культуре ученого. Ученик С. И. Вавилова, выдающийся физик и организатор науки, лауреат Нобелевской премии, академик И. М. Франк в своих книгах и отдельных статьях, посвященных воспоминаниям о своем пути в науке, учителях и близких, приводит обобщения, ценные для понимания природы творческого долголетия ученого [3]. Илья Михайлович отмечал, что для становления ученого важно мечтать п стремиться к занятиям наукой еще с юных лет. «Но чтобы стать ученым, надо быть искренне и бескорыстно преданным науке и не бояться трудностей» [3, с. 261]. Удивительно современным является замечание ученого о сущности учения: «Начинающему можно и нужно помочь учиться, и все же научиться он может только сам» [3, с. 262]. В науке самое главное и наиболее ценное — элемент творчества. Вместе с тем умение мыслить по-своему у исследователя не возникает сразу, а достигается трудной и напряженной работой. Отмечая более высокую плодотворность ученых в молодости, И. М. Франк считает, что ученый обязан быть широко образованным, по-настоящему интеллигентным человеком, а такие достижения даются умением работать и опытом. Учитель в успешном становлении ученого — обязательное условие, но результат ученичества зависит от самого ученика, пишет И. М. Франк: «В пауке у меня были прекрасные учителя. Это были замечательные ученые и замечательные люди. Мы учились у нас потому, что очень этого хотели. <...> Любому нашему успеху в работе учителя радовались, и притом совершенно бескорыстно. Думаю, в науке только тот может быть учителем, кто обладает такой способностью» [3, с. 264].
Своей главной жизненной удачей Илья Михайлович называл творческое долголетие. при этом указывал на необходимость уважения потенциала и других «старых ученых»: «Старшие — не по чинами и званиям, а по опыту и знаниям — всегда заслуживают уважения» [3. с. 268]. Под уважением к пожилым ученым, не потерявшим интерес к науке и творческий потенциал, он имел в виду востребованность ученых. Сегодня особенно актуально звучат слова ученого о будущем науки: «...без морали, духовной культуры наука погибнет» |3, с. 271]. «Наука погибнет и в отрыве от духовной культуры человечества, а она долгое время предавалось забвению» [3. с. 268]. Отмечая важность отношения государства и общества к пожилым ученым, И.М. Франк подчеркивал личную ответственность ученого за его положение в науке. Он настоятельно рекомендовал коллегам заботиться о состоянии науки в целом и своем окружении в частности: «Науке может помочь только личный и научный авторитет ученого, да и то, если он сам является личностью в человеческом смысле. И вот мое искреннее желание, дорогие друзья, чтобы вы обросли молодежью и учениками еще до того, как станете старыми учеными» [3, с. 269]. Увлеченность научным поиском, духовная культура, служение истине, бережное отношение к творческому потенциалу своих учеников и коллег, поддержка самостоятельности и инициативы в научных исследованиях составляют лишь малую часть профессиональных и личностных достоинств и оснований творческого долголетия И. М. Франка.

Качества творческой личности в понимании Г. Селье. Особенности своего понимания творчества в научной деятельности и качеств, свойственных ученым, раскрыл Ганс Селье. Научные фундаментальные исследования Г. Селье относит к видам деятельности, наиболее близким к процессу творчества: «Главная “польза” фундаментального исследования та же. что и у розы, песни или прекрасного пейзажа, — они доставляют нам удовольствие... Этот тип деятельности — единственный из всех, доступных человеческому разуму, — наиболее близок к процессу творчества» [12, с. 19]. К основным качествам ученого Г. Селье относит: энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображение. интуиция, одаренность); интеллект (логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию); этику (честность перед самим собой); контакт с природой (наблюдательность, технические навыки); контакт с людьми (понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам) [12].
Холистический подход к пониманию личности в творчестве. Холистический подход к творчеству и сущности творческой личности отстаивал А. Маслоу. Он обратил внимание на тесную связь креативности личности и ее психического здоровья. Отмечал, что выявленные при исследовании креативности характеристики почти полностью соответствуют перечню, описывающему психологически здоровую личность [5].
Среди качеств личности, погруженной в творческую деятельность, А. Маслоу выделил наиболее типичные — погруженность в настоящее, отказ от прошлого и будущего: «Для того чтобы лучше вникнуть в суть любого дела, необходимо полностью отдаться ему. не замечая ничего, кроме пего и его сущности, уловить его внутренние связи и движущие силы, найти (а не придумать) способ исполнения в его внутренней структуре» [5, с. 75]; наивность в восприятии мира, которая свойственна детям и мудрым старикам; отказ от Эго, самозабвенность, отказ от самоконтроля: «Увлеченные интересующим нас делом, мы можем позволить себе отвлечься от всего, что непосредственно не связано с ним. <...> Образно говоря, нам нет нужды продолжать спектакль, когда занавес опущен и публика ушла. Наконец-то можно перестать паясничать и самозабвенно, с головой погрузиться в работу» [5, с. 76-77]; отказ от страха, отключение защитных механизмов и самоограничений: погруженность в творчество избавляет человека от необходимости сдерживать свои вдохновенные порывы, контролировать борьбу со страхами и тревогами; сила и мужество: «Трусость и неуверенность в собственных силах убивают творческое в человеке или. если угодно, не оставляют креативности шансов проявиться» [5, с. 78]; позитивная установка и доверчивость вместо борьбы: важность для творческой личности способности следовать логике явления, готовности положиться на импровизацию; интегрированность человека, постигающего Бытие: «Творчество, как процесс созидания нового, требует от человека всего, на что он способен... Человек, сконцентрированный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цельность» 15, с. 81]; возврат к первичному восприятию: необходимым элементом личностной интеграции является пробуждение неосознаваемого, того, что составляет суть первичного (поэтического, метафорического, архаического, детского) восприятия; преобладание эстетического постижения вместо абстрактного познания: «Конечная цель эстетического, не абстрагирующего познания — полное постижение объекта, при котором все грани равно важны, прекрасны, одинаково достойны восхищения, при котором нет места анализу и оценке. Здесь нет стремления упростить и расчленить объект. а наоборот, стремление к более целостному постижению его достоинств» |5. с. 82]. Абсолютную спонтанность, полное самоосуществление, слиянность творческой личности с миром А. Маслоу рассматривает в качестве важнейших свойств творческой личности и необходимого условия креативности [5].
Общественное отношение к пожилым, сохраняющим творческий потенциал. Общеизвестно, что высокое общественное положение, административная п общественная деятельность, общение с коллегами не дают пожилому ученому, деятелю искусства утратить или ослабить связи с социальной средой. По отношению к пожилому творческому человеку общество более терпимо н не демонстрирует знаки или ожидания освободить статусное место. Творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам. На этой мысли настаивают сами творческие личности, дожившие до предела долголетия.
Интеллектуальная активность и старение. Факты социальной детерминации замедления процессов старения отмечал Б. Г. Ананьев. Он относил замедление старения к прижизненным приобретениям современного человека в процессе его индивидуального развития: «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. <...> Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития» [ 1. с. 122-123]. Он полагал, что «постоянная тренируемосгь интеллектуальных функций составляет главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека» [ 1. с. 64]. Жизнеспособность и творческое долголетие рассматривалось Б. Г. Ананьевым в тесной взаимосвязи с обучением и когнитивным развитием на протяжении всей жизни.
Можно с уверенностью утверждать, «что теоретические представления Б. /'. Ананьева о жизнеспособности человека намного опередили операционализацию этого понятия в более поздние эмпирические исследованиях...» [6, с. 119].
Большая личность в творчестве. Сосредоточенность на творчестве как общую тенденцию проявления феноменологической сущности творческой личности определяет В. С. Мухина: «Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь. Так, для Ч. Дарвина — эволюция животного мира, для Г. Харди — математика, для А. Эйнштейна — поиск законов природы были стержнем их жизни — с юности до самой смерти. Так, для И. М. Сеченова, И. 11. Павлова. В. И. Вернадского и многих других замечательных ученых моей страны наука также стояла во главе угла. Вся остальная жизнь как бы сопу тствовала основной деятельности, основному смыслу жизни — творчеству, поиску истины» [8, с. 914].
Обобщение результатов рефлексии выдающихся ученых на различные аспекты своей жизни и научного творчества позволяет выделить ряд характеристик, свойственных каждому из них. Прежде всего, это способность действовать в избранном направлении, несмотря на препятствия, осуществлять научный поиск в ситуациях, осложненных социальными и политическими условиями. Вероятно, в основе способности сохранять и наращивать творческую продуктивность в условиях неопределенности лежит увлеченность наукой, любознательность по отношению к сущности природных и социальных явлений, независимость суждений, возложение на себя ответственности за достигнутые результаты и высочайшая работоспособность. Способность создавать и поддерживать атмосферу свободы научного поиска в своем окружении отличает больших ученых, сохранивших научную продуктивность до пожилого возраста. Их отличает правдивость в профессиональном деятельности, почтительное отношение к своим учителям и бережное отношение к творческому потенциалу учеников и коллег.
Эмпирическое исследование рефлексии творческих пожилых персон на различные аспекты своей жизни, опосредующие творческую деятельность человека на протяжении всей жизни, проводилось нами в ходе интервьюирования пожилых людей, вовлеченных в творчество. В настоящем исследовании представлен анализ девяти интервью известных ученых и деятелей искусства, взятых В. С. Мухиной. Ассистирование при интервьюировании с семью респондентами и работа по расшифровке осуществлялась нами. Редакторская правка интервью — В. С. Мухиной.
Интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанное В. С. Мухиной, включает в себя одиннадцать вопросов, направленных на изучение значимых ценностей и смысложизненных ориентаций человека [7].
Нами анализировались ответы на вопросы, которые отражают преемственность направленности творческой деятельности от учителя к ученику; ответы об удовлетворенности жизнью и карьерой; показывают актуальное состояние души на момент интервью, выявляю! особенности планирования творческой деятельности на ближайшее и отдаленное будущее; показывают понимание смысла жизни; выявляют особенности любимых занятий; указывают на заветные желания.
Обратимся к материалу интервью, взятых у пожилых, включенных в творческую деятельность.

Вопрос (1). Кто был вашим значимым учителем?
А. Д. Миронов, инженер-авиатор, с благодарностью вспоминал участие значимого учителя в своем профессиональном становлении: «...когда пришел на работу в наш Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, то на шестом-седьмом году «попал в руки» замечательного человека — Ивана Васильевича Осто- славекого. Он, известный ученый в области аэродинамики, пришел в наш институт из ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. II.Е. Жуковского). Надо сказать, что попал удачно. Я его очень уважал. Он относился ко мне с интересом, поскольку я с головное лью отзывался на его предложения. Мы с ним работали вместе лет десять. Позже он ушел заведовать кафедрой в МАИ. Я продолжал поддерживать с ним отношения. Пожалуй, это тол человек, которого я с почтением вспоминаю как Учителя. Иван Васильевич указал мне путь в науку...»
И. С. Лейтес, доктор психологических наук, профессор, отметил масштаб личности Б. М. Теплова, который для многих отечественных психологов явился Учителем в психологии и ориентиром в личностном развитии: «В психологии — Б. М. Теплов. Это выдающаяся личность. Он был больше чем ученый. <...> В его присутствии повышался интеллектуальный тонус окружающих» [4].
М.Г. Розовский, режиссер, создатель и бессменный руководитель театра «У Никитских ворот», вспоминал замечательные уроки отношения к профессии и человеку: «...своим Учителем я считаю своего друга Альберта Аксельрода, у которого я очень многому научился. Научился ответственности прежде всего. Верности своему профессиональному долгу. Он был замечательный врач, и его такое чисто “аксельродовское” умение служить другим людям в профессии мне представлялось изумительным примером честного, достойного служения высшему в профессии. Он очень многому меня научил и в плане человеколюбия. Он очень любил и уважал разных людей, разных. 14 этому я у него учился».
В. Л. Найдаш. врач-нейрореабилитолог, с благодарностью вспоминал своего первого учителя в профессии: «В медицине была Маргарита Вильгельмовна Курелла, она была физиотерапистом (лечение движением). Я учился у нее в больнице для полиомиелитных детей. Она возглавляла всю теоретическую и практическую работу. Она — мой первый Учитель, наставник, организатор моего медицинского    мышления».
Анализ результатов интервью показал, что выбор жизненного пути, отношение к людям, профессиональной деятельности и творчеству у персон, погруженных в творчество, формировались под влиянием значимых Учителей. В жизни творческой личности присутствовали Учителя, увлеченные своей деятельностью. Ученики с благодарностью вспоминают уроки своих учителей. В жизни творческих персон Учитель занимает особое место: приобщение к творчеству, определение масштаба творческих задач и направления развития личности во многом осуществлялись под влиянием Учителя. Для представителей творческих профессий Учитель является человеком, который выступал одновременно как учитель в профессиональной деятельности и как Учитель жизни.

Вопрос (2). Вы удовлетворены своей жизнью? Вы удовлетворены своей карьерой?
В.Л. Найдин отметил: «Да, конечно. Я хотел быть врачом, я и стал врачом. Я хотел помогать людям, чтобы они могли улучшить качество своей жизни. И это происходит благодаря моим усилиям».
М.Г. Щепенко, режиссер, вопрос об удовлетворенности своей жизнью оставил открытым. Относительно карьеры заметил: «Меня карьера все меньше интересует. Сейчас я почти равнодушен к этому. Но думаю, что нельзя быть абсолютно равнодушным».
А.Д. Миронов оценил удовлетворенность своей жизнью и карьерой как результат последовательного служения делу всей жизни: «Работать мне всегда было интересно, несмотря на “порки” со стороны разных высокопоставленных руководителей. министров и главных конструкторов. И даже один раз меня “порол” лично товарищ Д.Ф. Устинов. Все равно после таких встреч я понимал, что прав, и интереса к работе не терял. Я ни разу не жалел о том, что здесь работаю. Наверное, еще и потому, что сам летая с институтских времен. Я закончил аэроклуб. Был инструктором. Затем перешел на планеры. На планерах летая аэроклубным способом до шестидесяти лет. Семейные дела вполне благополучны».
А. М. Вилькин, режиссер, выразил отношение к жизни и карьере: «Я не удовлетворен своей жизнью. Ибо сейчас уже могу сказать, что много было упущено, много не сделано. По натуре я — человек крайне увлекающийся... Мне не хватало воспитания, образования. Поэтому я очень многое в жизни упустил. Но я доволен тем, что Господь меня вывел на тот путь, но которому иду (в професспонаяьном смысле). Я понимаю, что ничем другим, наверное, не смог бы заниматься с той же степенью отчаяния и радости. А что касается карьеры, то я не очень хорошо понимаю это слово. Материальное благополучие? Его у меня нет. А право теперь ставить все, что я хочу, у меня есть. Звания у меня есть. Возможность передавать эти знания студентам у меня есть. В принципе я, наверное, счастливый человек в профессиональном смысле. А в реальной жизни у меня свои проблемы, иногда очень сложные. 11о я занимаюсь, как мне кажется, своим делом. Раз человек занимается своим делом, значит, он счастлив. Поэтому в этом смысле я — человек счастливый. У меня замечательная семья, замечательные дети».
