Организация и содержание инновационной деятельности: региональный аспект |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Е.В.Гречихо Организационно-управленческий механизм развития сферы образования составляют следующие этапы деятельности: І: от экспериментальных площадок, ІІ: через инновационные зоны и среды, ІІІ к изменению массовой практики образования.
Основанием для членения на экспериментальные площадки (ЭП), инновационные зоны и среды (ИЗ и С) и развивающиеся институты практики образования является следующее. Те принципиально новые приемы и способы работы, которые были «выращены» на ЭП, являются уникальными, единичными и необычными по отношению к устойчиво функционирующим образовательным учреждениям. Далее эти результаты должны стать воспроизводимыми, для этого они транслируются в ИЗиС, определяются существенно новые эффективные элементы. Выделенные эффективные компоненты инновационной деятельности впоследствии «сквозным» образом вводятся во все формы образовательной деятельности развивающегося учреждения. Термин ЭП был введен в педагогический обиход в 80-е гг. ХХ в. научными сотрудниками АПН СССР Ю.В.Громыко и Д.Б.Дмитриевым. С тех пор под ЭП стала пониматься не любая, а особая форма организации поисковой деятельности без жестко разработанного проекта (имеется только его идея, общие контуры; проект означает – запрос в будущее). На ЭП новая практика вызревает в ходе самой деятельности. Результатом деятельности ЭП является создание новой практики образования, которая может быть и не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться учреждение образования в отдаленном будущем. Следовательно, экспериментальная работа – это научно-исследовательская деятельность, метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых условиях исследуется определенное педагогическое явление, имеется новый способ решения педагогической проблемы, задачи. Основаниями для выбора проблемы, над которой намеревается работать ЭП, является совокупность таких составляющих, как:
объективная жизненная потребность в обновлении определенного участка работы;
социальный заказ, определяемый в результате научного прогнозирования развития образования;
реальные возможности и условия деятельности образовательного института в данное время;
интересы будущих реализаторов результатов экспериментальной работы.
Для ИЗ и С, в отличие от ЭП, характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в своей совокупности приводят к изменениям в образовании и к трансформации его содержания и качества. Эти новшества и инициативы могут касаться самых разнообразных аспектов. Но они все направлены как на поиск новых дидактических средств обучения, методов и приемов воспитания, так и на преобразование социокультурных (инфраструктурных) связей образовательного учреждения, на улучшение моральных и материальных условий его функционирования и развития. Кроме того, для инноваций не является обязательной организация строгой экспериментальной проверки, т.к. осуществляется «проверка временем». А именно – теми позитивными изменениями, которые благодаря им порождаются и продолжаются, тем положительным влиянием на совершенствование образования, которое выявляется со всей очевидностью. В этом смысле инновационная деятельность представляет собой более широкое поле, чем деятельность экспериментальная. Инновация (от лат. in – в, novus – новый) – это специфическая форма передового опыта, тождественная радикальным новшествам. Следовательно, специфичность инновации заключается в том, что она:
всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
использование инноваций приводит к качественно новым результатам, которые связаны с изменением уровня интеллектуального и психического развития личности учащегося;
внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов образовательной системы.
Согласно трактовке В.С.Лазарева, инновационный процесс – это такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: * обладают новизной; * обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей; * способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества; * согласованы с другими осуществляемыми нововведениями. В Республике Беларусь Министерством образования впервые официально было осуществлено разграничение понятий экспериментальная и инновационная деятельность благодаря утверждению Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь в марте 2003 г., которое впоследствии получило свое совершенствование в аналогичной Инструкции, принятой в сентябре 2007 г. В данных нормативно-правовых актах четко определяется, что экспериментальная деятельность – это целенаправленно организованная деятельность по апробации результатов научных, научно-педагогических исследований с целью определения их эффективности и целесообразности использования в образовательном процессе. Инновационная деятельность – это деятельность по освоению и внедрению апробированных в ходе эксперимента или описанных в научной литературе результатов научных исследований, моделей управления и образовательных технологий. Продолжительность экспериментальной и инновационной деятельности составляет от 1 года до 5 лет. В случае согласия участвовать в ЭД или ИД учреждения образования подают заявки на участие в деятельности в отделы образования, которые не позднее 10 апреля, после согласования с начальником отдела образования, подают сводную по району (городу) заявку в управление образования. Обобщенная заявка от области, согласованная с заместителем председателя облисполкома, подается управлением образования в экспертный совет Государственного учреждения образования «НИО» (для экспериментальных проектов) и «АПО» (для инновационных проектов) не позднее 1 мая. Проводится экспертиза проектов, по результатам которой формируется заключение о включении (невключении) экспериментального (инновационного) проекта в перечень, и Министерством образования РБ издается соответствующий приказ на учебный год. Такая процедура проводится ежегодно. Деятельность ЭП курирует научный руководитель, а деятельность ИПК – консультант, которые несут полную ответственность за ход работы. В течение установленного МО РБ срока экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования, получившем статус ЭП или ИД, не разрешается организация ЭП или ИД по другой теме, проведение методических мероприятий и проверок, касающихся содержания экспериментального и инновационного проекта, без согласования с руководителем ЭП, консультантом ИП (п.57 Инструкции). Источник: "Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы" Витебск |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |