На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2 - Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2 - Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога
Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Деятельность психологической службы по формированию здоровьесберегающего пространства школы
Все страницы

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога

М.В.Дирко

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай". Хочется добавить (в реалиях нашего времени): хочешь быть успешным – бегай. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья зависит от здоровья. Поэтому важнейший труд учителя - забота о здоровье своих воспитанников. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Примерно каждый второй ребенок в школе нездоров, и посещение школы для многих является испытанием, в результате которого учащийся оставляет в школе частичку своего здоровья. По данным медицинского осмотра (2007/2008 учебного года), І группу здоровья, т.е. абсолютно здоровы, имеют лишь 32% учащихся нашей школы. Поэтому одной из приоритетных задач, решаемых педагогическим коллективом школы, на протяжении нескольких последних лет является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В школе есть опыт работы по сохранению и совершенствованию здоровья школьников. Вопросы здоровьесбережения ежегодно выносятся на заседания педагогического совета, заседания предметных методических объединений, реализуется внутришкольная программа "Здоровье", в практику ведения уроков внедряются здоровьесберегающие технологии (проектные и Дальтон-технологии, технологии коллективного обучения и французских мастерских, интерактивные игры и др.), в системе внеурочной работы действует комплексный здоровьесберегающий проект "Если хочешь быть здоров", проводятся малые олимпийские игры, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Педагогический коллектив школы рассматривает понятие "здоровье" как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов: здоровья физического, здоровья социального, здоровья психического, здоровья духовно-нравственного. И направляет свою деятельность прежде всего на соблюдение основных факторов, способствующих укреплению здоровья детей в школе. Это создание условий, соответствующих СанПиНам, рациональный режим обучения, сбалансированное питание, обеспечение рационального двигательного режима, своевременные медицинские услуги, оптимальная учебная нагрузка и внедрение в практику образовательного процесса технологий обучения и воспитания, содействующих здоровьесбережению, охрана психического здоровья. На особенностях внедрения в практику работы школы здоровьесберегающих технологий хотелось бы остановиться подробнее. Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.
Психическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. Основная функция психического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между ребёнком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
В течение каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоционального состояния учащихся, определения "проблемных" зон в развитии личности трудных подростков, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений в подростковой среде, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе полученных данных определяются основные направления в работе педагогов-психологов, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.
Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают педагогов-психологов активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях кружков "Лабиринт" и "Познай себя" для учащихся среднего звена и подростков "группы риска". Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия для первоклассников, факультативный курс для учащихся 5-ых классов "Психология общения" для оптимизации адаптации к условиям начальной и средней школы. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
Используются арттерапевтические технологии и игровые формы для активной работы с семьёй с целью оздоровления психологической атмосферы последней, формирования здоровых детско-родительских отношений. Всё более значимой и интересной становится деятельность школьного родительского клуба, ежемесячные заседания которого проходят в игровых увлекательных формах, совместно с детьми, педагогами, где через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений, появляется возможность дистанцироваться от семейных проблем и взглянуть на них с другой стороны, найти способы преодоления внутрисемейных конфликтов, работать на сохранение и укрепление психического здоровья родителей и детей.
В школе создан кабинет социально-педагогической и психологической службы (наряду с кабинетами всех специалистов СППС) для проведения индивидуальной, групповой диагностической и коррекционной работы, занятий кружков и заседаний родительского клуба, психолого-педагогического консилиума.
Педагоги-психологи проводят систематические индивидуальные консультации по результатам мониторинга психического здоровья учащихся для педагогов школы, учащихся, родителей, размещают интересующую родителей и детей   информацию на общешкольном стенде "Путь к совершенству". Традиционна и просветительская работа с родителями учащихся на лекториях университета педагогических знаний, ежегодных общешкольных конференциях ("Мы и здоровье наших детей", "Осторожно, дети!" и др.), родительских собраниях по различным аспектам сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся, гармонизации семейных отношений.
Роль педагога-психолога в вопросах здоровьесбережения школьников неоспорима. Главное, он должен иметь достаточный статус и право участвовать в обеспечении психологической безопасности и в формировании психического здоровья учащихся – того, что с такой легкостью, случайно, попутно может быть нарушено событиями в школе или нечаянными (а порой и сознательными!) действиями учителя и что с таким трудом восстанавливается. "Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!" – эта фраза должна стать лозунгом, аксиомой деятельности современной школы.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.