Следует отметить, что пожилые, погруженные в творчество, в целом удовлетворены жизнью и карьерой. При этом значимость самой карьеры как ценности невысока. Основу чувства удовлетворенности жизнью в целом и карьерой, в частности, вызывают как продолжение творческой деятельности, увлеченность творческим процессом, так и общеизвестно значимые результаты профессиональной деятельности.

Вопрос (3). Каково состояние вашей души в настоящий момент?
А.М. Вилькин подчеркнул амбивалентность состояния души и приходящую способность усматривать суть вещей в повседневности: «Вот когда идешь в гору, довольно тяжело. Спускаешься с горы, кажется, легче, но опаснее. Можно перейти точку, когда ты спускаешься с горы, и инерция становится опасной — начинаешь скатываться. Но объективно надо сказать, ч то я уже в том возрасте, когда идут с горы. Мне сейчас шестьдесят шесть лет. Можно сказать, что возрастной пик я уже прошел. Я не говорю о пике творчества. А состояние души? По-моему, это выглядит как-то несколько несолидно, но есть ощущение, что начинает шелуха какая-то социально-материальная отпадать. Мы же голыми приходим, голыми уйдем. Внутренне я начинаю понимать, что эта профессия дала мне возможность немножко стать лучше и вернуться к тем идеалам, которые были в детс тве».
А.Д. Миронов состояние своей души определяет в тесной связи с состоянием государства и авиации: «Э то трудный вопрос. Пожалуй, самый сильный фактор — это проблемы в государстве. И государство, и авиация в отвратительном состоянии. Поскольку я в авиации с 1941 года, то все подъемы и падения у меня на глазах. Даже на организме, на сердце. Более-менее спасает семейное благополучие. Правда, в нашем возрасте мешают и телесные болячки... Но тем не менее это не душа, а тело».
М. Г. Щепекко критически характеризовал доминирующее состояние своей души в момент интервью: «Непростое. С одной стороны, есть радость от присутствия Бога, а с другой стороны, понимаешь: сколько во мне того, чего бы не должно быть. Каюсь: я очень легко поддаюсь унынию, это моя беда. Я понимаю, что это грех».
Состояние души в момент интервью у пожилых, погруженных в творчество, в целом позитивное, укорененное в прошлом и обращенное в будущее. В то же время присутствует состояние, которое можно квалифицировать как готовность к активным действиям, сопровождаемое амбивалентными чувствами.
Из ответов на вопросы интервью наглядно видно, что состояние души пожилых представителей творческих профессий самым непосредственным образом связано с оценкой состояния общества, сферы приложения творческих сил и возможностей реализации творческих планов. Погруженность в творчество, достижение общественно значимых результатов для пожилых ученых, литераторов и режиссеров является неиссякаемым источником положительных переживаний.

Вопрос (4). Ваши планы на будущее: личные, в творчестве, в семье, в другом?
А. В. Петровский, действительный член РАО, оценил планирование как перспективную позицию творческой .личности: «Для человека важно и меть сколько-нибудь дальние цели. Должна быть где-то близко завтрашняя радость. ...если говорить о самом ближайшем будущем, я хотел бы завершить издание энциклопедического словаря “Психологический лексикон”. Остался последний, пятый том. Кроме того, не исключено, что я завершу и опубликую книгу “Психология и время”» [7].
М. Г. Розовский планирует реализовать свой ближайший творческий замысел: «...хочется поставить такую глыбу, например, как “Фауст” Гёте. В следующем году хочу поставить пьесу Иоганна Гёте “Фауст”».
Как оказалось, перспективные планы творческих персон ориентированы не только на ближайшее будущее, но и на отдаленное будущее. При этом практически не разделяются на личные и планы в работе. Пожилые люди творческих профессий планируют свою деятельность главным образом в связи с реализацией творческих замыслов. В планах ярко выражено стремление добиться общественно значимых результатов — внести существенный вклад в науку и искусство. При этом планирование па ближайшую перспективу носит преимущественно конкретный характер, а планы на отдаленное будущее формулируются в виде результирующих целевых установок.


