Страница 4 из 4
Деятельность психологической службы по формированию здоровьесберегающего пространства школы
Г.И.Карпей
Задача здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, культуру здорового общения, и тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих людей и членов собственной семьи. В целом здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию среди учащихся культуры здоровья. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность детей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как познать искусство общения с другими людьми, как не стать жертвой преступления, за ответами на все эти вопросы подростки и дети подчас обращаются именно к психологу, учителю. И тогда полученная детьми информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике, а мы можем надеяться, что у них будут формироваться адекватные механизмы адаптации – психологической, физиологической, социальной. Элементами здоровьесберегающих технологий в работе школьного психолога для реализации творческих задач служат такие методы и доступные формы работы, как дискуссия, психолого-педагогические тренинги, в т.ч. тренинги по развитию коммуникативных навыков, психологической подготовке к экзаменам, снятию тревожности и агрессивности, развивающие занятия по гендерному воспитанию, "фототерапия" и "терапия искусством" в целом. Кроме того, психологом школы третий год проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы по курсу "Истоки". Все это помогает реализовать индивидуальный подход к учащимся и превратить используемые технологии в здоровьесберегающие. По нашему убеждению, представленность психопрофилактической составляющей в работе школьного психолога связана не только с развитием прикладной психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, но и психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей. Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы также является объектом внимания психолога. Эмоциональный климат в школе во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что "хороший смех дарит здоровье" сказано немало. Об этом часто ведется разговор психолога и детей на консультациях и тренингах. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика ценится не меньше физкультминутки и стоит в противовес школьной утомляемости, оживляя творческий настрой. На психологических занятиях с детьми уделяется внимание и оценке использования шуток. Примитивно-злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, духовно-нравственному здоровью. Дети осознают, что, к сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача психолога – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Тенденция употребления слов-паразитов и ненормативной лексики подростками отражает современное снижение общего уровня культуры, ухудшение психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. На занятиях психолог разъясняет детям, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья. И процесс его дальнейшей деградации будет продолжаться, если эту привычку не прекратить. Детям доводятся до сведения, что известна и тесная связь этого феномена с уровнем асоциальности, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголя и других одурманивающих веществ. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое, психическое, духовно–нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует подтверждаемый исследователями факт патогенного воздействия употребления ненормативной лексики не только на психическое, но и на соматическое (телесное) здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур. С опорой на источники детям рассказывается, что если молитва, по убеждениям и ощущениям представителей любой религии, оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с "антимолитвой", разрушающей и душу, и тело. Задача психолога и педагогов школы нам видится в том, чтобы воспрепятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека). Мы с полным правом причисляем этот подход к здоровьесберегающим и потому, что принципы этой работы по большей части совпадают с формированием моды на здоровье, как стратегического направления общегосударственной политики в области здравоохранения. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появилось направление работы под общим названием "терапия искусством". Ролевые "арттерапевтические" игры и тренинги, совместный просмотр и обсуждение кино-, мультфильмов, "фототерапия" – эти технологии применяются в практике психолога нашей школы с профилактической, коррекционной и развивающей целью. Участники совместного просмотра фильмов получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является персонаж фильма. А целительные свойства кинотерапии воздействуют чаще всего на бессознательную сферу детей и основаны на работе определенных психологических механизмов. Целебный эффект не только кинотерапии, но и арттерапевтических приемов в работе с детьми достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни. Конечно, мы относимся осторожно к правильному подбору фильма. Он должен быть позитивным, учить детей высшим ценностям: добру, любви, правде, терпению, красоте. Фильм должен соответствовать целям терапии, учитывать возраст и психологическую ситуацию группы детей. Нами практикуется применение "фототерапии" в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации школьника. Работаем чаще с готовыми фотографиями или создаем свои снимки. Разные варианты работы с фотографиями мы используем и в арттерапевтических играх как здоровьесберегающие технологии.
Фотография ценна тем, что символизирует различные воспоминания. Ребенок может пережить те или иные события прошлого, забытые чувства. Через это можно выйти на неосознаваемые внутренние конфликты и потребности. Особой областью применения фотографий является работа с детьми и подростками, перенесшими утрату, потерпевших травмы, имеющих посттравматический стресс. Эта работа является одной из форм здоровьесберегающих технологий. Одним из элементов здоровьесберегающих технологий служат занятия по гендерному воспитанию со старшеклассниками, у которых резко меняются социальные роли, и они часто нуждаются в помощи по развитию навыков конструктивного общения, эмпатии, культуры взаимоотношений. Разработанные нами занятия способствуют этому, а также и пониманию социальных ролей мужчины, женщины, здоровых чувств, ответственности друг за друга и свои семьи.
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5]
|