На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Цифровые технологии в аспекте творческой самореализации молодёжи
Цифровые технологии в аспекте творческой самореализации молодёжи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Зырянова Дарья Евгеньевна бакалавр, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие» г. Екатеринбург, Свердловская область
магистрант
ФГ АОУ ВО «Уральский федеральный университет Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург, Российская Федерация

Работа с молодежью в современных условиях предполагает «использование научно- обоснованных и проверенных практикой методов и форм, а также их модернизацию и разработку новых подходов в деле реализации государственной молодежной политики как системы разнообразных мер, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала» [9, с. 19].


В современном мире и обществе постоянно происходят изменения, что требует от человека проявления соответствующих качеств. Это позволяет человеку решать различные жизненные задачи и реагировать творчески на возникновение неожиданных ситуаций. Творческая самореализация личности может быть достаточно разнообразной. В частности, одной из форм творческого становления является свободное времяпровождение, которое дает возможность интегрировать разнообразные виды деятельности [10]. Проблема творческой самореализации молодежи является актуальной не только в социологии и педагогике, но и в психологии и философии. В основе исследования самореализации личности лежат труды таких, как И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Бредли, Дж. Маккензи, Ф. Адлер, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, В. С. Соловьев, В. И. Муляр и др. В психологии основополагающие идеи о процессе самореализации личности представлены в исследованиях А. Адлера, Г. Айзенка, А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса, Э. Форма, К. Хорни, К. Юнга, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна, А. Г. Асмолова, Л. А. Коростылевой и др. [11].
Интерес для научного сообщества представляет изучение возможностей свободного времяпровождения для творческого становления личности.
Ученые пишут о реализации спортивной одаренности молодежи [3, с. 21-22], в том числе реализации инициатив молодежи с инвалидностью в спорте [5, с. 56], творческой самореализации в народном творчестве [6, с. 139], а также при организации культурно-массовых мероприятий, в том числе для молодежи с ограничениями здоровья [1, с. 26]. Анализируется реализация творческого потенциала молодых специалистов в организациях и на предприятиях в научно-технической деятельности [4, с. 388].
Проблема изучения творческой самореализации молодежи в условиях цифровизации общества требует внимания как ученых, так и практиков. Представители современной молодежи родились в информационном обществе, в век цифровых технологий и интернет-коммуникаций. Интернет-пространство является сегодня неотъемлемой частью жизни любого представителя молодого поколения. По данным различных исследований, молодые люди в среднем проводят в Интернете 143 мин в день, но это усредненный показатель. От 20 до 30% российских учащихся и студентов в различных регионах тратят на Интернет свыше шести часов своего времени [8]. Это «может привести к утрате личностного развития потенциала индивидуума, ослаблению навыков реального общения, искажению процессов социализации и формирования жизненных ориентиров и стратегий» [7, с. 107].

Целью статьи является попытка рассмотреть цифровые технологии в аспекте творческой самореализации молодёжи.
Отметим, что Интернет- и цифровые технологии открывают новые возможности и создают новые сферы для творческой самореализации молодежи. Интернет представляет собой многогранное информационно-коммуникативное пространство, в котором современный человек получает дополнительные возможности самореализации. Ярким примером такой возможности является блоггинг. Блоггинг - процесс ведения блога и его постоянного обновления. Блогом называют некий электронный журнал или, как его еще называют, «онлайн-дневник» человека, организации или какого-то сообщества, который постоянно обновляется. Владельца и автора блога, соответственно, называют «блогером» [2]. Исследования показывают, что в большинстве случаев блог воспринимается как личное пространство или независимая коммуникация, поэтому блоги представляют большой интерес для молодежи. Блог становится способом достижения желаемых результатов, средством для самовыражения и самореализации. Здесь авторы делятся своими работами различного плана, выражают своё мнение, делятся эмоциями и переживаниями.
Интернет-игры выступают еще одним способом самореализации представителей молодого поколения. Самореализация в интернет-играх может происходить за счёт создаваемых в игре персонажей, когда образ создается либо на основе реальных черт личности, либо на основе тех особенностей, которыми человек хотел бы обладать, либо на основе симбиоза реальных и желаемых качеств. Многие игры предполагают создание предыстории, биографии персонажа, в процессе игры персонаж живёт, «достраивает» себя во взаимодействии с другими субъектами игры. Одной из самых привлекательных особенностей данного вида развлечений является возможность прожить разные варианты событий, разные жизни.
На сегодняшний день интернет является творческой лабораторией, где человек может искать собственную идентичность, экспериментировать с ней, пробовать разные способы самореализации. Самореализация в интернете, позволяющая человеку быть разным, динамичным, быстро реагировать на изменения в окружающем мире, находиться в постоянном поиске лучше всего отражает специфику современности. Несомненно, данная тема требует проведения ряда эмпирических исследований, что и является предметом нашего дальнейшего анализа.


Список литературы
1. Афанасьева Н.В. Реализация молодежных инициатив молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Афанасьева, Н.В. Попова, А.Г. Пшеницын // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в цифровом пространстве: сборник статей III международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 10-11 декабря 2020 года) / под общей редакцией А.Л. Неволиной; ответ. за выпуск А.Р. Барашев. - Екатеринбург: Ажур, 2021. - С. 21-27.
2. Гальмаков Ю. Что такое блог, блоггинг и блогер / Ю. Гальмаков // Город копирайтинга.
3. Пономарев А.В. Реализация спортивной одаренности молодежи в аспекте социологического анализа / А.В. Пономарев, Н.В. Попова, Л.К. Тропина, А.Н. Попов //Теория и практика физической культуры. - 2020. - №5. - С. 20-22.
4. Попова Н.В. Взаимосвязь личностных особенностей и карьерных ориентаций молодых работников промышленного предприятия / Н.В. Попова // Вестник Казахского национального университета. Серия психологии и социологии. - 2015. - №1(52). - С. 380-389.
5. Попова Н.В. Физическая культура в аспекте реализации инициатив молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Попова, А. Джофциду // Теория и практика физической культуры. - 2022. - №2. - С. 56-57.
6. Попова Н.В. Роль Уральского центра народного искусства в воспитании и социализации молодежи / Н.В. Попова, А.И. Муллер // Диалог культур в глобализирующемся мире: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / под редакцией В.Э. Манаповой. - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 137-140.
7. Попова Н.В. Фитнес как технология профилактики интернет-зависимости молодёжи / Н.В. Попова, И.С. Щеголев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, №2. - С. 107-114
8. Применение информационных технологий в профилактике экстремизма в молодежной среде: учебно-методическое пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 39.03.04 «Организация работы с молодежью» / П.Е. Суслонов, А.Н. Старостин, В.Л. Назаров [и др.] ; под общ. ред. В.Л. Назарова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2021. - 140 с.
9. Социокультурные аспекты молодежной политики в сфере труда и образования: монография. В 2-х частях / Л.М. Андрюхина, А.Г. Кислов, Е.В. Осипчукова [и др.]. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. - 221 с.
10. Старобинец-Догляд Е.В. Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход / Е.В. Старобинец-Догляд // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - №4(168). - С. 43-48.
11. Тенюкова Г.Г. Структура, компоненты и критерии готовности подростков к творческой самореализации в системе дополнительного образования / Г.Г. Тенюкова, К.Н. Коданева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - №4-2(72). - С. 161-166.
Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.