Вопрос (7). В чем для вас смысл жизни?
А.Д. Миронов смыслообразующей идеей считает служение людям: «Делать полезное для общества, для моей любимой авиации, для семейства. По-моему, большим количеством слов это выразить трудно».
А. М. Вилькин с некоторой иронией отметил: «Л. Н. Толстой пытался ответить, так и не ответил. Наверное, в том, чтобы мои дети могли говорить моим внукам: “Ваш дед был очень приличный мужик. Очень приличный, достойный человек”».
Н. С. Лейтес подчеркнул высокое предназначение человека, отвечая на вопрос о смысле жизни: «Трудный вопрос... я не знаю на этот вопрос ответа... Должны быть высшие смыслы! Что-то значительное есть в появлении человека на свет».
Руслан Галазов, художник, считает активность и творчество человека необходимым условием развития и бытия личности: «Смысл — всегда что-то делать. Человек рожден для действия... Для меня смысл — мое творчество. Творчество определяет развитие и бытие личности».
М. Г. Розовский полагает, что именно творчество придает смысл нашей жизни: «Смысл жизни в том, чтобы делать свое дело. А гам будь что будет. Важно, чтобы ты имел удовлетворение от какого-то все-таки содержания жизни. Если жизнь бессодержательна, то смысл жизни теряется. Смысл моей жизни, конечно же, прежде всего в театре, во всех моих спектаклях».
Вопрос о смысле жизни пожилыми, погруженными в творчество, определялся как самый трудный. Вместе с разнообразием формулировок и акцентов в ответах на этот вопрос можно выделить то общее, что их объединяет, — это ориентация на гворчество и идея служения.
Пожилые, посвятившие свою жизнь служению обществу, создавая новые уникальные продукты человеческой культуры, и на склоне лет не мыслят себя вне творчества. Безусловно, творчество и служение обществу являются сущностной особенностью личности пожилых людей творческих профессий.


Вопрос (10). Ваше любимое занятие?
А.Д. Миронов любимым занятием и увлечением на всю жизнь назвал свою профессиональную деятельность: «В молодые годы я летал, и это несравнимо ни с чем. Сейчас я много читаю».
Г.И. Яновская, режиссер, самым интересным занятием считает режиссуру: «Любимое занятие — режиссура, другие занятия менее интересны».
А. М. Вилькин подчеркнул свою ориентированность на близких и эстетическое наслаждение мастерством: «Мое любимое занятие — доставлять радость близким. И еще я люблю получать удовольствие от людей высокой профессии. Это может касаться баскетбола американской высшей лиги».
Любимым занятием творческих персон с незначительными вариациями является творческая профессиональная деятельность. Свою внутреннюю сущность творческая личность выражает в научном или художественном творчестве, кот орое для нее выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом существования.
Вопрос (11). Если бы вы были всемогущим волшебником, что бы вы сделали: для себя, для близких, для ceoeii деятельности?
Н. С. Лейтес пожелал: «Я бы укрепил свою работоспособность. Эт о главное».
А.Д. Миронов отметил здоровье и активную жизнь как главные ценности: «Нужно подумать. Чтобы все окружающие меня были здоровы. <...> Чтобы поле деятельности и финансирование того, что я хотел делат ь, было бы не безграничным, а хотя бы раз в пять больше, чем сейчас. <...> Исправлять что-нибудь, подправлять в своей жизни мне нечего».
Руслан Галазов отразил в своем ответе сосредоточенность на творчестве: «Я бы создал себе надежные условия для творчества. Чтобы мог меньше отвлекаться на бытовые и бренные обстоятельства».
А. М. Вилькин с иронией отозвался на предложение пофантазировать: «Если бы я был всемогущим волшебником, то у меня бы не возникало этих вопросов, потому что счастье — эго жизнь. <...> Я позволил бы Сизифу донести тот камень до вершины и дал бы ему возможность отдохнуть, чт обы он расплакался от понимания, что прощен».
Размышляя о возможности внести в свою жизнь радикальные изменения, творческие люди, как правило, не склонны пересматривать жизнь и в определенной мере обесцениват ь результаты своего творчества.
Примечательно, что, хорошо осознавая затруднения, обусловленные возрастными изменениями, творческие люди более всего огорчаются ограничениями и потерями в сфере профессиональной деятельности. При этом они не сетуют на свой возраст, не отделяют свою личность от своей т ворческой деятельности. Для себя и своей деятельности пожилые, увлеченные творчеством, желают по большей части здоровья с тем, чтобы продолжит ь планирование и выполнение своих творческих планов.
Анализ результатов интервьюирования известных творческих личностей дает основание утверждать, что личность пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, естественным образом проявляется: — в понимании особой роли Учителя, который выступает одновременно как учитель в профессиональной деятельности и духовный наставник;
— в выраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом и карьерой;
— в состоянии души, тесно связанном с оценкой возможностей реализации творческих планов;
— в планировании на далекие перспективы новых замыслов;
— в исключительной погруженности в творчество и невозможности существования вне творческого процесса, когда творчество выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом существования.
Особенности творческой личности. Среди качеств личности, свойственных пожилым творческим людям, мы хотим обратить внимание на некоторые особенности творческой личности.
Активность творческой личности на всех возрастных этапах, а также в пожилом возрасте может реализовывать себя в следующих сферах: в интеллектуальной активности; в духовной активности; в социальной активности. Интеллектуально, духовно и социально активная личность в пожилом возрасте продолжает оставаться включенной в творческую деятельность.
Для пожилых творческих персон чувство личности сопряжено с творчеством, где личность раскрывается во всей своей полноте и уникальности.
Способность к глубинной идентификации с предметом творчества и выраженному отчуждению от всего того, что не способствует творческому процессу, является обязательным условием творческой продуктивности в пожилом возрасте.
Особенности личности пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, естественным образом проявляются в рефлексии на себя и самокритичности; в выраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом; в увлеченности предметом своей деятельности; в планировании на временные перспективы новых замыслов.
Уникальность личности пожилых, включенных в творческую деятельность, нередко проявляет себя в чувстве свободы от социальных стереотипов, от любых видов зависимости; в особом отношении к нарастающей физической немощи, которую пожилой человек не рассматривает как противопоказание к творчеству: на фоне физической немощи становится особенно значимой духовная сила творческой личности, проявляющаяся в непрерывной работе над творческими замыслами; в способности к самоотдаче; в исключительной погруженности в творчество и невозможности существования вне творческого процесса, когда творчество выступает одновременно и значимым занятием, и смыслом существования.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 г. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — С. 16-178.
2. Дарвин Ч. Анкета 1873 г. // Записные книжки, дневники, воспоминания. — М.: Академия Наук СССР, 1959. - С. 243-246.
3. Илья Михайлович Франк: Очерки и воспоминания / Сост. А.С. Гиршева, А. И. Франк; под общей редакцией В. Л. Аксенова]; Отделение физических наук РАН. — М.: Наука, 2008.
4. Интервью с Латаном Лейгесом // Развитие личности. 2004. №2. — С. 223- 225.
5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1999.
6. Мохнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. — М.: Ин-т психологии РАН, 2016.
7. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — М.: Прометей, 2009. — 704 с.
8. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность. — М.: Прометей, 2010. — 1083 с.
9. Павлов И.1J. Рефлекс свободы. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
10. Поставнев В.М. Феноменология личности пожилых людей творческих профессий // Развитие личности. 2009. №2. — С. 100-115.
11. Поставнев В. М. Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность // Вестник МГЛУ. Серия Педагогика и психология. 2015. №3(33). -С, 63-75.
12. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М.: Прогресс, 1987. — 368 с.

Источник: Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. — М.; СПб,: Нестор-История, 2017. — 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.